За живое |
20.03.2013 |
|---|
Кристина Азарскова и Юлия Грекова
Лет пять назад стихи можно было прочитать, пожалуй, лишь с подмостков филфаковских залов перед засыпающей оравой студентов, которых согнали под угрозой незачёта...
Юлия: С одной стороны, сегодня есть мода на поэзию, на каких-то авторов. Впрочем, такое было во все времена. Когда-то были шестидесятники, сейчас это Вера Полозкова и иже с ней. Просто Рязань заскучала, давно не было ничего интересного, отсюда некоторый поэтический бум. Раньше всё было в андеграунде, сейчас выходит на свет.
— Значит, мода на поэзию — всего лишь часть моды на андеграунд?
Кристина: Сейчас, в принципе, всё, чем занимались люди узкой направленности от скуки, стало интересно кому-то ещё. Сегодня есть мода на многое, например, на авторское кино. Раньше его смотрели единицы, теперь каждый второй хочет высказать своё мнение по поводу, потому что это модно. Также и с поэзией — ты не просто в клуб сходил, а сходил на поэтический вечер, почитал Бродского.
— Не губителен ли для поэзии массовый потребитель как реципиент?
Юлия: Люди не становятся реципиентами, если они пусты. Я считаю, что наше общество улучшается: все вокруг становятся не хипстерами, а интеллигентами.
Кристина: Можно пенять на время рыночных отношений, но если ты хочешь быть читаемым, приходится подстраиваться под публику. Когда мы только начинали проект, первым критерием отбора произведений был баланс между качественной поэзией и её приемлемостью для читателя. Очень сложно совмещать качественный контент с понятностью.
— А как определить качественный контент?
Юлия: Лично я ориентируюсь на свой вкус, который сформирован тысячей прочитанных книг. К тому же у меня филологическое образование, которое даёт определённое представление о хороших и плохих стихах.
Кристина: Юля больше вникает, оценивает, анализирует. Я тоже человек, мягко сказать, читающий. Мне интересна работа со словом, интересно, как стихи будут восприниматься людьми, то есть я больше ориентируюсь на читателя. Для меня важно, чтобы рифмы не были банальными. Последнее наше мероприятие — вечер критики, на которое были приглашены профессионалы этой сферы. Приятно было от того, что зачастую их мнение совпадало с нашим.
— На чьей традиции основаны произведения современных авторов?
Юлия: Конечно, в первую очередь это Иосиф Бродский. Зачастую — только на нём. И это печально, потому что возникает ощущение, что из Бродского скоро сделают такое же чучело, как и из Есенина.
Кристина: Бродский стал мейнстримом. Некоторые ещё выросли не на авторах, а на современной жизни: модная музыка, модные слова, модные фильмы — запихнул всё это в облаченье рифм (и это ещё в лучшем случае) и стал модным автором. Крайне моден эффект клиповости, монтажа.
— Получается, современная поэзия — это клиповость, отсутствие сюжета и сверхкороткость?
Юлия: С тех пор как поэты научились делать концентраты пережитого, все стали этим активно пользоваться. Короткая форма сейчас действительно активно осваивается.
— Вернёмся к моде. Как вы относитесь к вечерам поэзии, например в и ?
Юлия: Там занимаются не столько поэзией, сколько развлечением. Это неплохо, это тоже нужно.
— А вы чем занимаетесь?
Кристина: Мы не хотим развлекать, мы хотим просвещать. (смеётся)
Юлия: Не просвещать, а скорее, исследовать. Вполне нормально, что в клубах больше слушателей, и это прекрасно. Послушав поэзию в «ДК», например, слушатель потом придёт к нам и попытается не только развлечься, но и подумать.
— К слову о «ДК». Скоро туда приезжает Лёха Никонов, как вы относитесь к его творчеству?
Кристина: Популярный, цитируют, слушают. Приедет, почитает стихи, выложит в инстаграмме фоточки.
Юлия: Несомненно, Лёха Никонов, раз собирает целые клубы, талантливее многих маргиналов-матершинников. Хорошо, что он есть, но мне его поэзия чужда.
— Как вы относитесь к мату в стихах?
