Суровая реальность |
14.12.2009 |
|---|
Реальный сектор потому так и называется, что все проблемы экономики испытывает не понарошку. Именно здесь эфемерные сложности финансовых структур становятся факторами, отражающимися на уровне жизни населения. Промышленные предприятия — место работы многих рязанцев и источник средств существования для их семей. Поэтому проблемы реального сектора — это всегда большие проблемы.
В ноябре 2008 года федеральным правительством был заявлен широкий набор антикризисных мер по поддержке промышленных предприятий. Претворение их в жизнь потребовало не только принятия множества соответствующих нормативных актов, но и формирования механизмов «ручного» управления. Действовать пришлось в условиях цейтнота (власти страны до последнего не желали признавать наличие кризиса) и традиционного для России давления со стороны разных групп, у каждой из которых свои интересы, так что избежать разрыва между разработкой и практической реализацией антикризисных шагов не удалось. Как следствие — потребовались колоссальные усилия по привлечению финансовых средств для системообразующих компаний.
В целом же антикризисная программа кабинета министров преследовала несколько целей. Одна из них — снижение нагрузки на бизнес, как административной, так и налоговой. Так, налог на прибыль был уменьшен до 20%, для приоритетных научных разработок введены налоговые льготы, освобождены от налогообложения средства на обучение сотрудников, а также отменён НДС для операций по ввозу технологического оборудования, не производимого на территории России. Кроме того, были предприняты заградительные меры для импорта, в частности, это коснулось автопрома, что вызвало массовые протесты, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
Самая главная проблема, с которой столкнулись промышленные предприятия в 2009 году, — это сокращение рынков сбыта. Государством были заявлены некоторые шаги для стимулирования внутреннего спроса — организация государственных закупок, авансирование, предоставление преимуществ для отечественных производителей. Было уделено внимание и смягчению социальных последствий трудностей экономики: развитие рынка труда в пределах возможного, софинансирование региональных программ занятости, — чтобы, среди прочего, поддержать покупательскую способность населения.
Отдельный пласт неурядиц — ограниченный доступ к заёмным средствам. Банками в условиях финансовой нестабильности были внесены значительные коррективы в политику долгосрочного кредитования. В первую очередь это коснулось оценки рисков. Если раньше применялся ретроспективный анализ деятельности потенциального заёмщика, то теперь основной упор был сделан на прогноз, при составлении которого учитывалась не только возможность возникновения проблем в расчётах конкретного предприятия, но и развитие отрасли в целом и ожидания экспертов банка касательно спроса и уровня цен в данном сегменте, что значительно сократило круг кредитоспособных участников рынка.
Поэтому ещё одним вектором антикризисной программы стало расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам. Сюда можно отнести прямое кредитование банками с участием государственного капитала, предоставление госгарантий, расширение условий для привлечения средств на основе выпуска акций и их выкупа уполномоченными организациями. Наряду с централизованными системными мерами поддержки всех отраслей экономики заявлялись шаги, направленные на недопущение необратимых негативных явлений в отдельных секторах — тех, которые имеют значительное мультипликативное влияние на развитие смежных отраслей, обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом.
Несмотря на такой подход, в реальности приоритетное значение приобрели меры «ручного» управления экономическими процессами в каждом регионе. То, что слабые звенья будут искать в субъектах федерации, а не в центре, было обозначено практически в начале года, когда в феврале решением президента РФ были заменены четыре губернатора. Хотя в каждом случае причина для отставки была своя, публично прозвучала одна — недостаточно эффективная работа в условиях кризиса. Нетрудно догадаться о последствиях таких демонстративных акций: для региональных властей стало жизненно важно, чтобы в их владениях всё было тихо, поэтому вся тяжесть кризисных явлений была брошена на собственников, в том числе и с помощью правоохранительных органов.
На деле промышленники шёпотом жаловались на то, что дешёвые деньги, выделенные якобы для антикризисного кредитования, до них не доходят, проценты предлагаются заоблачные, а в некоторых случаях государство использует кризис для вхождение в капитал проблемных предприятий, то есть речь идёт, по сути, о латентном государственном рейдерстве.
Региональный разрез
В марте 2009 года, выступая на отчётной пресс-конференции и озвучивая планы и стратегию работы властей, губернатор Рязанской области Олег Ковалёв обозначил следующий принцип антикризисной работы своей команды:
— Когда предприятие попадает в сложную ситуацию, мы проводим анализ положения конкретно для каждого участника: есть ли у него рынок сбыта, может ли компания поставлять на него продукцию в условиях кризиса — при всех сложностях с кредитованием и пополнением оборотных средств. Если это выполнимо, предприятие может рассчитывать на поддержку. Если же рынка сбыта нет, а предприятие в долгах, тогда выход только один — процедура банкротства.
