Подробности

Беседка

Радиозаводская династия

03.03.2010

В прошлом году, к своему 60-летию, за выдающийся вклад в развитие экономики города Рязани, многолетний добросовестный труд, высокие производственные показатели предприятия сегодняшнему гостю «Нерабочего настроения» решением городской Думы было присвоено звание «Почетный гражданин Рязани».

Увлечение хоккеем у него не закончилось в юности. Он до сих пор выходит на лед и активно поддерживает рязанский хоккейный клуб. Работающие с ним люди отмечают: он во всем профессионал, даже в увлечениях. Итак, гость газеты «Дом.Строй» – Юрий Смирнов, генеральный директор ОАО «Рязанский радиозавод».



С хоккеем по жизни
– Юрий Леонидович, кем были Ваши родители?

– У меня семья радиозаводская. Отец и мать работали на предприятии с самого его основания (в 1953 г. была принята в эксплуатацию первая очередь радиозавода). Отец руководил заводским спортом, а мать – художественной самодеятельностью. Мы жили недалеко от завода, и после окончания школы у меня не было вопроса, куда я пойду учиться, – это был радиотехнический институт. Я учился на вечернем отделении (на дневное не попал из-за спорта: был на сборах) и поступил на радиозавод. И вся остальная жизнь у меня связана только с ним: я работал на заводе, играл за хоккейную команду завода, участвовал в художественной самодеятельности. Работал на всех инженерных должностях, которые можно представить: от самой маленькой до начальника тематического отдела ОКБ, и с середины 90-х годов – на руководящей должности.

– С 1996 г. по 2007 год Вы были президентом хоккейного клуба «Рязань». Сейчас занимаете этот пост?
– Нет. Сейчас я являюсь президентом Федерации хоккея Рязанской области.
– Хоккеем Вы увлекаетесь с детства?
– Да. Я играл за детскую, потом за юношескую команду, за сборную области, сезон играл за рязанский «Станкостроитель». Рязанская команда сейчас выходит в плей-офф, для себя она занимает достаточно высокое место в подгруппе – пятое, но можем побороться и за четвертое. Впереди нас только воскресенская команда «Химик», московская «Крылья Советов». Кто интересуется хоккеем, знает, что это очень сильные команды. Взлет команды как раз пошел после того, как был построен ледовый дворец «Олимпийский», то есть появилась хорошая база. И буквально в течение двух сезонов команда удерживала первенство во Второй лиге, вышла в Первую лигу, там мы дважды являлись победителями и вышли в Высшую лигу. А когда играли во Второй лиге и базировались на «Спартаке», то условий для нормальной тренировки команды не было: все было разрушено, в раздевалках холод, в душевых не было воды. Поэтому и результаты были низкими, и детишки не шли в секцию.

– Какова Ваша роль в хоккейном клубе: Вы идейный вдохновитель или приходится выполнять более рутинную работу?
– Более рутинную. Конечно, приходится и напрямую с хоккеистами работать, но не в плане тренировочного процесса. Моя задача – обеспечить стабильное финансирование клуба. А для этого необходима постоянная работа и контакт, в том числе и с администрацией области.
– Сами на лед выходите?
– Обязательно. Я не просто выхожу, я катаюсь. Вот сейчас внука вожу в хоккейную секцию, ему нравится.

– Вы говорили о том, что играли в заводской хоккейной команде. Сейчас на предприятии есть нечто подобное?
– В последние 3-4 года очень здорово поднялась общественная жизнь. На заводе есть несколько ансамблей. Все праздничные мероприятия проводим своими силами. Спартакиады завода проходят с большим размахом: это мини-футбол, недавно провели лыжные соревнования.



Коллективная ответственность
– Юрий Леонидович, существуют ли различия в управлении малым и крупным предприятием?

