Подробности

Дело

Точка опоры

10.02.2021

Агентство развития производственных систем и компетенций было создано в начале эпохи борьбы с пандемией. Ему удалось внести свой вклад в стабилизацию ситуации.

Благодаря решению о его создании и развёрнутой в кратчайшие сроки работе Рязанская область стала одной из немногих по стране, где появилась серьёзная точка опоры для решения антикризисных, а сейчас и системных мер поддержки и стимулирования развития промышленного производства.

Как создавалась система, способная охватить весь крупный промышленный бизнес, рассказал директор Агентства развития производственных систем и компетенций региона Артём Никитин.

— Чем занимается Агентство и, самое главное, как знакомство и сотрудничество с ним может быть полезно рязанскому бизнесу?
— Не всякий регион может похвастаться такой организацией, в которой были бы сосредоточены исключительно структуры поддержки производства. В Агентстве на сегодняшний день три основных центра поддержки. Начнём с Центра кластерного развития, который занимается развитием, соответственно, кластеров и технопарками. За время работы Агентства было создано шесть кластеров. Их цель — создавать в кооперации новые продукты, выходить на новые рынки сбыта, в том числе, зарубежные. Но понятно, что без грамотной организации производства на экспорт выйти невозможно. Основополагающим требованием любого зарубежного контракта является высокий уровень культуры производства у его потенциального российского партнёра. В этом заключается гарантия надёжности сотрудничества, и это вполне понятно. Поиском зарубежных рынков сбыта успешно занимается в Агентстве Центр экспорта, а вот с вопросами повышения производственной культуры и отладкой всех производственных процессов — пожалуйста в Центр компетенций, в котором помогут с их решением.

Вот так в двух словах можно описать системность работы Агентства, в котором предприятия получают комплексную и последовательную поддержку: выстроить культуру производства, на основе кластерного подхода выпустить совместные продукты, которые впоследствии, например, вывести на экспорт. Как показал без малого год работы Агентства, такая системность даёт в совокупности очень хороший синергетический эффект.

С нами в системе работает Фонд развития промышленности. Его специфика — обеспечение на льготных условиях займов под 3-4% годовых. Во время пандемии буквально за неделю было выдано 174 миллиона рублей под 1% годовых. Деньги пошли на оперативную организацию производства медицинских масок, антисептиков, тепловизоров и обеззараживателей воздуха.

Агентство — это история про то, как слышать бизнес, как понимать, что ему нужно и, в первую очередь, оперативно реагировать на его потребности — как текущие, так и стратегические. Вот и смотрите сами, чем может быть полезно Агентство предприятиям промышленного сектора.

— Региональный центр компетенций ведёт нацпроект «Производительность труда» в Рязанской области. Но это же далеко не для всех желающих, не так ли?
— Всё верно, но отчасти. В нацпроекте «Производительность труда» для участников прописаны чёткие условия. Предприятия, которые могут присоединиться к реализации его мероприятий, должны иметь выручку 400 миллионов рублей в год, а с этого года уже 800. За год работы мы неоднократно сталкивались с такой ситуацией: вот есть бизнес, у которого выручка 388 миллионов рублей в год. То есть, вопрос его участия в работе по повышению производительности труда – это вопрос недостающих 12 миллионов. Предприятие стремится к обновлению и росту, а по закону мы не можем с ним работать. Решение было найдено. В регионе стартовал проект, к которому могут присоединиться как раз все желающие, в том числе и те, кто не подпадает под финансовые критерии нацпроекта, и, что называется, прокачать свою производительность, оптимизировать производственные и офисные процессы. Он и называется созвучно федеральному: «Производительность труда на малых и средних предприятиях Рязанской области».

Специально для этого проекта в Агентстве завершается разработка отдельной платформы, которая позволит участникам регионального проекта координировать всю работу по улучшениям в цифровом формате. Это будет большим подспорьем в работе.

— Провокационный вопрос, но ответа захотят многие. Зачем в принципе помогать нашему бизнесу? Вот вы реализуете нацпроекты, но между тем государство само вставляет бизнесу палки в колёса. Получается, Агентство, финансируемое государством, помогает бизнесу, которому одновременно с этим то же самое государство перекрывает кислород с другой стороны бюрократией и налогами. Так зачем вы тогда помогаете бизнесу?
— Всю систему власти в нашей стране можно сравнить с огромных размеров чётко работающими часами, в которых задействованы миллионы и миллионы шестерёнок, и каждая отвечает за свой процесс. Есть фискальные органы, у которых функция надзора, контроля, санкций, а есть институты развития, такие, как наше Агентство, которые создаются специально для того, чтобы поддерживать. Да, это и впрямь похоже на кнут и пряник, к которому так привык русский менталитет. И если бы ни он, то, действительно, не нужно было бы с одной стороны драть, а с другой помогать. Всё было бы гораздо мягче. Но, к сожалению, только в таком симбиозе внешних стимулов возникает, как это ни странно, положительный эффект.
Вопрос с налогами отдельный. Передергивать с ним можно сколько угодно, но именно на эти средства развивается социальная сфера. Так кто кому помогает и кто кому ставит палки в колёса?