Кристина: В мате больше экспрессии, чем в обычных словах. У нас была забавная история на самом первом поэтическом вечере. Буквально за пару часов перед началом руководство кафе хотело его свернуть именно из-за мата. Причём формат был крайне щадящий, но в итоге пришлось менять слова в стихотворениях... Какой-то процент людей относится к мату спокойно, другие, особенно старшее поколение, не воспринимает вообще. Да и детей нет смысла мучить такими мероприятиями.
Юлия: Безусловно, матом нужно уметь пользоваться. Многие авторы ввинчивают эти слова для красочности, особенно по молодости.
— Элитарная поэзия вызывает у многих недоумение — без смысла, без логики и зачастую без вкуса. Каково ваше отношения к ней?
Кристина: Ужасно, когда поэзия изобилует не просто чем-то совершенно непонятным, много хуже, когда над тем, чтобы сделать бессмысленную инсталляцию, думают больше, чем над осмысленным. С другой стороны, что лучше — быть сразу понятым или заставлять думать, искать, развиваться? Многих авторов нужно воспринимать на уровне чувств, а не головой.
Юлия: От любого читателя требуется усилие. Печально осознавать, что многие хотят лишь развлечения. Если говорить о зрелом авторе, то его можно понять даже если он крайне причудлив. Ведь у него сформировалась своя система образов, поэтика. И прочитав несколько текстов, читатель начинает понимать язык автора.
Кристина: Порой автор не ориентируется на читателя, а просто делает то, что ему нравится. Всегда найдётся орава критиков, которая потом объяснит читателю в разных статьях и монографиях задумку автора.
— В Рязани периодически публикуются сборники стихотворений. Эти книги читают только сами авторы и их друзья, да и то чуть ли под угрозой смерти. Зачем бумагу-то марать?
Кристина: Я печаталась в литературном альманахе дважды. На вторую презентацию даже не пошла. Не скажу, что в этих сборниках печатаются плохие авторы. Да, безусловно, есть и почётные-препочётные, члены союза. Раньше давали дачи, теперь хотя бы книжечку напечатают… Конечно, есть и такие, как Лена Гребенская и Оля Мельник с прекрасными произведениями. Наверное, такие сборники всё же нужны, но скорее действительно самим авторам, нежели читателям.
— Как вам кажется, будет ли поэт когда-нибудь опять собирать стадионы, или это останется в советском прошлом?
Юлия: Поэт и сейчас собирает стадионы. Тот поэт, который социально значим в данный момент. Тот же Лёха Никонов, кто-то вроде рупора нашего времени. Потом эту функцию возьмёт на себя другой человек. Всегда будут стадионы. И всегда будут несовременники своего времени, непонятые или понятые позже. У поэзии, повторюсь, как и у любого другого вида искусства и вообще человеческой деятельности, есть разные задачи.

Метки: поэзия, «Живое», Юлия Грекова, Кристина Азарскова, «Дом культуры»
27.12.2025 16:11
Рязанский художественный музей приглашает оценить труд реставраторов
27.12.2025 14:57
В Рязани открылась выставка знаков и символов «Энигма»
26.12.2025 16:26
В Рязанской области подорожают газ и электроэнергия
26.12.2025 14:17
«Гранд Комфорт» в Жуковском: скоро старт продаж третьей очереди
26.12.2025 10:28
Рязань снова встречает Государственный Русский музей из Санкт-Петербурга
25.12.2025 14:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания дарит детям праздник
24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната
24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу
24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность
24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте
24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»
23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили
23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам
23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью
27.12.2025 18:51
Игуменом Иоанно-Богословского монастыря назначен Иеромонах Тихон (Белов)
27.12.2025 16:48
ХК «Рязань-ВДВ» завершил год победой над воронежским «Бураном»
27.12.2025 16:25
Рязанский Совет ветеранов спорта отмечен на Всероссийском конкурсе
27.12.2025 15:48
Рязанский театр балета приглашает на премьеру «Щелкунчика»
27.12.2025 14:25
Андрей Калугин назначен на должность Рязанского межрайонного природоохранного прокурора
27.12.2025 14:12
Рязанская филармония приглашает слушателей на Рождественский Сочельник







