Подробности

Город

На продажу не выставляются

22.05.2012

Автор фото: Сергей Ларин

Администрация Рязани изо всех сил ищет способы повышения хозяйственной эффективности своих муниципальных предприятий.

В последнее время активно обсуждается возможность акционирования ряда муниципальных унитарных предприятий Рязани. Для этого, по решению городской Думы, они должны быть внесены в программу приватизации муниципального имущества. О каких МУПах идет речь? Что изменится в их деятельности со сменой формы управления? Наш собеседник – заместитель главы администрации г. Рязани Антон Воробьёв.

Р.В. – Антон Сергеевич, поясните, почему же все-таки возникла необходимость реорганизовать некоторые муниципальные унитарные предприятия?
А.В. – Слово «приватизация» по вполне понятным причинам многих настораживает. Свежи в памяти времена, когда стратегически важная государственная собственность за бесценок уходила в частные руки. Хочу обратить внимание на то, что ни о какой передаче имущества муниципальных предприятий в частную собственность речь не идет. Уместно говорить, скорее, о разгосударствлении, уменьшении непосредственного участия государства в несвойственных ему функциях. Об отказе от избыточного непосредственного администрирования. Это общероссийская тенденция, прямое выполнение поручения Президента, которое он озвучил в рамках послания Федеральному собранию РФ в ноябре 2010 года, что органам власти «нужно избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к непосредственным обязанностям». Конкретное поручение Президент дал уже в апреле текущего года, указав срок Минэкономразвития, Росимуществу и субъектам РФ до 1-го октября 2012 года представить предложения по ускорению преобразования государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Эти решения государства направлены на дальнейшее развитие экономики, повышение инвестиционной привлекательности регионов. Если депутаты городской Думы примут соответствующее решение, некоторые МУПы будут преобразованы либо в бюджетные учреждения, либо в открытые акционерные общества, где все до единой акции останутся в муниципальной собственности. В любом случае город сохранит полный контроль за их деятельностью. Какое примет решение городская Дума – так и будет. Обе формы более современны, чем существующие сейчас. Для чего это делается? Почему, спросите вы, нужно пройти, например, через процедуру акционирования, если, на первый взгляд, мало что меняется – и в том, и в другом случае город остается собственником предприятия. Однако различия в формах управления имуществом довольно существенные. Скажем, МУПу требуются кредитные средства на развитие. В этом случае банку для открытия кредитной линии необходимо получить государственные, муниципальные гарантии. Можете представить, что это за процедура? Масса согласований, обсуждение в комитетах и на заседаниях гордумы. Всякий раз приходится задействовать огромный бюрократический механизм. С акционерным обществом банк решает вопросы намного оперативнее, поскольку АО, а не муниципалитет, является распорядителем имущества, и вправе вести самостоятельную финансовую политику.



Другой момент – повышается ответственность руководства предприятия за результаты управления. Уже невозможно будет наделать долгов, нанести ущерб предприятию, а потом ответственность за безграмотные действия переложить на город. Расплачиваться за ошибки придется не бюджету, а менеджменту, конкретным управленцам! Это и есть личная ответственность, а не коллективная безответственность. Повышается прозрачность управления. В акционерном обществе все стратегически важные решения принимаются коллегиально – советом директоров. В него смогут войти депутаты гордумы, так будет обеспечиваться открытость любых управленческих действий. И есть еще одна важная причина, которая, как мы считаем, делает необходимым изменение формы управления. Экономическая среда становится все более развитой и многообразной. Появляются предприятия, которые начинают между собой конкурировать, даже в бюджетном секторе. И МУПы в силу своей организационно-правовой формы, финансово-хозяйственной неповоротливости начинают своим конкурентам проигрывать. И проигрывают, по самым скромным подсчетам, миллиард рублей ежегодно. Надо обеспечить их такими возможностями, которые позволяли бы действовать более гибко на рынке, в равных условиях с другими. Другое дело, если предприятие является естественной монополией, как, например, «Водоканал». Оно вполне может существовать и в прежней организационно-правовой форме. Перевести в форму открытого акционерного общества администрация города предложила хлебозавод №1 и хлебозавод №3, Рязанские муниципальные тепловые сети, Кустовой вычислительный центр, Ремонтно-строительное управление №1 города Рязани, то есть предприятия, которые в настоящее время на рынке вполне конкурентоспособны. Хочу сказать, что работы по реорганизации муниципальных предприятий ведутся давно. Когда мы начали анализировать их деятельность, то выяснили, что есть организации, выполняющие не свойственную муниципалитетам хозяйственную функцию, а есть такие, которые работают малоэффективно. Поэтому некоторые предприятия было предложено ликвидировать, некоторые объединить. Из более чем 60 МП осталось около 40, и доля их финансовых отчислений в бюджет города значительно возросла.

Р.В. – Будут ли реорганизованные, в частности, акционированные предприятия более свободны и независимы в подборе экономических партнеров?
А.В. – Разумеется, будут. Смысл преобразований еще и в том, чтобы убрать бюрократический навес, освободиться от бесконечных согласований во властных кабинетах. Экономические субъекты не должны вязнуть в бюрократии. Коллегиальные органы управления – совет директоров или наблюдательный совет обеспечат принятие решений в интересах бизнеса, а не отдельных чиновников.

Р.В. – Целью любого акционерного общества является извлечение прибыли. Не возрастет ли цена услуг для конечных потребителей?
А.В. – Вообще, любые организации, в том числе и МУПы, создаются для ведения эффективной, то есть прибыльной, экономической деятельности. Да, есть предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность населения, поэтому сохраняется государственное регулирование цен на их услуги. К ним относится, например, РМПТС, обеспечивающее теплоснабжение городских домов. Тарифы на тепловую энергию утверждает региональная энергетическая комиссия. Они будут меняться по тем же правилам, которые действуют в настоящий момент. То же самое относится и к воде. Что же касается хлебозаводов, то они и сейчас работают в рыночных условиях, а цены на продукцию определяются потребительским спросом.

Р.В. – Смогут ли городские власти гарантировать исполнение обязательств со стороны тех же рязанских муниципальных тепловых сетей? Какие механизмы участия властей в управлении предусмотрены?
А.В. – Тут все очень просто. В открытых акционерных обществах, в уставном капитале которых 100 процентов акций находятся в собственности муниципального образования – город Рязань, полномочия общего собрания акционеров осуществляются Рязанской городской Думой. Решения общего собрания акционеров оформляются решением Рязанской городской Думы. Все вопросы, связанные с образованием и осуществлением деятельности создаваемых обществ, находятся под контролем депутатского корпуса. Никаких иллюзий быть не может. Город будет оказывать
РМПТС содействие, предприятие как получало, так и будет получать необходимую поддержку.

Р.В. – Как вы считаете, изменение организационно-правовой формы является достаточным условием для привлечения инвесторов или потребуются какие-то дополнительные меры, чтобы заинтересовать их вкладывать капитал в развитие предприятий?
А.В. – Я думаю, что многое будет зависеть от руководства, от того, насколько компетентные люди придут в советы директоров, на должности председателей правления АО. Тут уже должны вступить в действие корпоративные фильтры профессионального отбора кандидатов. И потребуется еще одно условие – не мешать работать.

Р.В. – Антон Сергеевич, как вы расцениваете перспективы долговой нагрузки на эти предприятия? Как предполагается контролировать уровень кредиторской задолженности, чтобы не допустить ее роста?
А.В. – Да, этот вопрос очень важен. Муниципалитет по-прежнему будет осуществлять контроль за динамикой долговых обязательств. Увеличение кредиторской задолженности возможно только в случае острой необходимости. Это значит, что будут исключаться всякие рискованные проекты, попытки увеличить оборотные средства за счет заемных. В то же время надеемся, что оптимизация управленческого персонала предприятий, свобода принятия решений, переход на другой налоговый формат позволят им постепенно сокращать собственную кредиторскую задолженность и не доводить ее до критического уровня. А Рязань не только получит стабильно работающие, самостоятельные, хозяйствующие субъекты, но и освободится от излишних бюджетных затрат, которые можно перенаправить на развитие городской инфраструктуры и благоустройство.

Р.В. – Спасибо за беседу!

Записал Дмитрий Соколов



Метки: администрация Рязани, Антон Воробьёв, РМПТС


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30