Впрочем, относительно способов поддержки Олег Иванович внёс уточнение:
— Безусловно, деньгами мы помочь не можем: у бюджета другие функции. Но мы в состоянии помогать в работе с банками и контрагентами.
Если говорить о налаживании рынков сбыта, то у каждой отрасли своя специфика. Если производящие строительные и отделочные материалы предприятия лишились возможности реализовывать свой товар в связи со стагнацией строительного комплекса, оборонные структуры сильно зависят от государственного заказа, то пищевая промышленность, напротив, получила некоторые преимущества в плане завоевания потребительского интереса. Рост цен на импортные продукты сыграл на руку местным предприятиям, которые получили возможность предложить населению куда более дешёвые, а иногда и более качественные товары. С помощью регионального правительства было даже заключено соглашение с крупными торговыми сетями, согласно которому операторы открыли секции товаров рязанского производства.
Печальнее, когда государственная поддержка оказывается для предприятия не более чем каплей в море трудностей. Банкротство влечёт за собой целый ворох проблем, в числе которых — увольнение множества сотрудников, или, как стало принято говорить в уходящем году, «высвобождение рабочей силы». В рамках областной программы по развитию рынка труда были задействованы разные методы помощи «свободным» гражданам: перетрудоустройство на существующие вакансии, временные работы, переобучение, поддержка предпринимательства.
Если весной главной проблемой, на которой сосредоточилось внимание властей, была растущая безработица, то летом обострились вопросы задолженности по заработной плате. На 1 июля 2009 года крупные и средние предприятия задолжали своим работникам в общей сложности 110 миллионов рублей. В ряде случаев конфликт между собственниками заводов и рабочими, оставшимися без средств, потребовал участия регионального правительства. Наиболее сложная ситуация сложилась в Сасово и Скопине — тех городах Рязанской области, где трудиться жители могли преимущественно на промышленных предприятиях. Например, в Скопине автоагрегатный завод пострадал из-за трудностей основного покупателя продукции — АвтоВАЗа, металлургический комбинат уже давно работает не в полную силу, а в конце 2008 года было остановлено производство и на стекольном заводе — там численность сотрудников, лишившихся работы, составила почти 500 человек, а объём задолженности по оплате труда исчисляется миллионами рублей.
Проектные мощности
Кризис кризисом, но надо думать и о будущем. В 2009 году мы узнали о перспективах появления на территории Рязанщины нескольких промышленных округов. Первый должен расположиться в районе Новомичуринска и будет представлен энергоёмкими производствами. Второй — инновационного типа — разместится в районе Барских, где планируется открыть высокотехнологичные заводы. На базе Пронского месторождения известняков власти намерены создать специализированный округ предприятий цементной промышленности.
В условиях кризиса всё это звучит ободряюще, несмотря на то, что реальность, к сожалению, такова, что многие инвестиционные проекты если не замораживаются, то притормаживаются. В частности, на неопределённый срок было отложено начало строительства Виленского цементного завода в Михайловском районе. Инвестор — «Сибирский цемент» — решил приостановить все новые проекты. Руководство холдинга заявило, что работа будет возобновлена лишь после прояснения экономической ситуации. Сегодня прогнозы потребления цемента пока ещё пессимистичны, а значит, новые мощности рискуют оказаться невостребованными.
Было отложено и строительство фармацевтического завода ООО «Форт» в Ялтуново Рязанского района. На предприятии планировалось производство вакцины и препаратов крови не только для внутрироссийского потребления, но и на экспорт, а также предполагалось создание более 1000 рабочих мест для высококвалифицированного персонала. И здесь инвесторы ждут «хорошей погоды».
Впрочем, те проекты, которые находились в высокой степени готовности, реализовать удалось. Так, в Рязанской области появился крупнейший в Европе завод по производству флоат-стекла, и он уже вышел на проектную мощность. Заканчивается строительство Серебрянского цементного завода в Михайловском районе — по крайней мере, компания «Базэл Цемент» собиралась запустить производство до конца года.
Как заявляется, ради того чтобы привлечь инвесторов в регион, правительство Рязанщины готово обеспечивать их различными льготами, упрощающими процесс реализации проектов. Это могут быть «налоговые каникулы» или снижение цены выкупа земельных участков под промышленными предприятиями до 1% её кадастровой стоимости — такие условия действовали до 1 января 2010 года. Кроме того, вскоре должна появиться Корпорация развития Рязанской области, в задачи которой будут входить такие аспекты работы с инвесторами, как согласование технических условий, выделение земли, подключение к коммуникациям возводимых зданий, взаимодействие с органами власти — другими словами, традиционные проблемные вопросы региональная власть собирается взять на себя.
Подготовила Антонина Веселкова
Александр Жевняк, депутат Рязанской областной Думы
— Главная потеря производственников — сильнейшее падение спроса на традиционных рынках. Сейчас нужен новый ассортимент конкурентоспособной продукции, но перестроиться очень сложно, особенно если на предприятии устаревшее оборудование. Думаю, что крупный производственный бизнес в результате вынужденной оптимизации заметно сократится по численности, причём будет даже показывать прибыль для акционеров. Но это даст всплеск безработицы, который мог бы нивелировать малый бизнес при поддержке государства.
Сегодняшнее состояние экономики региона можно оценить словами «кризисное, но удовлетворительное для этой ситуации». По большинству показателей Рязанская область находится в числе середнячков по ЦФО. Но по стратегическим параметрам, которые задают условия среднесрочного развития, ситуация сложнее. Индекс промышленного производства в Рязанской области в январе-августе 2009 года составил 78,7% (в России — 86%) по отношению к аналогичному периоду прошлого года, инвестиции в основной капитал в первом полугодии уходящего года —10,2 тысячи рублей на душу населения (в России — 21,2 тысячи рублей).
Основная причина снижения темпов развития — кризис. Но важно и то, какие меры предпринимает государство в центре и на местах. В нашей области как сильный позитивный шаг могу отметить предложение правительства по созданию Корпорации
развития. Организовано микрокредитование малых предприятий, в основном производственных. Но надо искать и другие возможности, где малыми деньгами можно получить заметный эффект.
Александр Подылин, генеральный директор ЗАО «Михайловцемент»
— Действие государственных антикризисных мер надо рассматривать во всём комплексе взаимоотношений внутри промышленного сектора. Так, положение компаний, которые производят и сбывают цемент крупным ЖБИ, в огромной степени зависит от положения в строительной отрасли. Во время кризиса мы испытывали на себе действие двух главных негативных факторов. Первый — падение спроса на жильё, а следовательно, на нашу продукцию. Второй — это введённые в 2008 году нулевые таможенные пошлины на ввоз импортного цемента. В страну хлынуло большое количество низкокачественной, но дешёвой продукции. В качестве поддержки отечественных производств можно рассматривать то, что эти нулевые пошлины в уходящем году всё-таки отменили.
Сегодня по-прежнему, в связи с падением темпов строительства, заводы по производству стройматериалов загружены не полностью и производят гораздо меньше продукции, чем могли бы. Радует, что не все предприятия замерли в ожидании — проводят капитальный ремонт технологического оборудования, модернизируют действующие мощности, совершенствуют качество продукции. В будущее промышленного сектора всё же хочется смотреть с оптимизмом. Мы надеемся, что снижение ставки рефинансирования и возобновление банками ипотечных программ принесут свои плоды, дадут импульс для развития всей отрасли. А это значит, появится рынок сбыта и для промышленных предприятий, производящих стройматериалы. В связи с этим мы остаёмся оптимистами и надеемся, что активная работа правительства России по преодолению экономического кризиса позволит изменить в лучшую сторону положение дел в цементной промышленности страны.
Метки: кризис, антикризисные меры, «Михайловцемент», Александр Подылин, Корпорация развития Рязанской области, «Базэл цемент», «Сибцемент», Александр Жевняк, промышленность, безработица, Скопинский стекольный завод
В текущем году в Рязанской области в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», который является преемником нацпроекта «Безопасные качественные дороги», запланирован ремонт более 136 километров автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
27.12.2025 16:11
Рязанский художественный музей приглашает оценить труд реставраторов
27.12.2025 14:57
В Рязани открылась выставка знаков и символов «Энигма»
26.12.2025 16:26
В Рязанской области подорожают газ и электроэнергия
26.12.2025 14:17
«Гранд Комфорт» в Жуковском: скоро старт продаж третьей очереди
26.12.2025 10:28
Рязань снова встречает Государственный Русский музей из Санкт-Петербурга
25.12.2025 14:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания дарит детям праздник
24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната
24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу
24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность
24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте
24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»
23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили
23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам
23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью
27.12.2025 18:51
Игуменом Иоанно-Богословского монастыря назначен Иеромонах Тихон (Белов)
27.12.2025 16:48
ХК «Рязань-ВДВ» завершил год победой над воронежским «Бураном»
27.12.2025 16:25
Рязанский Совет ветеранов спорта отмечен на Всероссийском конкурсе
27.12.2025 15:48
Рязанский театр балета приглашает на премьеру «Щелкунчика»
27.12.2025 14:25
Андрей Калугин назначен на должность Рязанского межрайонного природоохранного прокурора
27.12.2025 14:12
Рязанская филармония приглашает слушателей на Рождественский Сочельник









