Подробности

Регион

Новый облик школьной недвижимости

01.09.2012

Какими должны быть современные школьные здания – унылыми однотипными «коробками» или ассимметричными домами-трансформерами?

Вскоре внешний облик и внутренняя составляющая российских школ изменятся. Президентская инициатива «Наша новая школа», образовательные стандарты второго поколения, новые санитарные правила и нормы – все это потребовало от школы если не кардинальных, то довольно существенных перемен, в том числе в архитектурном и конструктивном плане. И если во вновь возведенных школьных зданиях есть возможность воплотить заявленные требования в жизнь, то попытки сделать это в школах, построенных в прошлом веке, неизбежно наталкиваются на массу препятствий и требуют от руководителей определенной изобретательности.

Привет из СССР

В наследство от советского прошлого нам достались копирующие друг друга жилые массивы и напоминающие братьев-близнецов школьные здания. Типовые проекты (пять из них были наиболее массовыми) находили свое применение в микрорайонах с многоэтажными застройками, которыми активно обрастали советские города. Основная масса рязанских школьников и сегодня учится в школах типовой советской постройки, которых особенно много в Канищево, Песочне, на Московском. Основополагающей для таких типовых проектов была классно-урочная система с закреплением за классом отдельного помещения. Общим существенным недостатком считается то, что площадь классов составляла всего 48-50 квадратных метров, а рассчитывались классные комнаты на 40 учащихся при норме 1,2 квадратных метра на одного ученика.

Далеко ли до мечты?

Определяющим требованием для школы сегодняшнего дня является обеспечение в ней комфортной среды для всех участников образовательного процесса. Об этом много и подробно, но по большей части абстрактно написано в президентской инициативе «Наша новая школа», которая задала основные векторы модернизации общего образования. Изменение школьной инфраструктуры, согласно инициативе, является одним из шести ведущих направлений развития российского школьного образования до 2015 года. Конечная цель всех преобразований – появление в России «школ нашей мечты», как написано в президентской инициативе. Что именно должно измениться, чтобы приблизить мечту к реальности, более конкретно раскрывают вступившие год назад в силу санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в школах. Документ регламентирует практически все сферы школьной жизни и предполагает массу нововведений, касающихся в том числе и школьных зданий, и пришкольных территорий. Новые правила и нормы вызвали неоднозначную реакцию, особенно со стороны директоров школ. Некоторые из новаций, например, организация в группе продленного дня часа сна для первоклашек, оказались для многих школ невыполнимыми. Помещения для спален, сетуют директора школ, в большей части зданий изначально не предусмотрены, а оборудовать их сейчас, особенно в тех школах, где занятия идут в две смены, проблематично. Директор рязанской школы № 51 Ольга Маслюк приводит конкретный пример: с этого учебного года в ее школе четыре первых класса, значит, каждому нужна своя спальня. Если приспособить под спальни учебные кабинеты, не хватит места для проведения уроков. Вообще в части размещения начальных классов в школьном здании в СанПиНах есть особенные указания. Рекомендовано, чтобы для малышей в школе был отведен отдельный блок с выходом на улицу, что в большинстве школ советского типа обустроить опять же сложно.

Село предлагает эталон

Современный учебный процесс немыслим без применения новейших технологий

По данным Министерства образования Рязанской области за 2011 год, только четверть школ региона соответствуют всем современным требованиям. Примерно в десятой части школ нет канализации, в каждой пятой – отсутствуют спортивные залы. Только 5% школ имеют собственные бассейны. Примерно треть нуждается в капитальном ремонте. Однако нельзя отрицать и того, что постепенно рязанские школы приобретают современный облик. Показательным в этом смысле был 2010-2011 учебный год. Несмотря на тяжелое лето, на территории области были возведены новые здания сразу трех школ – в пострадавшем от пожаров поселке Криуша Клепиковского района, селе Шостье Касимовского района и селе Борец Сараевского района. Правда, во всех трех случаях новые здания были необходимы школам как воздух: шостьенская деревянная школа, став одиннадцатилеткой, уже не вмещала всех учащихся, и классные комнаты приходилось делить пополам; борцовская школа 1900-го года постройки находилась в аварийном состоянии, а криушинская вообще сгорела в огне лесных пожаров.

Понятно, что в таких условиях о введении современных СанПиНов и образовательных стандартов не могло идти речи – организация самого учебного процесса была под угрозой срыва. Теперь эти школы стали своего рода эталоном сельского образовательного учреждения в Рязанской области. По своему конструктивному решению они значительно отличаются от стандартных школьных «коробок» советских времен и максимально приближены к современным требованиям. В борцовской школе, например, есть собственный бассейн, шостьенская школа обладает многофункциональным спортивным ядром, в криушинской школе отведен отдельный блок для младших школьников. Преимущества таких школ перед типовыми зданиями советской постройки очевидны, но и до школ мечты им пока далеко.

Здание-конструктор

Школьное здание устаревает гораздо быстрее, чем происходит его физический износ. Поэтому оптимальным сегодня является модульный подход к проектированию школьных зданий. Проще говоря, школьное здание должно быть своеобразным конструктором, который разбирается и собирается, достраивается при необходимости новыми модулями. Есть предложения составлять для каждой школы индивидуальные проекты. Но это всего лишь предложения. Как бы то ни было, единых государственных стандартов проектирования современных школ пока нет.

Интернет-портал «Форма» наиболее интересными проектами с точки зрения архитектуры школьных зданий считает три вновь построенные в Москве школы. Они разрушают традиционное представление о школьном здании, отличаются четким зонированием, необычным фасадом, имеют в своем составе атриумы и открытые трассы и более всего подходят под понятие «школа мечты».

Подготовила Лариса Соловьёва


Мнение

Татьяна ПАХМУТОВА, главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Рязанской области:

– Требования новых санитарных норм и правил для школ, безусловно, направлены на то, чтобы сделать наши общеобразовательные учреждения более современными. Однако документ не предусматривает каких-либо кардинальных изменений в планировке уже действующих школ. В нем четко прописано: «Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом». То есть требовать от школы больше, чем предусмотрено в ее проекте, мы не имеем права. А вот проверить, по назначению ли используются те или иные школьные помещения либо территории, мы можем. К примеру, очень часто душевые в школах переоборудуются под кладовые, а это серьезное нарушение. Что касается организации отдельных спален для первоклассников, то, согласно СанПиНу, это требование носит рекомендательный характер и возможно при наличии в школе свободных площадей, равно как и выделение помещений для начальных классов в отдельный блок с выходом на улицу. Современные требования по максимуму должны выполняться прежде всего во вновь построенных или реконструированных школах. В то же время в СанПиНе есть требования, которые обязательны для всех школ. Так, не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные классы, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы, с чем, к сожалению, мы тоже иногда сталкиваемся.

Ольга МАСЛЮК, директор школы № 51  Рязани, руководитель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания:

– Совершенно правильно, что к школам сейчас предъявляются новые требования. Конечно, мы стараемся выполнять их, но они лишь частично вписываются в те условия, которые мы имеем. Нашей школе повезло, ведь в ней предусмотрен отдельный блок для начальной школы, есть свой бассейн – многие школы их не имеют. У нас есть и собственные задумки по совершенствованию школьного пространства. Над внутренним двором хотим сделать навес, чтобы там можно было проводить уроки физкультуры. Я думаю, что через несколько лет при достаточном финансировании мы придем к тем идеальным условиям, которые прописаны в новых правилах.

Соответствуют ли СНиПам и СанПиНам буквально на днях введенная в эксплуатацию школа в Скопине и готовящийся к сдаче детский сад в поселке Милославское, читайте в ближайшем номере газеты.



Метки: строительство, образование, Ольга Маслюк, Татьяна Пахмутова


Поиск

26.11.2021 17:38
В Рязанской области внесены изменения в правила поведения во время пандемии

26.11.2021 16:04
Ростелеком: Имя чемпиона Бразилии по футболу зрители Wink узнают в прямом эфире

26.11.2021 15:00
Арендаторы рязанских торговых центров обратились к губернатору

26.11.2021 11:39
В Рязанской области выявили ещё 241 случай COVID-19

26.11.2021 10:28
Рязоблдума назначила семерых членов региональной избирательной комиссии

26.11.2021 09:08
В Рязани вернули автобусный маршрут №45

25.11.2021 17:22
Названы победители международного фестиваля «Свидания на Театральной»

25.11.2021 17:00
ПСБ: Банк подключился к Yandex Pay

25.11.2021 16:13
Евгений Беленецкий возглавил штаб по вопросам гражданского строительства

25.11.2021 15:35
В Рязанской области вырастут коммунальные платежи

25.11.2021 14:11
Рязанец назначен руководителем ФСИН России

25.11.2021 14:00
Администрация Рязани внесла изменения в маршрут №96М2

25.11.2021 12:38
Рязгордума лишилась полномочий по согласованию кандидатур замглавы мэрии

25.11.2021 12:09
В Рязанской области обнаружили ещё 243 случая COVID-19

24.11.2021 19:37
Комитет по этике Рязоблдумы принял решение в отношении Владимира Сидорова

24.11.2021 15:23
Рязанские ТРЦ всё ещё надеются на встречу с губернатором

24.11.2021 15:14
Ростелеком: 250 тысяч призов ждут клиентов в новой онлайн-игре Tycoon

24.11.2021 14:52
Рязань запускает третий поток обучения программе «Экспортный форсаж»

24.11.2021 14:04
ПСБ: Банк признан лучшим ипотечным банком на первичном рынке жилья

24.11.2021 13:52
Аркадий Фомин прокомментировал резкое выступление Владимира Сидорова

24.11.2021 13:06
Юрист дал оценку высказываниям депутата Рязоблдумы о расстреле за покупку QR-кодов

24.11.2021 12:36
В Рязанском регионе выявили ещё 248 случаев COVID-19

24.11.2021 10:59
Онлайн-ритейлер «Самокат» начал работу в Рязани

24.11.2021 10:40
ВТБ и «Северная Компания» провели первую в Рязани онлайн-сделку

24.11.2021 08:31
С Рязанцами обсудили проект строительства дороги от Касимовского до Муромского шоссе

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Ноябрь 2021   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30