Сам дурак |
12.04.2015 |
|---|
Фото автора
В Рязани, в библиотеке имени Горького, прошёл творческий вечер Юрия Быкова — уроженца Новомичуринска Пронского района, кинорежиссёра, автора фильмов «Жить», «Майор», «Дурак».
О «Левиафане»
«Я скажу так: больше вызвал резонанса, потому что он представил Россию зарубежному зрителю в условиях того, что происходит между нами и Америкой, Украиной и так далее. Фильм «Левиафан» либеральной общественностью был понят как знак. А «Дурак» был обвинён в излишней симпатии к российскому чиновнику, человеку. Это что касается разделения там, в Москве, чтобы вы понимали. Это в какой-то степени противопоставило нас с Андреем, хотя я к нему отношусь уважительно. Его картина действительно жёсткая не потому, что он ставит диагноз, а потому что он не видит ничего лицеприятного в российском менталитете. А я люблю матершинные частушки!
Отношение к матери как к чему-то святому, какой бы она ни была — это и есть разница между «Левиафаном» и «Дураком». Андрей Звягинцев на самом деле очень рефлексирующий. У меня к нему другая претензия. Он в эфире Первого канала сказал, что это фильм вообще про мир, вообще про человека, вообще про Бога. Побоялся сказать... Не знаю, может быть, он действительно так считает. Если бы у меня была возможность, я сказал бы, что это фильм про Россию. Понимаете, его же подняли на знамя не потому что он снял вообще про мир и человека, а потому что все эти либеральные товарищи закричали: «О, вот она, Россия, вот правда о ней!». Он же, собственно говоря, от них отрёкся. Хотя они до сих пор его носят со знаменем. Понимаете, да?
«Левиафан» — это коммерческий проект, понимаете? Это неправда, что его делали на деньги Запада. Его делали на деньги Министерства культуры и российского олигарха, честно вам скажу.
О «Дураке»
Я своего героя не считаю дураком, что я, дурак, что ли? Конечно, я исходил из того, что положительный герой в России всегда немножко юродивый. Существует фраза ещё со школьной скамьи: «Ты что, самый умный?» или «Тебе что, больше всех надо?» Но мне кажется, такие люди как Дима Никитин пока и держат на плаву всё это огромное государство. Дураком я его не считаю, я его считаю нормальным мужиком. Прототипом этого героя является актёр, который его исполнил — Артём Быстров — с очень тяжёлой судьбой из Нижнего Новгорода, абсолютно периферийный простой рабочий парень.
О личных столкновениях с беспределом
Если бы я работал в ЖКХ, понятное дело, я встречался бы с беспределом чиновников. Я изучаю материал, который витает в воздухе. Прежде чем начать новую картину, я обращаюсь к очень простой штуке: что интересует миллионы? Когда была история с Евсюковым, мне казалось, что всех интересуют отношения полиции и простого человека. Когда я начинал «Дурака» и спросил себя, а что сейчас всех интересует, на этот момент уже рухнула Саяно-Шушенская ГЭС, было огромное количество репортажей даже на федеральных каналах, которые обычно, скажем так, осторожно упоминают, что в России не всё хорошо. Новостные выпуски были переполнены сюжетами, что надо обратить внимание на то, в каком состоянии фонд, построенный при Хрущёве, Брежневе и уж, тем более, при Сталине. Поэтому я обращаюсь к проблеме, которая касается всех, как мне кажется.
О прототипах
Я очень часто беру архетипы из той жизни, которой я жил. Поэтому я выношу на экране тех персонажей и те психологические лица, которые были мной наблюдаемы в течение жизни.
О переезде в столицу
Когда я уезжал в Москву, во ВГИК, мама собрала мне сумку, в которой было восемь банок с помидорами. Денег-то не было с собой, а картошка, морковь, лук и банки с помидорами были. Я эту сумку довёз до Выхино, а студия была в Новогиреево. И от Выхино до Новогиреево я её пёр, а там ещё и колёсики сломались у сумки... Тяжело было, в шкафу ночевал целый год. Но на самом деле это такое прикольное время было, когда чего-то добиваешься.
О творческих планах
Будучи всё-таки достаточно взрослым, серьёзным и социально ответственным мужиком, я вынужден вести двойную жизнь. У меня есть коммерческая деятельность, которая заключается в том, что я работаю на платформе коммерческого кино. Это сериалы, и сейчас я буду снимать фильм про выход Леонова в космос, где Женя Миронов сыграет Леонова — это при личном участии и Минкульта, и министра, и президента. А с другой стороны, есть моя личная деятельность, авторская жизнь. Это грубо говоря, как бартер. Я снимаю то, что я хочу, Минкульт, в том числе, всё-таки финансирует мои картины несмотря на содержание. Это показатель того, что пока мы не находимся в зоне абсолютной цензуры, и это правильно, потому что критика должна быть.
Я работаю как ремесленный режиссёр, потому что авторское кино сейчас практически ничего не зарабатывает, «Майора» я начинал снимать на собственные деньги. И это нормально, потому что я готов работать абсолютно без зарплаты и за ноль... И у меня артисты в «Дураке» практически за ноль снимались. Зачем зарабатывать деньги, если ты просто хочешь поделиться какими-то мыслями, чувствами на какую-то серьёзную тему?
О своих целях в кино
Во-первых, надо запечатлеть время. Второе: одно дело знать, что не всё так просто и не как надо, а другое дело всем вместе в большом зале сесть, увидеть всех и почувствовать дыхание соседа. Потому что когда я наедине с самим собой, могу и чужие часы своровать. А когда всё это прилюдно...
О посвящёнии «Дурака» Алексею Балабанову
«Дурак» посвящён Балабанову, потому что он был самый честный человек. Он был очень жестокий, мизантропичный и ушёл с ощущением того, что всё плохо. Но, к сожалению, никто не смог протянуть ему руку, даже его близкий друг Сельянов, потому что очень много пережил Балабанов и очень много видел в этой жизни, так же как и Герман, кстати. Я был на похоронах Германа — это ощущение, что люди ушли, не дождавшись света в конце тоннеля.
«Почему в «Дураке» Цой?»
Потому что мне был нужен герой оттуда, из восьмидесятых. Мне нужен был не хипстер современный, который сидит в ресторане и ему что-то не нравится в стране, но вообще он готов уехать на Бали. Мне нужен был мужик, обыкновенный парень, которого не устраивает, но он готов жить здесь и бороться здесь. Это принципиальная разница, потому что — не хочу сейчас вдаваться в политические дебри — но я не понимаю, как можно быть чем-то недовольным и не пытаться это исправить. А просто говорить, что это плохо и уезжать жить в Испанию. Это для меня странно, потому что матерей, родителей, Родину не выбирают.
«Тем, кто ложится спать, — спокойного сна. Спокойная ночь». Парень идёт ночью под эту песню. Мне показалось, это абсолютно простой внятный образ. Когда я писал сценарий, меня долго убеждали, что главным героем должен быть какой-то очень умный, очень воспитанный человек, который просто приехал на Родину, увидел проблему, попытался её решить, ничего не получилось и уехал. Но я сказал, что это должен быть сантехник, который здесь родился, вырос и умрёт.
Что хотелось бы изменить на малой родине
Я, во-первых, дал бы людям работу. Насколько я слышал, там с электростанцией не очень хорошо. Все не могут убежать в Москву работать. Нужно создавать рабочие места там, где люди живут. Вообще с Рязанской областью всегда было не очень хорошо, это дотационный регион. Я недавно ездил в Краснодар — они, конечно, побогаче. Но что поделаешь. Я раньше думал, всё во всей стране одинаково. Но нет, живут по-разному, в Грозном вообще сейчас Дубай. Я абсолютно убеждён, что это путь в никуда, если сейчас из Новомичуринска получится город-призрак.
О любимых пейзажах и о ГРЭС как локации для съёмок
Когда лето наступает, в Рязани всегда хорошо. Но мне же надо было сгустить краски. Дело ещё в том, что ГРЭС — не просто город без лица. Ему 40 лет, это панельный город, стоящий в том месте, куда даже коров пасти не водили. Это какая-то странная низина. И для меня это всегда было как квинтэссенция. Во-первых, это средняя полоса, во-вторых, люди много откуда приехали, в-третьих, большое серьёзное предприятие. На ГРЭСе живут все, люди приехали отовсюду.
Откуда деньги
Я заработал на сериале «Инкассаторы» и на свои деньги снимал «Майора». Когда говорят, что композитор, режиссёр, монтажёр — одно лицо — это не от хорошей жизни. Это от того, что нужно многое сделать самому. У Андрея Звягинцева в фильме «Левиафан» бюджет был 6 миллионов долларов. А в фильме «Дурак» он был 2,7 миллиона рублей. Но сделали мы как-то фильм».

Метки: кино, Юрий Быков, библиотека имени Горького, ЖКХ, Новомичуринск, Пронский район
24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната
24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу
24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность
24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте
24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»
23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили
23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам
23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
24.12.2025 20:57
Ещё два БПЛА сбили над Рязанской областью
24.12.2025 17:54
Павел Малков: «Гостей нашей области ждёт много интересных гастрономических мест»
24.12.2025 17:35
Юлия Швакова рассказала о развитии промышленного потенциала региона
24.12.2025 17:05
В Рязанской области будут развивать ещё четыре инвестиционных проекта
24.12.2025 16:27
Аркадий Фомин встретился с участником региональной кадровой программы «ГЕРОИ62» Романом Денисовым









