Подробности

Слава

За живое

20.03.2013

Кристина Азарскова и Юлия Грекова

Лет пять назад стихи можно было прочитать, пожалуй, лишь с подмостков филфаковских залов перед засыпающей оравой студентов, которых согнали под угрозой незачёта...

Сейчас в Рязани все иначе: чуть ли не в каждом кафе и даже клубе сидит по поэту, вещающему заворожённой публике свои творения. Каждый второй хипстер — это, как минимум, Маяковский, удивляющий рифмой «трансцендентальность – конгинеальность» других хипстеров. Но есть в Рязани, оказывается, поэтические проекты, которые занимаются творчеством молодых авторов серьёзно и практически профессионально. В канун Всемирного дня поэзии авторы проекта «Живое» Юлией Грековой и Кристиной Азарсковой поведали о современной поэзии и её популярности/непопулярности в Рязани.

Юлия: С одной стороны, сегодня есть мода на поэзию, на каких-то авторов. Впрочем, такое было во все времена. Когда-то были шестидесятники, сейчас это Вера Полозкова и иже с ней. Просто Рязань заскучала, давно не было ничего интересного, отсюда некоторый поэтический бум. Раньше всё было в андеграунде, сейчас выходит на свет.
— Значит, мода на поэзию — всего лишь часть моды на андеграунд?
Кристина: Сейчас, в принципе, всё, чем занимались люди узкой направленности от скуки, стало интересно кому-то ещё. Сегодня есть мода на многое, например, на авторское кино. Раньше его смотрели единицы, теперь каждый второй хочет высказать своё мнение по поводу, потому что это модно. Также и с поэзией — ты не просто в клуб сходил, а сходил на поэтический вечер, почитал Бродского.

— Не губителен ли для поэзии массовый потребитель как реципиент?
Юлия
: Люди не становятся реципиентами, если они пусты. Я считаю, что наше общество улучшается: все вокруг становятся не хипстерами, а интеллигентами.
Кристина: Можно пенять на время рыночных отношений, но если ты хочешь быть читаемым, приходится подстраиваться под публику. Когда мы только начинали проект, первым критерием отбора произведений был баланс между качественной поэзией и её приемлемостью для читателя. Очень сложно совмещать качественный контент с понятностью.



— А как определить качественный контент?
Юлия
: Лично я ориентируюсь на свой вкус, который сформирован тысячей прочитанных книг. К тому же у меня филологическое образование, которое даёт определённое представление о хороших и плохих стихах.
Кристина: Юля больше вникает, оценивает, анализирует. Я тоже человек, мягко сказать, читающий. Мне интересна работа со словом, интересно, как стихи будут восприниматься людьми, то есть я больше ориентируюсь на читателя. Для меня важно, чтобы рифмы не были банальными. Последнее наше мероприятие — вечер критики, на которое были приглашены профессионалы этой сферы. Приятно было от того, что зачастую их мнение совпадало с нашим.

— На чьей традиции основаны произведения современных авторов?
Юлия
: Конечно, в первую очередь это Иосиф Бродский. Зачастую — только на нём. И это печально, потому что возникает ощущение, что из Бродского скоро сделают такое же чучело, как и из Есенина.
Кристина: Бродский стал мейнстримом. Некоторые ещё выросли не на авторах, а на современной жизни: модная музыка, модные слова, модные фильмы — запихнул всё это в облаченье рифм (и это ещё в лучшем случае) и стал модным автором. Крайне моден эффект клиповости, монтажа.

— Получается, современная поэзия — это клиповость, отсутствие сюжета и сверхкороткость?
Юлия
: С тех пор как поэты научились делать концентраты пережитого, все стали этим активно пользоваться. Короткая форма сейчас действительно активно осваивается.

— Вернёмся к моде. Как вы относитесь к вечерам поэзии, например в «Червячке» и «Доме культуры»?
Юлия
: Там занимаются не столько поэзией, сколько развлечением. Это неплохо, это тоже нужно.

