Подробности

Недвижимость

Росреестр поможет миллионам

27.01.2010

С 1 марта 2009 года вступил в силу Указ президента Российской Федерации «О Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии». Согласно документу, Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) переименовывается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Указом упраздняются Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Их функции передаются Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Слияние ведомств должно произойти в течение двух лет, до 1 января 2011 года. Это должно облегчить жизнь миллионов людей, оформляющих свои участки в собственность, а также сделки с недвижимостью, которая получит более конкретный адрес.

Одно вместо трёх
Сегодня вовсю идет процесс объединения трёх ведомств: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. По мере готовности к слиянию будут соединены и все территориальные органы этих ведомств. Зачем же понадобилось это объединение? Во-первых, по мнению авторов идеи, для ускорения всех процедур оформления земельных участков. Во-вторых, сведения, которыми располагают ведомства в настоящее время, подчас противоречат друг другу, как порой не соответствуют и описание объектов недвижимости, их идентификация и привязка к местности.

Например, при выделении земельного участка в натуре землеустроитель ошибся, и после окончания строительства оказалось, что правый угол задней границы заехал в санитарную зону между участками на полметра. При перемерке землеустроитель признал свою ошибку, но так как интересы соседей не были ущемлены, то строение не пришлось ломать. Однако могло быть и хуже, если бы это была граница не с санитарной зоной, а с несговорчивым соседом, который появился на участке уже после окончания строительства дома. Межевание было бы затруднено.

Интеграция данных различных ведомств в единый информационный ресурс по объектам недвижимости и правам на них поможет исключить дублирование. А внедрение технологий электронного взаимодействия с гражданами и организациями позволит снизить издержки и тем самым повысить качество предоставляемых услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество. Создание службы одного окна сократит регистрационный марафон как минимум вдвое: достаточно будет отдать его сотрудникам документы и межевые дела, те сами составят кадастровый план и выдадут собственнику на руки заветное свидетельство о регистрации права.

А как же быть тем, кто именно сейчас оформляет или уже оформил право собственности? Не придётся ли им проходить всё заново после создания единого кадастра? Как утверждают эксперты, на этот счёт можно не волноваться. До момента окончательного объединения ведомств схема регистрации не меняется. Все кадастровые планы, составленные в соответствии с законодательством, будут легитимны.

Надежду на удешевление услуг по подготовке документов к регистрации связывают с созданием института кадастровых инженеров. Правда, когда институт инженеров заработает, пока не совсем понятно. По оптимистичным прогнозам, – в следующем году. В любом случае до января 2013 года оказывать услуги будут все существующие организации, затем – только кадастровые инженеры и лицензированные частники.

А для того, кто не собирается ничего продавать, но хочет получить свидетельство о госрегистрации своего права, процесс упрощён до собственноручно заполненной декларации, нарисованного от руки пограничного плана, справки от председателя товарищества о том, что границы участка не оспариваются соседями.

Досье на всю недвижимость
Особо нужно подчеркнуть, что регистрация жилых домов по упрощённой схеме на участках, отведённых под строительство индивидуального жилья, по времени никак не ограничена. Речь идёт о том, что до 1 января 2010 года эта процедура оставалась крайне упрощённой: для госрегистрации дома достаточно техпаспорта. А после этого, если никаких решений о продлении принято не будет, то к 2011 году к данному документу нужно будет приложить разрешение на строительство, а через два года ещё и третий документ – акт о приёмке в эксплуатацию.

Можно, конечно, по той же «упрощёнке» зарегистрировать право на жилой дом и участок даже без кадастрового документа, если вы не собираетесь продавать недвижимость. Но в таком случае и через десять, и пятьдесят лет, когда надумаете, всё равно придётся выполнить эту работу и, опять же, предъявить дополнительно два вышеназванных документа.

Главной же проблемой объединения на сегодняшний день является создание единой информационной системы. Сейчас разрозненные базы данных требуется привести к единому знаменателю. Также среди целей реформы – повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти в сфере недвижимости и создание единого информационного ресурса, содержащего сведения обо всех недвижимых объектах и их правообладателях. В конечном итоге эффект от слияния трёх ведомств ощутят на себе все участники процесса оборота недвижимости.

В первой двадцатке
Свою вывеску недавно сменило и Управление Росрегистрации по Рязанской области. О том, что сулит объединение трёх ведомств непосредственно жителям нашего региона в эксклюзивном интервью «Дом.Строю» рассказал глава новообразованного Управления Росреестра по Рязанской области Андрей Усейкин.
– Андрей Казимирович, решение о преобразовании трёх организаций в одну было принято ещё в 2008 году?
– Действительно, начало было положено почти два года назад указом президента. 20 декабря 2008 года вышел ещё один указ, который определил цели из задачи регистрационной и кадастровой служб. На первом этапе были соединены центральные аппараты обеих ведомств, теперь пришла очередь территориальных. Хочу отметить, что мы вошли в двадцатку пилотных регионов, где эта процедура будет внедряться прежде всего.

– Почему Рязанской области была оказана такая честь?
– В Москве проанализировали показатели местных управлений и решили, кому в первую очередь можно доверить столь ответственный процесс. Итак, с 1 ноября прошлого года мы называемся Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, а если сокращенно, то Управлением Росреестра.
– Само по себе объединение нескольких структур – дело затратное и сложное…
– Нам предстояла огромная работа, включавшая как кадровые перестановки, так и обеспечение мест приёма людей, различные технические моменты. Сейчас объединение практически завершено, и накладки и нестыковки с оформлением документов носят единичный характер. Нагрузка увеличилась существенно, но задачи по созданию единой системы учёта и регистрации, поставленные президентом и правительством, успешно выполняются. Самое главное в данном случае – не причинить вреда потребителям наших услуг, облегчить реализацию их конституционных прав и сохранить сложившийся коллектив. С особой тщательностью нужно отнестись и к огромному архиву ведомства – ни один документ не должен быть утерян.

– Что принесет создание Росреестра конкретному гражданину?
– Здесь бы я выделил несколько позиций. Прежде всего это упрощение процедур постановки на учёт объектов недвижимости и последующей регистраций прав и сделок. Во-вторых – это минимизация затрат. На сегодняшний день установлен единый срок постановки на учёт и последующей и регистрация. Для этих целей теперь не нужно ходить в два ведомства. Также в одной организации можно получить консультацию по вопросам постановки на учёт и регистрации. Пока для совершения обеих действий необходимо два заявления. В скором времени будет требоваться только одно. К нам можно обратиться и по обычной почте, и по электронной, с 1 марта часть информации будет предоставляться в режиме реального времени. Если быть совсем уж лаконичным, то смысл создания Росреестра я бы обозначил тремя словами: упростить, ускорить, удешевить.

– Как изменится работа присоединённой к Вашей структуре картографической службы?
– На территории Рязанской области до последнего времени не было представителей Федерального управления геодезии и картографии. Приходилось постоянно ездить в Москву за согласованиями. Теперь, как вы правильно заметили, эти функции переданы представителям регионального управления Росреестра. С 1 марта нынешнего года специализированный отдел кадастра и картографии заработает в полную силу.

Кто рассудит соседей?
– Объясните, пожалуйста, нашим читателям, зачем нужен кадастр?

– Кадастр – это реестр земельных участков, где каждый объект имеет свой номер. Это своего рода техпаспорт, который создаёт индивидуализацию объекта, облегчает налогообложение и решение многих споров. Составление кадастра зданий строений и сооружений планируется завершить к 2013 году.
– К этому же времени изменится и статус органов БТИ?
– Сейчас по всей стране насчитывается около двухсот отделов технической инвентаризации. Среди них есть региональные и муниципальные органы и даже две частные структуры. Систематизировать их колоссальные архивы очень сложно. Эта процедура требует огромных денег. С 1 января 2013 года все эти отделы, скорее всего, станут структурным подразделением органа исполнительной власти. Возможно, их присоединят к Росреестру. Пожалуй, только после этого может по-настоящему заработать институт кадастровых инженеров.

– Ещё одна актуальная для тысяч рязанцев проблема – оформление земельных участков под многоквартирными домами. Желающим сделать это также следует обращаться в Росреестр?
– Всё, что касается прав на землю и её учёта, относится к нашей компетенции. В данном случае необходимо тесное взаимодействия с муниципалитетами. В наши функции также входит земельный контроль. Если сосед вольно или невольно забрал у соседа лишние 10 квадратных метров, то первичной инстанцией, выполняющей роль арбитра в таких вопросах, являемся мы, то есть Росреестр.
– А на сегодняшний день какой процент земли проинвентаризирован в Рязанской области?
– В районах области он составляет примерно 60%, а в городе – около 40%. На инвентаризицию нужны немалые деньги, а в связи с кризисом государство не рассматривает это как первоочередную задачу.

– Дополнительная нагрузка, связанная с объединением, как-то повлияла на оперативность оказания услуг?
– Мы сократили сроки постановки на учёт с 20 до 5 дней. Договоры по ипотеке по-прежнему рассматриваются за 5 рабочих дней, все сделки с жилой недвижимостью, касающиеся физических лиц, – за 10 календарных дней, хотя законом для всех категорий заявителей на регистрацию отведён месяц. Стоимость оформления, как и раньше, составляет 500 рублей для физлиц и 7500 рублей для организаций. Не исключено, что в ближайшее время ставки могут быть изменены в сторону повышения. Замечу, что цена не менялась почти 12 лет.
– Но очередей, если, например, говорить об отделении в Рязанском районе, всё же порой не удаётся избежать…
– Всё дело в том, что у большинства жителей сельских районов по нескольку земельных участков, в том числе и паёв, и поэтому на регистраторов ложится немалая нагрузка. Увеличить штат мы не имеем возможности, так как это компетенция федерального центра.
– Сколько регистраторов сейчас трудится в Росреестре?
– У нас работает всего 79 высококвалифицированыых регистраторов, причём после объединения ведомств мы объединили и штаты. Замечу, что никто не был уволен против желания. Мы предлагали остаться всем.

Подготовил Денис Абраков



Метки: Управление Росреестра по Рязанской области, Андрей Усейкин, БТИ


Поиск

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

03.05.2024 20:48
Грузовик зацепился за трубу над улицей Магистральной в Рязани

03.05.2024 20:36
Синоптики предупредили рязанцев о снеге 8 мая

03.05.2024 17:55
Рязанец заплатил более 400 тысяч рублей долгов по алиментам

03.05.2024 17:45
Заявление об избиении детей в Рязани в полицию не поступало

03.05.2024 17:21
Аналитика МТС Travel: рязанцы всё чаще совмещают командировку и отдых

03.05.2024 17:02
В рязанском регионе воздух днём прогреется до 14 градусов

03.05.2024 16:47
Рязанцев приглашают на филателистическую выставку «О той войне…»

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31