Не в тренде? |
17.04.2013 |
|---|
Автор фото: Сергей Ларин.
В спорах о модернизации образования — вреден или не вреден ЕГЭ, один должен быть учебник истории или несколько, объединять русский язык с литературой или не объединять, и т.д. — ничего не слышно о школьном предмете, который старшее поколение помнит как «труд».
Так что же теперь «труды»?
Ребенок за станком
Теперь эти уроки именуют «Технология». В начале 90-х годов, когда все советское стали рушить, уроки труда энтузиасты уберегли, назвали «по-научному», хотя в принципе все осталось прежним. Мальчики, например, как и ранее, изучают деревообработку, металлообработку, электротехнические работы. В последние годы ко всему этому добавили заключительную часть — выполнение творческого проекта, который должен показать: чему ребенок научился.
Наглядное представление обо всем этом можно получить в рязанской школе №63. Здесь работает опытный директор Галина Анатольевна Акинина, которая стремится сохранить все добрые, в том числе и трудовые, школьные традиции. И здесь же — замечательный учитель технологии, отличник просвещения Николай Васильевич Пашкин. Тридцать лет назад он пришел в эту школу с радиозавода, где был инженером. Пришел сначала как совместитель, а потом решил полностью заняться преподавательской деятельностью, закончил Коломенский пединститут. Учитель считает, что у него идеальные условия: просторные и светлые мастерские, наличие современного оборудования и учебников, достаточное количество рабочего материала. Технологией Н.В. Пашкин занимается с детьми средней школьной ступени, с 5-го по 8 классы включительно, а также со старшеклассниками. Для занятий отводится два часа в неделю.
Учитель показал мне два творческих проекта средней ступени под названием «Стул» и «Табуретка». Сами изделия их создатели забрали домой, а в школе в папках с файлами осталось описание технологического процесса, правил техники безопасности при производимой работе — словом, вся теория. «В старших классах ребята у меня делают вещи посолиднее, — рассказывает педагог. — Например, четверо ребят смастерили из своего материала кухонный уголок. Продали его потом тысяч за десять».
Сделал — продал… На нынешнем этапе жизни нашего общества это вроде бы самое главное. Но в школе №63 уроки технологии ценят, прежде всего, как серьезный фактор здоровьесбережения — и физического, и духовного. В рассказе Н.В. Пашкина промелькнуло: «Мы воспитываем мужчин», а это залог многих важных вещей. Юноша, имеющий качества мастерового человека, везде может оказаться кстати: и когда в армию придет служить, и когда на работу устроится - даже в офисе. А уж как нужны будут его умелые руки в семье! Используя нынешнюю терминологию, можно сказать: он везде будет успешным, потому что — уважаемым.
Ну как, например, преподавательнице технологии для девочек Валентине Гавриловне Подкидышевой не уважать того же Николая Васильевича и его мальчишек, если они такое доброе дело для нее свершили! Дело в том, что в школу попал по случаю игрушечный ткацкий станок из Литвы. Игрушка, по сути, безделушка, не больше. Но школьные мужчины-умельцы станочек скопировали и усовершенствовали так, что он превратился в настоящий, всамделишный, хоть и остался маленьким. Программа, по которой занимается с учащимися Валентина Гавриловна, называется «Художественная обработка ткани». Девочки под ее руководством творят настоящие рукотворные чудеса: вышивают, вяжут, занимаются лоскутной пластикой… Но все это можно увидеть и в других школах, а вот ручное ковровое и ручное узорное ткачество — такого, пожалуй, нигде, кроме 63-й школы, нет.
Валентина Гавриловна, преподаватель высшей категории, также работает здесь давно. Я спросила ее: «Как чувствуют себя на уроках технологии те девочки, которые не способны к рукоделию?» — «Таких не бывает», — убежденно ответила учительница. Но есть — необыкновенно способные. Уже почти лет двадцать хранит Валентина Гавриловна салфетку «Нежность», которую смастерила Аня Новикова: края салфетки отделаны коклюшным кружевом, а бледно-розовый узор выполнен так мастерски, что не отличишь, где лицо, а где изнанка. Аня поступила в технологический институт, стала инженером, но это было уже давно. Иногда нынешние девочки проявляют явный интерес к швейному делу. Но такие случаи редки. Возможность шить для себя — это еще как-то «греет». А вот чтобы жизнь посвятить швейному делу — сие не манит совсем. А ведь в городе так нужны кадры швейников!
Вот и Николай Васильевич видит среди своих питомцев не так уж много ребят, которые с горящими глазами толковали бы, скажем, о «радике» или «политехе». Про рабочие специальности и говорить не приходится. Почему не модны сейчас инженерные, строительные специальности? Да хотя бы потому, что поступить на них сложно, учиться трудно. Иное дело экономические, юридические факультеты частных вузов, где подготовка дается куда легче, потому что за плату. Устроиться с такой «подготовкой» в жизни будет трудно, но молодежь это до поры до времени не волнует.
Необязательный урок
Такие настроения присущи значительной части молодых людей. В обществе, сформировавшемся в постсоветское время, труд, работа вообще не в особом почете. Как быть? Отдельным школам, какие бы хорошие учителя в них не работали, с этой проблемой не справиться. А вот система образования в целом — сила очень мощная, на которую может положиться набирающая силы Россия. «Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе», — так считает выступавший недавно в Рязани профессор Московского педагогического государственного университета Юрий Хотунцев — энтузиаст и защитник трудового обучения детей.
А что, есть кто-то против? Наверное, причем на самом верху. Подозревать в этом самое высокое образовательное начальство приходится, вчитываясь в федеральный учебный план, где, например, сказано: «Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностями региона»… То есть при том, что потребности всех регионов почти одинаковые — везде криком кричат, что не хватает рабочих, технических кадров, школы могут обучать технологии «по возможностям». А возможности эти все сужаются. Например, в соответствии с новыми учебными стандартами, введенными в начальной школе, в первом классе вместо двух уроков технологии (малыши тоже мастерят что-то, скажем, из бумаги) остался один. На средней школьной ступени в восьмом классе по федеральному плану также предусмотрен в неделю только один урок технологии, за который, конечно же, ничего серьезного не сделаешь. И лишь благодаря изысканным возможностям в 63-й школе таких уроков два. От «технологии» можно отщипнуть на информатику, на предпрофильную подготовку, еще на что-то. Ходят слухи, что к 2015 году этот предмет вообще исчезнет из школьного расписания. Да он уже во многих школах исчез. Поспособствовало этому одно очевидное обстоятельство: не идет никто на должность преподавателя «Технологии». Один мой давний знакомый, из поколения Н.В. Пашкина, ушел два года назад из своей школы, где проработал много лет. И вскоре его мастерскую переоборудовали под другие занятия. Директору и хотелось сохранить «Технологию», но преподавателя она так для нее и не нашла. И тут мы видим, что «труд» не в почете.
Может быть, действительно, кому это нужно сегодня: строгать-сверлить? Но в мире иначе рассуждают. Самым лучшим сегодня считается финское образование, и почетное место в нем среди прочих предметов занимает, скажем, столярное дело. Двенадцатилетний мальчик здесь может смастерить не только деревянный ковшик для сауны, но и выдолбить из полена, например, управляемый катер.
Финская школа вообще максимально приближена к жизни. На занятиях математики дети подсчитывают расход воды и электричества, на уроках литературы работают не только с литературными текстами, но и с деловыми бумагами: инструкциями, объявлениями, рекламой.
Последнее, я думаю, нам перенимать не стоит. Русская литература настолько богата и ценна, что дети должны постигнуть ее как можно полнее. Она учит уважать и любить труд, который, как писал Валерий Брюсов, всегда был у нашего народа «торжествующей святыней». Выходит — сейчас эта святыня, как говорится, не в тренде?..
Метки: образование
Молодёжное крыло Народного фронта в Рязани наградило рязанского кинолога и активиста Юрия Кованова за помощь Донбассу. На встрече Юрий рассказал ребятам о начале своей волонтёрской деятельности, работе в минкульте Запорожской области, поделился опытом реализации волонтерских проектов и дал практические советы.
17-летняя школьница Полина Мельник стала лучшим танцором страны — такими заголовками на днях запестрели рязанские информагентства. Юная рязанка успела съездить в Москву на стажировку, сыграть роль в мюзикле на огромный зал и вернулась, чтобы снова собираться в путь.
24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната
24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу
24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность
24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте
24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»
23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили
23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам
23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
08:48
В рязанском Лесопарке 29 декабря откроют каток
24.12.2025 20:57
Ещё два БПЛА сбили над Рязанской областью
24.12.2025 17:54
Павел Малков: «Гостей нашей области ждёт много интересных гастрономических мест»
24.12.2025 17:35
Юлия Швакова рассказала о развитии промышленного потенциала региона
24.12.2025 17:05
В Рязанской области будут развивать ещё четыре инвестиционных проекта








