Новости

В Рязани обсуждают концепцию единого учебника истории

В феврале президент России поручил научному сообществу подготовить новый единый школьный учебник отечественной истории. В первые дни июля на сайте Российского исторического общества выложен проект историко-культурного стандарта по истории России, на основании которого будет создана единая линейка школьных учебников истории. Проект их концепции будет опубликован в сентябре. К декабрю единая концепция курса истории в школах должна быть утверждена, сообщает ryazan.er.ru.

В гуманитарных вузах, научных институтах страны уже начался процесс обсуждения будущего учебника. В последних числах июня общественная площадка по обсуждению концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории начала работать в РГУ имени Есенина.

Свое мнение газете «Рязанские ведомости» высказал заведующий кафедрой истории России, член рабочей группы по реализации партпроекта «Историческая память», доктор исторических наук, профессор Александр Агарев:

— Не приходится рассчитывать на то, что дискуссия, предшествующая написанию новых учебников отечественной истории, будет лёгкой и неспешной. Времени у нас не так много для того, чтобы обсудить подходы к решению хотя бы так называемых спорных вопросов русской истории. Таких проблемных вопросов в последние десятилетия накопилось немало, только в примерном перечне, опубликованном вместе с историко-культурным стандартом, их — 31. Нет, пожалуй, ни одного периода русской истории, в котором не было бы таких дискуссионных вопросов — от образования древнерусского государства и роли варягов в этом процессе до причин, последствий и оценки стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы. Я не исключаю, что и этот, уже опубликованный, список спорных проблем будет не исчерпывающим.
Думаю, нам нужно сформулировать некоторые принципиальные позиции по отношению к спорным вопросам отечественной истории. Первое, при изложении точек зрения на эти проблемы необходимо учитывать геополитические интересы нашей страны, государства Российского в данный период времени в соответствующем контексте. Необходимо включение патриотической составляющей — такой была наша страна в то время, такие интересы отстаивала, такие ценности защищала. Молодежь должна, образно говоря, получить в руки путеводную нить, которая связывает их с предками.

Второе необходимое замечание: нам необходимо прийти к общенациональному консенсусу при рассмотрении этих непростых вопросов. Так пришли к согласию в США — при освещении проблем гражданской войны Севера и Юга, французы — обсуждая ход и этапы Великой французской революции, наконец, немцы достигли определенного согласия по вопросам участия Германии во Второй мировой войне.
Достижение такого консенсуса, конечно, не исключает плюрализма мнений по спорным вопросам. Речь о разных точках зрения может идти в историографическом контексте освещения событий. Но по ключевым вопросам в пределах школьного курса необходимо все-таки достичь некоторого согласия. Давайте судить, например, о внешней политике СССР в начале Второй мировой войны или в период «холодной войны» с точки зрения наших геополитических интересов, а не с точки зрения наших реальных и вероятных противников.

Мы привыкли к тому, что история — это политика в её реальном воплощении, переплетение интересов и противостояние политических сил, социальных групп, партий, классов, сословий. Нас так учили в прошлом. Во многом мы продолжаем так учить и сегодня. Но нельзя без человеческого фактора. Надо наполнить курс русской истории многообразием лиц и человеческих судеб, чтобы дети видели, что история — это реальные деяния реальных людей, в чем-то на нас непохожих, а в чем-то зримо схожих с нами, их потомками. Думается, нам не обойтись без включения в школьный курс элементов истории повседневности.

Традиционно в школьной истории недостаточно внимания уделялось изучению культурного наследия страны, считалось, что это по силам и другим школьным курсам. Сегодня мы начинаем понимать важность сохранения своеобразного культурного кода нации, познаний в области истории религии, культуры, традиций, обычаев. Как развивалась страна, увеличивая свою территорию, втягивая в сферу своих национальных интересов другие народы, как объединяла всех одной идеей, созвучной времени, обществу и пространству? Всего этого невозможно понять, не постигая всю глубину и многозначность отечественной культуры.

И, наконец, последнее, о чем хотелось бы сказать на начальной стадии обсуждения концепции будущего школьного курса российской истории. Нам необходимо учитывать и региональные аспекты нашей истории. Видимо, нужно готовиться к созданию пусть небольшого, но необходимого курса истории нашего региона в общем курсе истории Отечества. Рязанская область — часть России со своей богатой, неотделимой от русской историей. У нас есть все наработки для того, чтобы такой региональный учебник подготовить.

Читайте нас:
Поделиться: