Подробности

Театр

Генеральная линия

21.02.2017

19 февраля в Рязанском театре на Соборной подвели итоги международных творческих мастерских «Текст. Генеральная читка». Вопреки названию, зрителям были представлены не просто читки пьес, а эскизы спектаклей.

Фото автора

Над ними приглашённые режиссёры работали совместно с авторами пьес. Роли играли актёры из труппы театра на Соборной. Все три пьесы представляли «уральскую школы драматургии» и были написаны ученицами Николая Коляды. После показов состоялся круглый стол с участием руководителя мастерских, известного драматурга Михаила Бартенева и театральных критиков Оксаны Кушляевой и Алексея Гончаренко.

Гадкий котёнок
Первым на суд зрителей был представлен эскиз по пьесе Анны Богачёвой «Гадкий котёнок», поставленный режиссёром Татьяной Дрёмовой (Луганский академический драматический театр имени Луспекаева). Главный герой пьесы — кот породы «сфинкс». Его приобретает семейная пара — блондинка, не выпускающая из рук селфи-палку, и её муж, умеющий считать деньги, и, что называется, успешный человек. Супруги, собираются делать на сфинксе бизнес, используя его как дорогого кота-производителя. Однако вскоре у сфинкса обнаруживается некий «загиб хвоста» — серьёзный дефект, ставящий крест на планах хозяев подзаработать как заводчики элитных пород, и лысого избалованного тепличными условиями кота моментально отправляют в деревню к простой и грубоватой бабушке. С этого момента и начинается череда испытаний кота (который даже мышей-то не ловит, а лишь играет с ними) реалиями вольной жизни и отвращением со стороны всех окружающих. И сугубо городской, не нюхавший пороха, да к тому же ещё и безволосый кот-изгой постепенно завоюет симпатии и бабушки, и коровы, и белой пушистой кошки. И поймёт цену своей прежней хозяйке…

Судя по разговорам после спектаклей, этот эскиз, кажется, больше всех понравился рязанским зрителям. На обсуждении в рамках круглого стола отмечалось, что режиссёру и актёрам удалось создать запоминающиеся образы каждого из персонажей, в том числе точно и выразительно показать животных.
— Здесь артисты не врут, не делают каких-то приблизительных коров. Мне кажется, здесь режиссёрски найден ход, как показать сложное понятие красоты, которое есть в пьесе, — сказала Оксана Кушляева. — Часто в детских спектаклях всё куда-то торопится, а здесь действие приятно замедляется, и ты наслаждаешься этими персонажами.

— Был вопрос про жанр. Конечно, это не драма, здесь много смешного, яркого, но этой истории важно не скатиться в дальнейшем в комедию-раскомедию, — подчеркнул Алексей Гончаренко.

Как спасти папу…
Вторым был показан эскиз по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Как спасти папу, похищенного злым драконом». Режиссёром выступил столичный Михаил Егоров, уже поставивший в Рязанском театре на Соборной спектакль «Я не вернусь» по пьесе Ярославы Пулинович. Действие началось довольно привлекательно для сидевших в зале детей — на тёмной сцене начали рассказывать страшилки, причём страшилки современные и актуальные — с «чёрной-чёрной SIM-картой», тринадцатым непроходимым уровнем компьютерной игры, «и вдруг приложение говорит» и так далее. Страшилки друг другу рассказывают восьмилетние дети, и внезапно выясняется, что одна из девочек заколдовала всех пап — их похитил некий дракон.

Ребята отправляются на помощь папам,и в ходе мероприятий по спасению отцов выясняется, что те мало уделяли внимания детям: пропадали на работе, писали диссертацию, сами играли в компьютерные игрушки, обещали погулять, но не шли на прогулку… Всё заканчивается благополучно, и освобождённые от чар дракона папы раскаиваются в своём поведении. Один из отцов заключает свою дочь в объятия.

Что касается реакции детей-зрителей, то многие из них, поначалу с огромным удовольствием хохотавших над страшилками, уже не отзывались так эмоционально на основное действие. Но некоторые, напротив, искренне плакали над финальным объяснением отца с дочерью. Позже, на обсуждении, участники круглого стола вспомнили пьесы на сходную тему. Алексей Гончаренко упомянул «Большую меховую папу» Ксении Драгунской, где также идёт речь о «безотцовщине», рязанская журналистка Елена Коренева напомнила об эскизе «Последний папа» по пьесе польского драматурга Михаила Вальчака, который был представлен в театре на Соборной в рамках творческой лаборатории год назад — там вечно занятый папа тоже никак не мог поиграть со своей дочерью, за что и попал в руки сказочных злодеев, а дочке пришлось его спасать.
— Текст вызывает доверие из-за живого языка, — отметила Оксана Кушляева. — Но мне было интересно первые две трети. А потом из живого текста, как это часто бывает в детской драматургии, вылезала мораль, и становилась всё прозрачнее, началось очень длинное проговаривание темы детского одиночества.

Рыба и шоколад
Третий эскиз «Рыба и шоколад» был поставлен по пьесе Полины Бородиной Вахтангом Николава (Тбилисский русский драматический театр имени Грибоедова). В этом случае разница между пьесой и её сценическим воплощением была наиболее существенной: режиссёр многое изменил в деталях, сохранив, тем не менее, историю любви подростков — он из спецшколы для трудных детей, она — из хореографического училища. Он не блещет культурой и дисциплинированностью, она — ровно наоборот, и очевидно, что их ждёт совсем разное будущее… Поэтому неудивительно, что юноша прикидывается учеником престижного лицея. Но не это враньё является краеугольным камнем в развитии действия, потому вскоре становится понятно, что нравы в закрытых школах (где учатся влюблённые) одинаково жестоки, хоть эта жестокость и имеет разную специфику. Очевидно, что юноша и девушка могут воссоединиться лишь оторвавшись от своих «кругов». Но если вылететь из хореографического училища не составляет труда, и это трагедия, то со спецшколой для неисправимых всё обстоит прямо противоположным образом.

Вахтанг Николава признался, что сделал бы спектакль намного жёстче, если бы ставил его для взрослой аудитории. Режиссёр также отметил, что его волнует тема социального расслоения. Алексей Гончаренко, напротив, заявил, что не видит здесь две разные социальные группы, скорее здесь наблюдается одна группа — подростки из закрытых учебных заведений. Оксана Кушляева напомнила, что автором этой пьесы является Полина Бородина, участвовавшая во многих проектах, связанных с документальным театром.
— Здесь есть драматические обстоятельства, есть и жизнь, которую умеют писать екатеринбургские драматурги, — сказала она.

***
Художественный руководитель Рязанского театра на Соборной Марина Есенина в заключение сообщила, что впервые за пять лет появилась возможность представить все три эскиза в качестве уже полноценных спектаклей на сцене театра, где и проходили творческие мастерские.

Галина Журавлёва


Метки: Рязанский театр на Соборной, Марина Есенина, молодёжь, дети, Оксана Кушляева, Алексей Гончаренко


Поиск

17.01.2020 16:33
Вопросы ремонта Солотчинского моста решаются в судебном порядке

17.01.2020 15:54
Digital-площадка Tele2 появилась в Рязани

17.01.2020 15:19
Рязанская НПК полностью перешла на выпуск бензинов АИ-95-К5 «Евро 6»

17.01.2020 13:22
VELLCOM Group первыми в регионе подписали соглашение с Банком ДОМ.РФ о проектном финансировании строительства двух жилых комплексов

17.01.2020 11:03
Россельхозбанк: Вклад «Доходный» стал лучшим вкладом 2019 года по версии «Выберу.ру»

16.01.2020 14:49
Рязанцы приняли участие в ежегодном Гайдаровском форуме

16.01.2020 13:45
«Рельеф-Центр» подвёл итоги новогоднего конкурса «Шар подарков»

16.01.2020 12:16
Россельхозбанк: Более тысячи клиентов уже приобрели платёжные кольца PayRing

16.01.2020 09:52
Апелляцию по делу Андрея Минаева рассмотрят позднее

16.01.2020 09:41
Определён вектор развития рязанской журналистики на годы вперёд

15.01.2020 20:51
Игорь Морозов прокомментировал отставку правительства России

15.01.2020 14:30
До окончания приёма заявок на социальный проект санатория «Старица» осталось пятнадцать дней

15.01.2020 09:49
В Рязани изменили некоторые платные парковки

15.01.2020 09:27
РГМЭК предлагает потребителям снизить затраты на электроэнергию

14.01.2020 14:42
Рязанцы в новогоднюю ночь сгенерировали рекордное количество интернет-трафика

14.01.2020 13:18
Фигуранта дела МП «Детское питание» Рязани оставили под стражей

14.01.2020 11:31
Обязанности первого замглавы администрации Рязани исполняет Владимир Бурмистров

13.01.2020 17:44
Рязань в рамках Новогодней столицы посетило более 120 тысяч человек

13.01.2020 14:29
Администрация Касимова прокомментировала вопрос строительства кладбища

13.01.2020 13:23
Гендиректор ГРПЗ Павел Будагов уходит на повышение

13.01.2020 12:22
Стоимость питания в школах Рязани выросла

13.01.2020 10:10
И.о. главврача поликлиники №2 Рязани назначена Марина Панина

18.01.2020 21:10
В Рязани с балкона пятиэтажки вызволили двоих детей, оставшихся без присмотра

18.01.2020 19:49
На Рязанщине местами ожидается туман и гололедица

18.01.2020 19:45
ВТБ первым в России запустил видеобанкоматы

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Январь 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31