— Агентство позиционирует поддержку в работе по повышению эффективности производства как первоочередную, базовую. За год своего существования вы уже успели вычислить и проанализировать данные по эффективности производств, которым помогли? Как вы определяете эту самую эффективность?
— Когда мы говорим об эффективности, мы говорим о значительном повышении производительности труда. Это совершенно математически измеряемый показатель: объём выпускаемой продукции или объём выручки от сбыта выпускаемой продукции на количество издержек. Всё просто. Давайте на примерах. Допустим, мы заходим на крупное промышленное предприятие и при первом же аудите обнаруживаем 30% брака. Катастрофа? Вовсе нет: предприятие к этому… уже привыкло, смирилось и ничего не предпринимает, чтобы изменить ситуацию, ликвидировать регулярную утечку денег. И не просто не делает, а даже не задумывается. К сожалению, это – общее место особенно для крупного промышленного бизнеса, который, в основе своей, был создан давно, и его сотрудники трудоустроились туда ещё в прошлом веке и привыкли к нелогичной организации производства. Оправдать все это я могу только тем, что у людей, занимающихся изо дня в день одним и тем же, замыливается глаз, появляется равнодушие. Результаты полномасштабного аудита, в том числе экономического, разбор генеральных целей предприятия, знакомство с коллективом – всё это делается в первую очередь и для того, чтобы «открыть глаза», объективно посмотреть на производство, определить, в какой именно поддержке нуждается предприятие, какие процессы требуют повышения эффективности. Дальше начинается кропотливая работа. Путь к эффективности лежит через отказ от привычных стереотипов, от работы «по старинке». Это очень непростая работа, так как требует больших усилий от самих людей. Для них эффективность — это осознать разницу между «было и стало».

— Как вы достигаете снижения себестоимости продукта на предприятии и есть ли конкретные результаты?
— Буквально на днях на ООО «Тепловодохран» завершилась активная фаза реализации нацпроекта. То есть, прошёл полугодовой период, когда сотрудники РЦК буквально живут на предприятии, помогают разбираться со всеми вопросами, с запуском и отладкой оптимизированных производственных процессов. Так вот, на этом предприятии после всех замеров и расчётов себестоимость производства одного продукта снизилась на 9%. Там производят газоанализаторы и счётчики. Сэкономленные деньги пойдут на развитие предприятия. С начала старта нацпроекта 49 рязанских предприятий присоединились к реализации его программы. Большинство из них уже закончили активную фазу, так что, как минимум, я могу привести ещё порядка 30 примеров реальной экономической выгоды, которую получили на этих предприятиях.

Но здесь надо понимать суть работы по нацпроекту. Заходя на предприятие, мы берём один поток, который приносит наибольшую выручку, и начинаем на нём работать. Это своего рода экспериментальный участок. Когда завершается активная фаза работы с этим участком, предприятие приступает к тиражированию опыта на другие участки, подключает к оптимизации другие процессы. Таким образом себестоимость продукции продолжает снижаться. Это лишь вопрос времени и целенаправленных усилий.

— По устранению потерь на производстве у вас есть целый обучающий практический курс в виде «Фабрики процессов». Как много коллективов уже прошли обучение, как вы проверяете, применяют ли они полученные знания на практике, и проверяете ли?
— За год обучение на тренинге «Фабрика производственных процессов» прошли уже более 450 человек из 63 организаций. Мы планируем запустить у себя и тренинг на «Фабрике офисных процессов». Потому что одно дело это произвести продукт, а другое – оформить всю сопроводительную документацию на него. Не секрет, что зачастую на процесс согласования уходит больше времени, чем на производство самой продукции. Сокращению потерь в этих процессах тоже можно и нужно учиться.