– Если предприятие небольшое, то там применяется, как правило, прямое управление. А на крупном прямым управлением ничего не сделаешь, нужен коллектив помощников, единомышленников. Слава богу, на нашем предприятии есть такой коллектив. Он формируется не за один год, проверяется временем. У двух моих заместителей, например, я был руководителем дипломного проекта: они пришли ко мне студентами, и вот уже более 20 лет мы работаем вместе. Есть люди, которые пришли недавно. Но это уже сформировавшиеся личности, которые влились в наш коллектив. Так, в 1999 – 2000 годах нам поручили развернуть специальные системы связи в Чеченской Республике. А это было время второй чеченской войны. Мы сначала пробовали своими силами решить эти вопросы, но гражданским людям в военных условиях сложно. И мы решили привлекать офицеров-связистов, которые уже вышли в отставку, – им по 40-45 лет, у них хорошая техническая подготовка, они знают, где и как используются изделия, которые мы производим. Среди других качеств – дисциплинированность, исполнительность, знание военной специфики. И у нас сейчас на инженерных, руководящих должностях работает немало людей, которые завершили службу в армии в офицерском звании.

– Радиозавод – одно из немногих предприятий региона, которые работают по госзаказу. В одном из интервью Вы говорили о том, что существует большая конкуренция при участии в конкурсе на получение госзаказа. Как удалось в таких условиях пережить кризисный 2009 год?
– Три года назад было принято решение о заключении трехгодовых контрактов по гособоронзаказу. В прошлый год мы вступили с уже заключенными контрактами, и это облегчило нам жизнь. А вообще с размещением гособоронзаказа все очень непросто. С одной стороны, есть Федеральный закон, согласно которому гособоронзаказы должны выставляться на конкурсы и аукционы. С другой – изготовить подобную продукцию можно только на предприятиях оборонного комплекса, имеющих все необходимые для этого технологии и обученных специалистов. А конкурсы открывают ворота всем, и здесь много мошенников, которые стремятся сбить цену, при этом не имеют возможности выполнить условия контракта. Кроме того, за счет аукционов пытаются продвинуть в армию изделия, которые не соответствуют военным требованиям. Сейчас же границы прозрачные. Из Китая привезут средства связи за 80 долларов, приклеят российские этикетки, выдают за новые разработки, и стоимость увеличивают до 8-10 тысяч долларов. Такие случаи есть, и мы с ними пытаемся бороться.

– То есть тот случай с бракованными бронежилетами, который недавно широко обсуждался в СМИ, имеет продолжение?
– Вы вовремя об этом вспомнили. К сожалению, сейчас в Министерство обороны пришли к власти люди, которые плохо понимают, что такое военная техника. А военная техника специфична, отвечает серьезным требованиям по механическим, климатическим и прочим воздействиям, поэтому во всех странах она очень дорогая. Но время все расставит на свои места. К сожалению, это испытают на себе именно военные, если, упаси бог, начнется какой-нибудь вооруженный конфликт. Так уже было в Чечне, и гибли люди… Что касается конкурсов, то есть ниши, которые никто не занимает ввиду их большой сложности. Например, командно-штабные машины, мобильные пункты управления, мощные станции, которые устанавливаются на танки и бронетранспортеры, – это эксклюзивные и уникальные изделия.



– Насколько я знаю, на заводе занимаются изготовлением и невоенной продукции…
– Мы очень серьезно развили производство пластмасс: изготавливаем все типы фар для автомобилей, которые производятся в России, в том числе и для иномарок. Была проведена серьезная модернизация производства литья легких металлов, и в магазинах города представлены биметаллические секционные радиаторы, изготовленные нашим предприятием.

– За постперестроечные годы и в период реформ сильно пришлось уменьшить площадь завода?
– Площадь завода не изменилась. А вот весь социальный сектор (детские сады, жилой фонд, пионерский лагерь, профилакторий, столовая) был передан в хорошем состоянии в различные федеральные, муниципальные структуры после того, как в 1994 – начале 1995 года прошла приватизация предприятия. За последние 5 лет мы провели глубокую модернизацию производства: у завода начали появляться средства, и он поступательно пошел вверх, ежегодно на реализацию программы техперевооружения предприятия закладывается порядка 100 миллионов рублей. Самая серьезная модернизация была проведена по механообработке: были закуплены и введены в действие станки с числовым программным управлением. Это потребовало воспитания специалистов нового направления – операторов станка, программистов, которые умеют писать программы для этих установок.