— А вы чем занимаетесь?
Кристина
: Мы не хотим развлекать, мы хотим просвещать. (смеётся)
Юлия: Не просвещать, а скорее, исследовать. Вполне нормально, что в клубах больше слушателей, и это прекрасно. Послушав поэзию в «ДК», например, слушатель потом придёт к нам и попытается не только развлечься, но и подумать.

— К слову о «ДК». Скоро туда приезжает Лёха Никонов, как вы относитесь к его творчеству?
Кристина
: Популярный, цитируют, слушают. Приедет, почитает стихи, выложит в инстаграмме фоточки.
Юлия: Несомненно, Лёха Никонов, раз собирает целые клубы, талантливее многих маргиналов-матершинников. Хорошо, что он есть, но мне его поэзия чужда.



— Как вы относитесь к мату в стихах?
Кристина
: В мате больше экспрессии, чем в обычных словах. У нас была забавная история на самом первом поэтическом вечере. Буквально за пару часов перед началом руководство кафе хотело его свернуть именно из-за мата. Причём формат был крайне щадящий, но в итоге пришлось менять слова в стихотворениях... Какой-то процент людей относится к мату спокойно, другие, особенно старшее поколение, не воспринимает вообще. Да и детей нет смысла мучить такими мероприятиями.
Юлия: Безусловно, матом нужно уметь пользоваться. Многие авторы ввинчивают эти слова для красочности, особенно по молодости.

— Элитарная поэзия вызывает у многих недоумение — без смысла, без логики и зачастую без вкуса. Каково ваше отношения к ней?
Кристина
: Ужасно, когда поэзия изобилует не просто чем-то совершенно непонятным, много хуже, когда над тем, чтобы сделать бессмысленную инсталляцию, думают больше, чем над осмысленным. С другой стороны, что лучше — быть сразу понятым или заставлять думать, искать, развиваться? Многих авторов нужно воспринимать на уровне чувств, а не головой.
Юлия: От любого читателя требуется усилие. Печально осознавать, что многие хотят лишь развлечения. Если говорить о зрелом авторе, то его можно понять даже если он крайне причудлив. Ведь у него сформировалась своя система образов, поэтика. И прочитав несколько текстов, читатель начинает понимать язык автора.
Кристина: Порой автор не ориентируется на читателя, а просто делает то, что ему нравится. Всегда найдётся орава критиков, которая потом объяснит читателю в разных статьях и монографиях задумку автора.

— В Рязани периодически публикуются сборники стихотворений. Эти книги читают только сами авторы и их друзья, да и то чуть ли под угрозой смерти. Зачем бумагу-то марать?
Кристина
: Я печаталась в литературном альманахе дважды. На вторую презентацию даже не пошла. Не скажу, что в этих сборниках печатаются плохие авторы. Да, безусловно, есть и почётные-препочётные, члены союза. Раньше давали дачи, теперь хотя бы книжечку напечатают… Конечно, есть и такие, как Лена Гребенская и Оля Мельник с прекрасными произведениями. Наверное, такие сборники всё же нужны, но скорее действительно самим авторам, нежели читателям.

— Как вам кажется, будет ли поэт когда-нибудь опять собирать стадионы, или это останется в советском прошлом?
Юлия
: Поэт и сейчас собирает стадионы. Тот поэт, который социально значим в данный момент. Тот же Лёха Никонов, кто-то вроде рупора нашего времени. Потом эту функцию возьмёт на себя другой человек. Всегда будут стадионы. И всегда будут несовременники своего времени, непонятые или понятые позже. У поэзии, повторюсь, как и у любого другого вида искусства и вообще человеческой деятельности, есть разные задачи.

Карина Кожаринова


Метки: поэзия, «Живое», Юлия Грекова, Кристина Азарскова, «Дом культуры»


Поиск

12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»

08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей

08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика

08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины

17:41
В Рязанской области расширяют цифровую экосистему Единой карты жителя

17:19
В ВТБ выяснили, на что копят россияне

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер