Подробности

Юбилей

110-летие

26.04.2015

Маневровая бригада станции Рыбное (1930 год)

Российскому профсоюзу работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) в апреле 2015 года исполнилось 110 лет.

Сегодня РОСПРОФЖЕЛ представлен более 4500 первичными профсоюзными организациями, объединяющими свыше 1,5 млн человек. В Рязанской области действует региональное обособленное подразделение дорожной территориальной организации на Московской железной дороге, в которую входят более 10 тысяч тружеников стальной магистрали, или 97,6 процента от общей численности работающих железнодорожников.

Как всё начиналось
Зарождение отраслевого профсоюзного движения произошло ещё раньше, катализатором его создания стала забастовка в Главных мастерских Московско-Казанской дороги в 1895 году, когда рабочим сборочного цеха по выпуску паровозов была урезана заработная плата. В апреле 1905-го в Москве состоялся первый учредительный съезд, который провозгласил создание Всероссийского внепартийного железнодорожного союза. Съезд принял платформу, где говорилось, что «целью союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог». А уже в конце августа 1905 года на съезде рабочих Забайкальской дороги была принята резолюция «О профсоюзах», после чего на всех магистралях начали создаваться крупные профсоюзные объединения. В период репрессий после 1905 года профсоюзы ушли в подполье, но продолжали действовать в интересах рабочих, и ряды организации ширились. В результате к началу Февральской революции 1917 года численность членов профсоюзных объединений составляла почти 800 тыс. человек, на предприятиях были образованы месткомы.

Решение о создании единого производственного союза было принято 21 февраля 1919 года. В рядах профсоюза было уже порядка 1 млн 250 тыс. человек. В августе 1922-го профсоюзом работников железнодорожного и водного транспорта был подписан первый Генеральный коллективный договор между Народным комиссариатом путей сообщения и ЦК профсоюза. Однако уже 2-4 октября 1922 года на Втором Всероссийском съезде произошло разделение профсоюза на два автономных: железнодорожников и водников. Позже, в сентябре 1934 года, по решению пленума ВЦСПС произошло ещё одно «разукрупнение», в результате которого Профсоюз рабочих железнодорожного транспорта был поделён на пять самостоятельных профсоюзов: рабочих железных дорог Центра, Юга, Востока и Дальнего Востока, Средней Азии и профсоюз рабочих железнодорожных заводов.

С 20-х годов вплоть до начала Великой Отечественной войны деятельность профсоюзов под влиянием партийных установок была направлена на повышение производительности труда, контроль за трудовой дисциплиной, развитие соцсоревнования, подъём ударничества и ужесточение режима экономии. Между тем, несмотря на административное давление, профсоюз всегда пытался отстаивать трудовые и социальные права каждого своего члена, контролировал условия труда, быта и производственной безопасности.

Исторически сложилось, что эффективную систему социального страхования в нашей стране также формировали профсоюзы. В 1933 году решением ЦИК СССР, Совнаркома и ВЦСПС профсоюзам было поручено управление социальным страхованием рабочих и служащих, что значительно повысило его роль и значение. Эффективность управления профсоюзами социальным страхованием и использования средств на профилактику, оздоровление и детский отдых доказана временем.

В годы третьей пятилетки (1938-1942 годы) ЦК профсоюзов железнодорожников вёл активную работу по изысканию новых резервов и возможностей для повышения производительности труда, наиболее полного удовлетворения нужд народного хозяйства, реализации программы освоения новой техники, повышения культурно-технического уровня работников отрасли.

С тех пор сменились несколько поколений работников, политический строй, названия и лидеры организации, но основная миссия профсоюза осталась неизменной. Она сосредоточена на создании глубоко продуманной системы социальных гарантий труженикам. Ее ключевыми звеньями стали отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры на предприятиях.
– Тульское подразделение объединяет работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, ведомственной охраны, детских садов и школ, здравоохранения и культуры, студентов и учащихся железнодорожных вузов и средних специальных учебных заведений, – рассказывает заместитель председателя дорожной профсоюзной организации на Московской железной дороге по тульскому региону Борис Парамонов. – За долгие годы существования нашего профсоюза сложилась хорошая традиция: с каждым сотрудником, который желает жить и работать в большой семье железнодорожников, обязательно беседует председатель профкома. Впрочем – и мне приятно это отметить – в нашей отрасли почти не бывает случайных людей: сюда приходят дети и внуки тружеников стальных магистралей, повышают квалификацию, заводят семьи, пользуются многочисленными правами и гарантиями, которые предоставляет им железная дорога, и трудятся во славу родного предприятия.

«Всё для фронта, всё для победы!»
В первые дни войны движением под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!» руководил профсоюз. Из его активистов создавались специальные формирования, которые помогали организовать работу в новых условиях, поддерживали в работниках дух патриотизма, трудового героизма и полной самоотдачи.

Профсоюз железнодорожников взял на себя задачу организации скоростного продвижения воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту. К осени 1941 года основной поток воинских грузов шел с востока к Москве преимущественно через станцию Рыбное. Из одиннадцати железных дорог Московского узла семь дорог были перерезаны фашистами. В район Москвы, где шли ожесточенные оборонительные бои и велась подготовка к контр наступлению, с Урала и из Сибири направлялось огромное количество войск и техники. Движение поездов к фронту происходило только по линиям, выходившим на Горький, Казань, Рязань, Ярославль.