– Юрий Леонидович, некоторые предприятия начали возрождать такое направление, как строительство жилья для своих сотрудников. Радиозавод не планирует заняться строительством?
– Да, я знаю, что и приборный завод, и завод «Красное Знамя» это делают. Конечно же, для привлечения молодых специалистов необходимо жилье, под него – долговременные гарантии их работы на заводе. Мысли об этом есть, но финансовое состояние пока не позволяет принять участие в этих проектах.

Неинтересный малый бизнес
– Как получили свою первую квартиру? Заработали?

– У нас была очень дружная семья. Мы прекрасно жили все вместе – мать с отцом, я с женой и двумя детьми – в 18-метровой комнате, расположенной в 16-квартирном доме, в «хрущевке», недалеко от радиозавода. А первую свою квартиру я купил. В 1991 году ушел с завода, организовал свою фирму, заработал деньги на квартиру, машину. А потом так тоскливо стало. Если честно, неинтересно было малым бизнесом заниматься, и когда в 1994 году меня пригласили на завод на руководящую должность, я без сожаления оставил малый бизнес.

– Юрий Леонидович, Вы и в детстве, и в более старшем возрасте жили недалеко от радиозавода. За 50 с лишним лет Советский район сильно изменился?
– Дом, где я родился, находился там, где сейчас стоит театр кукол. Центр Рязани меняется, но гораздо медленнее, чем другие районы города. Жилой фонд Советского района находится в достаточно ветхом состоянии.
– Несколько лет назад напротив завода был небольшой сквер. Сейчас на этом месте – дом. Не обидно?
– Не то чтобы обидно… Мы много раз обращались по этому вопросу в администрацию города. Теперь к заводу нет нормального подхода. Мы вынуждены ходить через территорию 15-й школы.

– Как Вы считаете, нынешняя молодежь сильно отличается от молодых людей Вашей юности?
– Те ребята, которые приходят на завод, мало отличаются: хорошие, активные, хотят и спортом заниматься, и в самодеятельности, и в спартакиадах принимают участие. У тех, кто отучился, у кого есть тяга к поступательному развитию: окончил институт, работает, хочет стать начальником какого-то отдела, хорошим специалистом, проблем никаких нет. А те, кто ничем не интересуется… Я всю жизнь в этом районе прожил, такая шпана была и на Новом рынке, на Поповке, и в «Низах» – так мы называли улицу 26 Бакинских комиссаров – одни бандиты были, еще похлеще, чем сейчас.

Друзья №1
– Что Вы цените в людях?

– Главное, человек должен отвечать за свои слова, сдерживать свои обещания. Пообещать и ничего не сделать – это смерть для руководителя. По воле судьбы я стал директором завода. На предприятии вместе с дочерними фирмами работает порядка 2 тысяч человек. И я чувствую ответственность за них.

– Чувство ответственности можно воспитать, или это качество является врожденным?
– Мне кажется, ответственность появляется, когда человека ставят в определенные условия. Я себя вспоминаю, когда работал инженером. Признаться, кроме спорта, самодеятельности, развлечений меня мало что интересовало, даже работа стояла далеко не на первом месте. А вот когда стал начальником небольшого конструкторского бюро, в это время (1974-1979 годы) создавалась система противовоздушной обороны, которая сейчас широко известна – «С-300» – и нам из этой системы поручили делать достаточно большую часть. И все: как у десантников лозунг «Никто, кроме нас», – нам поручили, мы обязаны это сделать. Вот здесь уже ответственность начала автоматически вырабатываться.

– Ваша работа предполагала частые командировки. Как супруга к этому относилась?
– С полным пониманием. Она тоже работала на радиозаводе, инженером. Познакомились во время поездки в колхоз.
– Дети пошли по Вашим стопам?
– Сын Сергей окончил радиоинститут, потом академию экономики и управления, работал инженером на нашем заводе, сейчас возглавляет дочернее предприятие. Толковый парень, хороший специалист. Это мой первый друг по снегоходным, мотоциклетным, охотничьим делам и, конечно же, в первую очередь по работе, мы с ним все делаем вместе. Дочь Марина окончила отделение информатики на факультете иностранных языков педагогического института. Очень толковый специалист. Тоже на заводе работает, обслуживает компьютерные сети, контролирует программное обеспечение. У сына старшая внучка, а внуку еще года нет. У Марины внук Данилка – тоже мой друг номер один – ему шестой год идет.

– При Вашем графике удается найти время для чтения, например, или каких-то иных увлечений?
– В юности я читал запоем. Сейчас к печатному слову несколько охладел – неинтересно. Телевизор я не люблю смотреть. Мне достаточно Интернета, чтобы посмотреть новости, найти нужную информацию. Я люблю подвижный образ жизни. Одно из любимых времяпрепровождений в выходные дни – поход на снегоходах. Недавно с друзьями на три дня ездили: застревали, тонули, выручали друг друга. То, что забываешь текущие дела, – это 100%. Охоту очень люблю. В сезон я отдаю ей все свободное время. Впервые на охоте я оказался году в 95-м или 96-м: меня взял с собой тогдашний министр обороны, а сегодня – председатель совета директоров нашего завода Павел Сергеевич Грачев, подарил мне первое ружье. Я, кстати, очень люблю оружие, хорошо в нем разбираюсь, умею неплохо стрелять (по словам сослуживцев, Юрий Леонидович – снайпер). Летом очень люблю ездить на мотоцикле. Я в юности ездил, потом был перерыв. А когда сын увлекся мотоциклами, я на его байке покатался, а потом и себе приобрел.



– О чем Вы сейчас мечтаете?
– Я, наверное, не отвечу на этот вопрос. Есть цель, ты к ней идешь, а когда ее достигнешь, появляется что-то еще более интересное, привлекательное. Жизнь мне нравится во всех ее проявлениях.

Беседовала Ольга Заздравных



Метки: Рязанский радиозавод, Юрий Смирнов, ХК «Рязань», хоккей


Поиск

15:38
Отопительный сезон в Рязани завершится 24 апреля

14:54
В Рязанской области обязательной станет регистрация собак

12:14
Мэрия Рязани ищет наследников девяти квартир

10:47
В десяти школах Рязани модернизируют систему видеонаблюдения

10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

18.04.2024 10:49
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Рязанскую область

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

16.04.2024 20:23
В Рязани взят под стражу Сергей Петин

16.04.2024 17:08
Ростелеком: На Wink.ru доступен новый телеканал «Аппетитный»

16.04.2024 16:29
Жители Турлатово бьют тревогу из-за многокилометровой свалки

16.04.2024 16:02
«Ростелеком» лидирует на рынке бизнес-коммуникаций в сегменте телефонии

16.04.2024 12:58
Рязанцам объяснили, что делать при обнаружении беспилотника в небе или на земле

16.04.2024 10:06
Обнародованы вакансии в Рязани с зарплатой свыше 100 тысяч рублей

15.04.2024 17:06
Объявлен тендер на покупку станции контроля за рязанским воздухом

15.04.2024 16:41
ТЕХНОНИКОЛЬ поддерживает юные таланты в Рязани

15.04.2024 15:57
ЦРКИ рассказал об основе традиционных промыслов и ремёсел Рязанской области

15.04.2024 11:23
Группа компаний «Автоимпорт» празднует 27-й день рождения

15.04.2024 09:43
Филиал Московского института культуры вновь начнёт обучать студентов в Рязани осенью

14.04.2024 11:04
В Рязанской области объявлены тендеры на закупку инсулиновых препаратов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30