— Агентство ставит перед собой задачу развивать производственные связи внутри региона: что это значит? Удалось ли найти новые рынки сбыта для рязанских экспортеров? И как вся эта работа осуществляется в период пандемии?
— К счастью, ограничения пандемии уже понемногу ослабевают. Но, должен признаться, что они многому нас научили. Это был тот самый кнут, который помог нам обнаружить новые ресурсы внутри Агентства, найти и отладить альтернативные форматы работы.
Теперь что касается развития производственных связей. Благодаря усилиям Агентства в регионе создано 6 кластеров, в которые входит более ста предприятий и вузы. В этом году общий объём инвестиций в рамках всех кластеров должен составить более миллиарда рублей. Агентство взяло на себя и задачу по развитию промышленных технопарков. У нас в регионе много промышленных предприятий, у которых есть избыточные производственные площади. Так часто бывает: когда-то эти предприятия работали в полную силу и задействовали все мощности, но по прошествии времени, изменения конъюнктуры, рынка, они перестроились, модернизировались и сейчас всё производство занимает одну пятую всей площади. На государственном уровне предусмотрены меры поддержки, позволяющие вкладываться в избыточные площади предприятий, ремонтировать их, создавать там промышленные технопарки, заводить туда резидентов. Организация, которая занимается развитием технопарка, в течение пяти лет вместо государства получает налоги от деятельности всех резидентов технопарка. По сути, организация возвращает все те вложения, которые затратила на реконструкцию помещений и обустройство технопарка. Так вот Агентство занимаемся промышленными технопарками на базе трёх предприятий региона. В их числе завод «Теплоприбор», завод САМ, Комбайновый завод. Работа уже началась. Для начала нужно сделать всё возможное для того, чтобы пустующие площади не руинировались, чтобы впоследствии «заточить» эти помещения под новые производства будущих резидентов.

Если говорить про связи, то мы видим, как они образуются внутри кластеров, что выводит на запуск производства новой продукции. И не просто видим, а активно участвуем в этом процессе, зачастую инициируем его. Например, в рамках кластера детских потребительских товаров начался выпуск новых видов продукции автокомпонентов. Кстати, каждое четвёртое детское автокресло в России сделано в Рязанской области.

В составе кластеров зарегистрированы как разработчики, так и производители. Ориентируясь на текущие проекты и потребности предприятий-участников кластеров, мы пытаемся понять, какие свободные ниши есть в регионе и принять правильные решения для того, чтобы их занять. Допустим, у нас в регионе немало предприятий, которые выпускают изделия из пластика, а порошок, необходимый для его производства, закупается в других регионах. Уверен, если в Рязанской области построить завод по производству гранул для пластика, то спрос будет обеспечен. В выигрыше будут все: исключив логистическое плечо, снизится себестоимость и цена готовой продукции.

Как я уже говорил, пандемия научила нас многому. Так в работе с экспортно-ориентированными предприятиями от очных бизнес-миссий и выставок мы ушли в сторону эффективного использования электронных маркетплейсов и поиска партнёров по сети. Около 20 компаний расширили с нашей помощью партнёрскую базу, десятки компаний разместили свою продукцию на сервисах «Alibaba», «eBay», а также узкоспециализированных промышленных площадках. Некоторые предприятия при поддержке Агентства в период пандемии впервые начали экспортировать. Так «Скопинский сувенир» осуществил свои первые продажи в Германии и США.

Но, наверное, самое главное, с чем мы выходим из пандемии, это большое доверие к работе Агентства со стороны бизнеса. Это дорогого стоит.

— Главная задача по вашему утверждению — помочь предприятиям освоить навыки Soft skills. Но не кажется ли вам, что это больше похоже на бизнес-тренинги, суть которых, как известно, в слабо измеряемых впоследствии результатах?
— Большое заблуждение полагать, что бизнесу в развитии перво-наперво нужны деньги. Деньги не опора. Можно, конечно, поэкспериментировать, просто дать деньги государства предприятию, назвать это его «поддержкой» и отчитаться. Но, поверьте, толка в этом не будет. Толк в финансовой поддержке появится только тогда, когда на предприятии будут компетентные сотрудники, готовые воспринимать информацию, готовые развивать себя и предприятие, готовые по максимуму использовать все те ресурсы, которые есть. А так — можно делать всё что угодно, смысла в таком «развитии» не будет. Это как с помощью голодному: дай ему удочку, но не рыбу.

Поэтому мы и ставим такую цель — всестороннее развитие компетенций сотрудников предприятий, с которыми работаем по всем направлениям Агентства, в том числе организуя для них обучение. Главное — это всё-таки открыть людям глаза, продемонстрировать реальную возможность из хаоса и неразберихи с 30% брака сделать предприятие с европейской производственной культурой. Когда это удаётся сделать, то можно считать, что процесс пошёл, на предприятии возникла точка опоры для изменений, для поддержания процесса непрерывных улучшений, который является базовым принципом методологии бережливого производства.

Людмила Рубцова


Метки: промышленность, предпринимательство, Артём Никитин, бережливое производство


Поиск

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30