За живое |
20.03.2013 |
---|
Лет пять назад стихи можно было прочитать, пожалуй, лишь с подмостков филфаковских залов перед засыпающей оравой студентов, которых согнали под угрозой незачёта...
Юлия: С одной стороны, сегодня есть мода на поэзию, на каких-то авторов. Впрочем, такое было во все времена. Когда-то были шестидесятники, сейчас это Вера Полозкова и иже с ней. Просто Рязань заскучала, давно не было ничего интересного, отсюда некоторый поэтический бум. Раньше всё было в андеграунде, сейчас выходит на свет.
— Значит, мода на поэзию — всего лишь часть моды на андеграунд?
Кристина: Сейчас, в принципе, всё, чем занимались люди узкой направленности от скуки, стало интересно кому-то ещё. Сегодня есть мода на многое, например, на авторское кино. Раньше его смотрели единицы, теперь каждый второй хочет высказать своё мнение по поводу, потому что это модно. Также и с поэзией — ты не просто в клуб сходил, а сходил на поэтический вечер, почитал Бродского.
— Не губителен ли для поэзии массовый потребитель как реципиент?
Юлия: Люди не становятся реципиентами, если они пусты. Я считаю, что наше общество улучшается: все вокруг становятся не хипстерами, а интеллигентами.
Кристина: Можно пенять на время рыночных отношений, но если ты хочешь быть читаемым, приходится подстраиваться под публику. Когда мы только начинали проект, первым критерием отбора произведений был баланс между качественной поэзией и её приемлемостью для читателя. Очень сложно совмещать качественный контент с понятностью.
— А как определить качественный контент?
Юлия: Лично я ориентируюсь на свой вкус, который сформирован тысячей прочитанных книг. К тому же у меня филологическое образование, которое даёт определённое представление о хороших и плохих стихах.
Кристина: Юля больше вникает, оценивает, анализирует. Я тоже человек, мягко сказать, читающий. Мне интересна работа со словом, интересно, как стихи будут восприниматься людьми, то есть я больше ориентируюсь на читателя. Для меня важно, чтобы рифмы не были банальными. Последнее наше мероприятие — вечер критики, на которое были приглашены профессионалы этой сферы. Приятно было от того, что зачастую их мнение совпадало с нашим.
— На чьей традиции основаны произведения современных авторов?
Юлия: Конечно, в первую очередь это Иосиф Бродский. Зачастую — только на нём. И это печально, потому что возникает ощущение, что из Бродского скоро сделают такое же чучело, как и из Есенина.
Кристина: Бродский стал мейнстримом. Некоторые ещё выросли не на авторах, а на современной жизни: модная музыка, модные слова, модные фильмы — запихнул всё это в облаченье рифм (и это ещё в лучшем случае) и стал модным автором. Крайне моден эффект клиповости, монтажа.
— Получается, современная поэзия — это клиповость, отсутствие сюжета и сверхкороткость?
Юлия: С тех пор как поэты научились делать концентраты пережитого, все стали этим активно пользоваться. Короткая форма сейчас действительно активно осваивается.
— Вернёмся к моде. Как вы относитесь к вечерам поэзии, например в
Юлия: Там занимаются не столько поэзией, сколько развлечением. Это неплохо, это тоже нужно.
— А вы чем занимаетесь?
Кристина: Мы не хотим развлекать, мы хотим просвещать. (смеётся)
Юлия: Не просвещать, а скорее, исследовать. Вполне нормально, что в клубах больше слушателей, и это прекрасно. Послушав поэзию в «ДК», например, слушатель потом придёт к нам и попытается не только развлечься, но и подумать.
— К слову о «ДК». Скоро туда приезжает Лёха Никонов, как вы относитесь к его творчеству?
Кристина: Популярный, цитируют, слушают. Приедет, почитает стихи, выложит в инстаграмме фоточки.
Юлия: Несомненно, Лёха Никонов, раз собирает целые клубы, талантливее многих маргиналов-матершинников. Хорошо, что он есть, но мне его поэзия чужда.
— Как вы относитесь к мату в стихах?
Кристина: В мате больше экспрессии, чем в обычных словах. У нас была забавная история на самом первом поэтическом вечере. Буквально за пару часов перед началом руководство кафе хотело его свернуть именно из-за мата. Причём формат был крайне щадящий, но в итоге пришлось менять слова в стихотворениях... Какой-то процент людей относится к мату спокойно, другие, особенно старшее поколение, не воспринимает вообще. Да и детей нет смысла мучить такими мероприятиями.
Юлия: Безусловно, матом нужно уметь пользоваться. Многие авторы ввинчивают эти слова для красочности, особенно по молодости.
— Элитарная поэзия вызывает у многих недоумение — без смысла, без логики и зачастую без вкуса. Каково ваше отношения к ней?
Кристина: Ужасно, когда поэзия изобилует не просто чем-то совершенно непонятным, много хуже, когда над тем, чтобы сделать бессмысленную инсталляцию, думают больше, чем над осмысленным. С другой стороны, что лучше — быть сразу понятым или заставлять думать, искать, развиваться? Многих авторов нужно воспринимать на уровне чувств, а не головой.
Юлия: От любого читателя требуется усилие. Печально осознавать, что многие хотят лишь развлечения. Если говорить о зрелом авторе, то его можно понять даже если он крайне причудлив. Ведь у него сформировалась своя система образов, поэтика. И прочитав несколько текстов, читатель начинает понимать язык автора.
Кристина: Порой автор не ориентируется на читателя, а просто делает то, что ему нравится. Всегда найдётся орава критиков, которая потом объяснит читателю в разных статьях и монографиях задумку автора.
— В Рязани периодически публикуются сборники стихотворений. Эти книги читают только сами авторы и их друзья, да и то чуть ли под угрозой смерти. Зачем бумагу-то марать?
Кристина: Я печаталась в литературном альманахе дважды. На вторую презентацию даже не пошла. Не скажу, что в этих сборниках печатаются плохие авторы. Да, безусловно, есть и почётные-препочётные, члены союза. Раньше давали дачи, теперь хотя бы книжечку напечатают… Конечно, есть и такие, как Лена Гребенская и Оля Мельник с прекрасными произведениями. Наверное, такие сборники всё же нужны, но скорее действительно самим авторам, нежели читателям.
— Как вам кажется, будет ли поэт когда-нибудь опять собирать стадионы, или это останется в советском прошлом?
Юлия: Поэт и сейчас собирает стадионы. Тот поэт, который социально значим в данный момент. Тот же Лёха Никонов, кто-то вроде рупора нашего времени. Потом эту функцию возьмёт на себя другой человек. Всегда будут стадионы. И всегда будут несовременники своего времени, непонятые или понятые позже. У поэзии, повторюсь, как и у любого другого вида искусства и вообще человеческой деятельности, есть разные задачи.
Метки: поэзия, «Живое», Юлия Грекова, Кристина Азарскова, «Дом культуры»
17:45
На городище Старая Рязань пройдёт месяц бесплатных иммерсивных экскурсий
11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение
11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение
27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года
27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»
27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России
27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году
26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову
26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей
25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте
25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат
23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей
22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»
22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена
22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11
22.03.2024 10:10
Рязанцы до мая будут пользоваться платными парковками без оплаты
21:39
Рязанцев предупредили о мышиной лихорадке
19:37
Дорога до села Заокское под Рязанью может уйти под воду в выходные
19:25
В Генплан Рязани внесли очередные изменения
18:31
Юлия Швакова рассказала о мерах по снижению кадрового дефицита на предприятиях в Рязанской области
18:17
Ещё два низководных моста затопило в Рязанской области
18:06
Регулярно занимаются спортом 40% жителей ЦФО
18:04
В Рязанской области обнаружили тело женщины
17:57
Исследование МТС RED: в Рязани каждый третий офисный работник переходит по вредоносным ссылкам