Подробности

Наука

Вечный двигатель

25.09.2015

Почему «сильный пол» избегает работать в школе, да и так ли уж велика там его роль?

В процессе подготовки к новому учебному году не раз говорилось о том, что в школе мало работает учителей-мужчин. И зарплата педагогов вроде бы увеличилась, а «сильный пол» в школу не спешит. Чего ему не хватает? Этот вопрос я решила обсудить с преподавателем физики рязанской школы №51 Александром Михайловичем Найденовым. В Рязани его многие знают. Он читает лекции, ведет практические занятия в РИРО, три года назад после победы на областном конкурсе стал участником заключительного этапа конкурса «Учитель года России». В общем, человек активный, к школьным проблемам неравнодушный, к тому же имеет солидный педагогический стаж. А.М. Найденов откровенно высказал свое мнение.

Р.В. — Александр Михайлович, мне попалось в Интернете, что учителя-мужчины составляют примерно 13 процентов всех педагогов российских школ. Завышена цифра, на мой взгляд. Хотя в среднем, может быть: ведь если в Подмосковье около девяти процентов, то в Дагестане больше 35. Как бы вы на глазок определили процент педагогов-мужчин в Рязани?
А.Н.
— Ну, четыре или пять… Во всяком случае, могу утверждать, что, когда я в начале 80-х годов пришел работать в образование, мужчины в нем были более заметны, чем сейчас. Присутствие их чувствовалось на педагогических советах, совещаниях. Не были редкостью, как теперь, мужчины-литераторы, историки. Преподавателей физики, это уже точно, было намного больше. Потом число представителей сильного пола в учебных заведениях начало таять, и установился их нынешний устойчивый дефицит. Хотя в последние три-четыре года наблюдаю такую тенденцию: выпускники университета пытаются пробовать себя в школе. Главным образом, это айтишники — преподаватели информационных технологий. К нам из таких приходили двое. Один ушел месяца через два: банк спокойно переманил его высокой зарплатой. Другой трудился гораздо дольше, но тоже в конце концов школу покинул — как мне кажется, из-за малых перспектив карьерного роста.

Р.В. — Я слышу преимущественно, что учителя-мужчины покидают школу из-за низкой зарплаты: «Вот если бы платили тысяч 25–30»…
А.Н.
— Размер зарплаты является существенным фактором, но не единственным. Сейчас у директоров школ есть большие возможности материально простимулировать работу учителя, и я знаю педагогов в некоторых школах, которые получают 25–30 тысяч и даже больше. Отсутствие карьерного роста для учителя бывает не менее значимо, чем зарплата.

Р.В. — Что значит карьерный рост для учителя? Стать, например, директором школы или завучем?
А.Н.
— Нет, такого рода поворот многими педагогами отвергается: «Я хочу быть только учителем». Речь идет о росте профессионального мастерства, о том, чтобы оно непременно замечалось и поощрялось.

Р.В. — То есть о признании?
А.Н.
— Да, о признании, к которому учителя-мужчины, по моим наблюдениям, более чувствительны, чем педагоги-женщины. Но я говорю не о мужском тщеславии. В мужчине, наверное, с давних-давних времен на генном уровне сохраняется традиция лидерства. Потому и в хозяйственных отраслях на самых ответственных постах — мужчины, они и политику делают… Вот эта лидерская роль учителя-мужчины в школе плохо реализуется. Я не хочу сказать, что мужчинам не дают быть управленцами, завучами… Он может быть лидером-учителем, а его в этом качестве подавляют, и часто — осознанно.

Р.В. — Каким образом?
А.Н.
— А таким: твое мнение всегда игнорируется, что бы ты ни сказал, все не так. То же бывает и по отношению к учителям-женщинам, но они более терпеливые, что ли… А у мужчин реакция: «А пошли они все…»

Р.В. — В одной статье я прочитала: чтобы мужчина пошел в школу, он должен знать, что нужен обществу, как защита Отечества…
А.Н.
— Если убрать патетику, то очень верно. Понимание твоей нужности, того, что твои усилия не только не напрасны, но и замечены, оценены коллегами, окрыляет. И уж совсем хорошо, когда твой труд достойно вознаграждается начальством, когда ты получаешь достойную мужчины зарплату.

Р.В. — Что значит: «достойную мужчины?» У нас вроде равноправие.
А.Н.
— Причем тут равноправие? Надо давать такую зарплату, которую заработал. И согласитесь, мужчина-педагог по сравнению с женщиной-учителем обладает рядом данных ему природой преимуществ: например, он более уравновешен, рационален и т.д. Ведь не зря при том, что учителей-мужчин, как вы говорите, в России 13 процентов, среди победителей конкурса «Учитель года России» их большинство. Надо просто справедливо оценивать труд мужчин-педагогов.

Р.В. — При тех «притеснениях», которые они, по вашим словам, испытывают, на всех совещаниях, педсоветах постоянно звучит: мужчины нужны школе, без них она как неполная семья…
А.Н.
— Это самое настоящее словоблудие. Поясню почему. Я уже говорил о ряде преимуществ учителей-мужчин. Их самая сильная сторона — деятельностная: например, проведение исследований, экспериментов, которые возможны с применением учебного оборудования. И вот этот уровень возможностей учителей-мужчин, которые еще остаются среди физиков, химиков, биологов, в школах никак не используется. Вот я, скажем, могу быть экспертом учебного оборудования по физике, которое периодически обновляется. Да, в РИРО меня приглашают, чтобы я рассказал об этом учителям. Но чтобы кто-то из директоров школ этим заинтересовался — не помню. А ведь как долго уже у нас идут разговоры о нехватке инженеров, высококвалифицированных рабочих… А все начинается со школы, и откуда же их взять, если она никак не перейдет на практические рельсы? Будем надеяться, что все-таки это произойдет: сейчас вводится новый федеральный образовательный стандарт, где как раз провозглашается деятельностный подход к работе с учащимися.

Р.В. — И ваши коллеги, учителя-практики, найдут достойное применение своим внутренним резервам. А что мужчины-гуманитарии, как используется фактор уважения, признания по отношению к ним?
А.Н.
— Точно так же, как и по отношению к другим. Дай Бог, если у человека найдется какая-нибудь «отдушина» в виде увлечения, и он заинтересовывает этим ребят. Тогда его начинают хвалить, ставить в пример и так далее. А о том, что он очень даже неплохой географ или историк, вообще забывается.

Р.В. — Скажите, как воспринимается мало знающими вас людьми, что вы учитель?
А.Н.
— У меня появился новый сосед по даче. Несколько дней он наблюдал за мной и, видя, как я преобразую свой участок, спрашивает: «Вы, наверное, офицер-отставник?» —«Почему вы так думаете?» — удивился я. «Наблюдаю ваше умение организоваться, вы энергичный, напористый». Я сказал, какая у меня профессия. Он был озадачен: «Непохоже». В обществе принято, что настоящий мужчина — это как локомотив, вечный двигатель, всегда куда-то пробивается, чего-то добывает. С этой точки зрения мужчина-педагог часто видится как… ни рыба, ни мясо. Такого воззрения не должно быть, государству надо что-то делать. Свои взгляды на это я вам изложил.

Р.В. — А почему вы работаете учителем? Могу подсказать варианты ответов, почерпнутые в одной статье: сознательно или бессознательно ищете недостающее тепло; удовлетворяете жажду власти; сам, как мальчишка; получаете удовольствие от процесса обучения и воспитания?
А.Н.
— Здесь все в определенной степени подходит… Но вот, например, жажда власти… Мне не доставляет удовольствия, когда ученики меня боятся, хотя вообще фактор страха в школе силен, и я до конца не могу от него уйти, хотя и стараюсь. Мне очень нравится, когда в классе есть дети, которые ничего не боятся. «Сам, как мальчишка». Это, пожалуй, так. Мне кажется, каждый воспринимает себя на уровне юности. И, конечно, удовольствие от процесса обучения и воспитания. Когда ты видишь, что помог ребенку во всех отношениях вырасти, он тебе почти как родной. Это сознание, это чувство в принципе решает многие психологические проблемы мужчин-учителей, которым достаточно вот такого «карьерного роста».

Р.В. — Александр Михайлович, много «стонов» по поводу «женского воспитания» в школах. Они не преувеличены?
А.Н.
— Нисколько. Многие дети лишены мужского внимания как в школе, так и дома, и мальчики представления не имеют о мужском типе поведения. А ведь мужчина и женщина одинаковые жизненные проблемы решают по-разному: мужчине больше присущ рациональный подход, женщине — эмоциональный. Когда у подростков все только «на чувствах», кто-то, познав силу кулаков, уходит в криминал, кто-то становится плаксой… А надо, чтобы они становились мужчинами…

Татьяна Банникова



Метки: образование


Поиск

14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30