История хранит бесчисленные примеры героизма железнодорожников, приводивших поезда к самой линии фронта, выводивших составы из-под огня и бомбёжек, воевавших на бронепоездах и увековечивших свои имена беспримерными ратными и трудовыми подвигами.

В начале 1942 года только на четырёх узлах - Московском, Рязанском, Рыбинском и Ряжском - насчитывалось свыше 750 «двухсотников», которые выполняли производственные задания более чем на 200%. Их девизом было «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт».

Послевоенные годы
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946- 1950 годы ставил огромные задачи - восстановление и развитие железнодорожного транспорта, значительное ускорение оборота вагонов за счет сокращений дальности перевозок, ликвидации простоев подвижного состава на железнодорожных и подъездных путях промышленных предприятий, значительное увеличение грузооборота по всем видам транспорта.

На сети железных дорог широко развернулось социалистическое соревнование за успешное выполнение задании четвертой пятилетки. В марте 1946 года на предприятиях Рязано-Рыбновского железнодорожного узла развернулось патриотическое движение за повышение производительности труда. Газета “Железнодорожная правда” регулярно сообщала о трудовых успехах. Так, в тот год газета писала, что “24 марта машинист Пятырев на участке Рыбное-Ряжск провел поезд с перевыполнением нормы технической скорости на 9 километров, из Ряжска в Рыбное доставил тяжеловесный поезд, перевыполнив норму технической скорости на 3 километра.

В тоже время профсоюзные организации сосредоточили своё внимание на решении социальных проблем железнодорожников и транспортных строителей, особенно на обеспечении их жильём.

В наше время
За 110-летнию историю профсоюза железнодорожников и транспортных строителей сменились несколько поколений работников, политический строй, названия и лидеры организации, но основная миссия осталась неизменной. Она сосредоточена на создании глубоко продуманной системы социальных гарантий труженикам. Ее ключевыми звеньями стали отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры на предприятиях.
– Рязанское подразделение дорожной территориальной организации на Московской железной дороге объединяет работников железнодорожного транспорта, ведомственных детских садов, здравоохранения, сотрудников и студентов отраслевых учебных заведений, – рассказывает заместитель председателя дорожной профсоюзной организации на Московской железной дороге по Рязанскому региону Константин Рябов. – В нашем подразделении профсоюза действует система мониторинга применения работодателями антикризисных мероприятий в организациях, где действует Роспрофжел. Не экономить на людях – наша принципиальная позиция. Мы видим, что резервов для экономии очень много. И в условиях нестабильной финансово-экономической ситуации мы абсолютно готовы содействовать в поиске решения вопросов повышения эффективности производства и снижения непроизводительных затрат. Тут мы с работодателем, что называется, не конкуренты. Задача у нас общая. 2015 год объявлен Роспрофжелом «Годом бережливого производства». Наши первичные профсоюзные организации работают над проектами по применению ресурсо- и энергосберегающих технологий.

В целях усиления социальной поддержки наших членов Профсоюза разработан ряд Программ страхования. Например, программа страхования работников локомотивных бригад от профнепригодности: уплачивая ежемесячный страховой взнос в сумме менее 1000 руб. работник, в случае получения медицинского заключения о профнепригодности, получит на руки страховую сумму в размере до 500 тысяч рублей, что позволит ему потратить деньги на лечение, обучение другой профессии или распорядиться ими по своему желанию.


В октябре 2014 года РОСПРОФЖЕЛ выступил с инициативой о внесении в статью 134 Трудового кодекса Российской Федерации нормы о проведении обязательной индексации заработной платы не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции, определяемых органами государственной статистики, во всех организациях (независимо от источников их финансирования и формы собственности), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Предложение размещено на сайте Российской общественной инициативы, и для того, чтобы стать законопроектом инициативе необходимо набрать 100 тысяч голосов. Мы надеемся, что с помощью профсоюзного актива мы улучшим благосостояние работников.

Олег Тимаков


Метки: РЖД, профсоюзы


Поиск

14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова

12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров

10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа

04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья

04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны

04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому

04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла

04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками

03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре

03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности

03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать

03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте

02.12.2025 17:46
В Рязани выставили на продажу трикотажное производство

02.12.2025 14:38
Галерея Летнего клуба Благородного собрания в Рязани грозила обрушиться без реставрации

02.12.2025 11:55
Рязанский филиал МГИК рассчитывает получить средства на ремонт здания в 2026 году

01.12.2025 16:16
В рязанском минтрансе рассказали о планах ремонта дороги в Дядьково

01.12.2025 15:28
«Зелёный сад – наш дом» наградил лучших в мире спортсменов-джитсеров

01.12.2025 11:58
Рязанская область вошла в число регионов с наиболее подорожавшей арендой коттеджей на Новый год

17:50
Борис Ясинский рассмотрел порядка 20 вопросов в ходе личного приёма граждан

17:43
Российский ипотечный рынок продемонстрировал заметный рост в ноябре

17:25
В Рязани арестовали подозреваемых в организации техподдержки мошеннических колл-центров

16:41
Андрей Костин считает снижение ключевой ставки ЦБ благоприятным фактором для рынка акций

16:36
Рязанцы очистили берега Черезовских прудов от мусора

15:58
Возбуждено уголовное дело по факту незаконной добычи известняка под Михайловом

15:39
Жители России адаптируются к получению дохода от вложений

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер