Вечный двигатель |
25.09.2015 |
---|
Почему «сильный пол» избегает работать в школе, да и так ли уж велика там его роль?
Р.В. — Александр Михайлович, мне попалось в Интернете, что учителя-мужчины составляют примерно 13 процентов всех педагогов российских школ. Завышена цифра, на мой взгляд. Хотя в среднем, может быть: ведь если в Подмосковье около девяти процентов, то в Дагестане больше 35. Как бы вы на глазок определили процент педагогов-мужчин в Рязани?
А.Н. — Ну, четыре или пять… Во всяком случае, могу утверждать, что, когда я в начале 80-х годов пришел работать в образование, мужчины в нем были более заметны, чем сейчас. Присутствие их чувствовалось на педагогических советах, совещаниях. Не были редкостью, как теперь, мужчины-литераторы, историки. Преподавателей физики, это уже точно, было намного больше. Потом число представителей сильного пола в учебных заведениях начало таять, и установился их нынешний устойчивый дефицит. Хотя в последние три-четыре года наблюдаю такую тенденцию: выпускники университета пытаются пробовать себя в школе. Главным образом, это айтишники — преподаватели информационных технологий. К нам из таких приходили двое. Один ушел месяца через два: банк спокойно переманил его высокой зарплатой. Другой трудился гораздо дольше, но тоже в конце концов школу покинул — как мне кажется, из-за малых перспектив карьерного роста.
Р.В. — Я слышу преимущественно, что учителя-мужчины покидают школу из-за низкой зарплаты: «Вот если бы платили тысяч 25–30»…
А.Н. — Размер зарплаты является существенным фактором, но не единственным. Сейчас у директоров школ есть большие возможности материально простимулировать работу учителя, и я знаю педагогов в некоторых школах, которые получают 25–30 тысяч и даже больше. Отсутствие карьерного роста для учителя бывает не менее значимо, чем зарплата.
Р.В. — Что значит карьерный рост для учителя? Стать, например, директором школы или завучем?
А.Н. — Нет, такого рода поворот многими педагогами отвергается: «Я хочу быть только учителем». Речь идет о росте профессионального мастерства, о том, чтобы оно непременно замечалось и поощрялось.
Р.В. — То есть о признании?
А.Н. — Да, о признании, к которому учителя-мужчины, по моим наблюдениям, более чувствительны, чем педагоги-женщины. Но я говорю не о мужском тщеславии. В мужчине, наверное, с давних-давних времен на генном уровне сохраняется традиция лидерства. Потому и в хозяйственных отраслях на самых ответственных постах — мужчины, они и политику делают… Вот эта лидерская роль учителя-мужчины в школе плохо реализуется. Я не хочу сказать, что мужчинам не дают быть управленцами, завучами… Он может быть лидером-учителем, а его в этом качестве подавляют, и часто — осознанно.
Р.В. — Каким образом?
А.Н. — А таким: твое мнение всегда игнорируется, что бы ты ни сказал, все не так. То же бывает и по отношению к учителям-женщинам, но они более терпеливые, что ли… А у мужчин реакция: «А пошли они все…»
Р.В. — В одной статье я прочитала: чтобы мужчина пошел в школу, он должен знать, что нужен обществу, как защита Отечества…
А.Н. — Если убрать патетику, то очень верно. Понимание твоей нужности, того, что твои усилия не только не напрасны, но и замечены, оценены коллегами, окрыляет. И уж совсем хорошо, когда твой труд достойно вознаграждается начальством, когда ты получаешь достойную мужчины зарплату.
Р.В. — Что значит: «достойную мужчины?» У нас вроде равноправие.
А.Н. — Причем тут равноправие? Надо давать такую зарплату, которую заработал. И согласитесь, мужчина-педагог по сравнению с женщиной-учителем обладает рядом данных ему природой преимуществ: например, он более уравновешен, рационален и т.д. Ведь не зря при том, что учителей-мужчин, как вы говорите, в России 13 процентов, среди победителей конкурса «Учитель года России» их большинство. Надо просто справедливо оценивать труд мужчин-педагогов.
Р.В. — При тех «притеснениях», которые они, по вашим словам, испытывают, на всех совещаниях, педсоветах постоянно звучит: мужчины нужны школе, без них она как неполная семья…
А.Н. — Это самое настоящее словоблудие. Поясню почему. Я уже говорил о ряде преимуществ учителей-мужчин. Их самая сильная сторона — деятельностная: например, проведение исследований, экспериментов, которые возможны с применением учебного оборудования. И вот этот уровень возможностей учителей-мужчин, которые еще остаются среди физиков, химиков, биологов, в школах никак не используется. Вот я, скажем, могу быть экспертом учебного оборудования по физике, которое периодически обновляется. Да, в РИРО меня приглашают, чтобы я рассказал об этом учителям. Но чтобы кто-то из директоров школ этим заинтересовался — не помню. А ведь как долго уже у нас идут разговоры о нехватке инженеров, высококвалифицированных рабочих… А все начинается со школы, и откуда же их взять, если она никак не перейдет на практические рельсы? Будем надеяться, что все-таки это произойдет: сейчас вводится новый федеральный образовательный стандарт, где как раз провозглашается деятельностный подход к работе с учащимися.
Р.В. — И ваши коллеги, учителя-практики, найдут достойное применение своим внутренним резервам. А что мужчины-гуманитарии, как используется фактор уважения, признания по отношению к ним?
А.Н. — Точно так же, как и по отношению к другим. Дай Бог, если у человека найдется какая-нибудь «отдушина» в виде увлечения, и он заинтересовывает этим ребят. Тогда его начинают хвалить, ставить в пример и так далее. А о том, что он очень даже неплохой географ или историк, вообще забывается.
Р.В. — Скажите, как воспринимается мало знающими вас людьми, что вы учитель?
А.Н. — У меня появился новый сосед по даче. Несколько дней он наблюдал за мной и, видя, как я преобразую свой участок, спрашивает: «Вы, наверное, офицер-отставник?» —«Почему вы так думаете?» — удивился я. «Наблюдаю ваше умение организоваться, вы энергичный, напористый». Я сказал, какая у меня профессия. Он был озадачен: «Непохоже». В обществе принято, что настоящий мужчина — это как локомотив, вечный двигатель, всегда куда-то пробивается, чего-то добывает. С этой точки зрения мужчина-педагог часто видится как… ни рыба, ни мясо. Такого воззрения не должно быть, государству надо что-то делать. Свои взгляды на это я вам изложил.
Р.В. — А почему вы работаете учителем? Могу подсказать варианты ответов, почерпнутые в одной статье: сознательно или бессознательно ищете недостающее тепло; удовлетворяете жажду власти; сам, как мальчишка; получаете удовольствие от процесса обучения и воспитания?
А.Н. — Здесь все в определенной степени подходит… Но вот, например, жажда власти… Мне не доставляет удовольствия, когда ученики меня боятся, хотя вообще фактор страха в школе силен, и я до конца не могу от него уйти, хотя и стараюсь. Мне очень нравится, когда в классе есть дети, которые ничего не боятся. «Сам, как мальчишка». Это, пожалуй, так. Мне кажется, каждый воспринимает себя на уровне юности. И, конечно, удовольствие от процесса обучения и воспитания. Когда ты видишь, что помог ребенку во всех отношениях вырасти, он тебе почти как родной. Это сознание, это чувство в принципе решает многие психологические проблемы мужчин-учителей, которым достаточно вот такого «карьерного роста».
Р.В. — Александр Михайлович, много «стонов» по поводу «женского воспитания» в школах. Они не преувеличены?
А.Н. — Нисколько. Многие дети лишены мужского внимания как в школе, так и дома, и мальчики представления не имеют о мужском типе поведения. А ведь мужчина и женщина одинаковые жизненные проблемы решают по-разному: мужчине больше присущ рациональный подход, женщине — эмоциональный. Когда у подростков все только «на чувствах», кто-то, познав силу кулаков, уходит в криминал, кто-то становится плаксой… А надо, чтобы они становились мужчинами…
Метки: образование
17.01.2025 15:07
Экс-министр спорта Рязанской области Виктор Попков просит снять с него судимость
17.01.2025 10:25
Младенческая смертность в Рязанской области достигла исторического минимума
16.01.2025 18:01
Гипермаркет «Лента» в Борках в Рязани планируют закрыть
16.01.2025 15:33
По делу о мошенничестве с коммунальной техникой в Рязани продолжают допрашивать свидетелей
16.01.2025 15:03
После инцидента в Рязани в Госдуме призвали ужесточить правила продажи пневматического оружия
16.01.2025 10:58
За два года в Рязани приобрели в три раза больше троллейбусов, чем за предыдущие 20 лет
15.01.2025 19:34
Победители конкурса педагогов в Рязанской области начнут получать квартиры
15.01.2025 14:37
Стрельба в школе №47 в Рязани велась из игрушечного пистолета
15.01.2025 14:18
В школе №47 в Рязани произошла стрельба из травматического оружия
15.01.2025 12:45
Опубликованы результаты слушаний относительно участка у ручья Быстрец в Рязани
15.01.2025 12:06
В Спасском районе готовится к открытию музей лыж
15.01.2025 09:56
Определена дата Дня выпускников в Рязанской области
14.01.2025 14:26
В «Окской стрелке» построят новые коммуникации и подпорную стену
14.01.2025 14:08
Проект реставрации Дома купца Постникова в Сасово обойдётся в 11,9 миллиона рублей
14.01.2025 13:37
В Рязанской области создадут штаб по уборке пешеходных территорий
14.01.2025 11:55
Директором Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника стала Инесса Фельдман
14.01.2025 10:15
Рязанская область выбилась из срока назначения сенатора
13.01.2025 13:54
В ГК «Зелёный сад» отменена система депремирования
13.01.2025 12:37
Рязань стала одним из лидеров по росту цен на жильё
13.01.2025 11:50
Рязанский регион вышел в лидеры ЦФО по целевому обучению студентов
13.01.2025 10:54
Рязанская энергетическая сбытовая компания отметила 20-летие
13.01.2025 09:40
В Рязани проводят обсуждения по земельным участкам на улице Белякова
11.01.2025 21:30
Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов покинул пост
17.01.2025 19:38
Рязанский радиоуниверситет проведёт прямую линию для абитуриентов
17.01.2025 18:36
В Рязани может образоваться «пузырь» на рынке жилой недвижимости