Подробности

Беседка

Борис Горбунов: «Я вырос из войны»

18.07.2013

Рязанский скульптор мечтает увековечить адмирала, художника, поэта и несколько исторических личностей.

Борис Семенович встретил меня на пороге своей просторной мастерской, разместившейся в одном из дворов микрорайона Канищево. Здесь от пола до непривычно уходящего ввысь потолка разместились десятки работ, созданных руками мастера за много лет, а также множество подручного материала, инструментов, назначение которых трудно понять непосвященному человеку, но без которых вряд ли состоится впечатляющий результат монументального творчества. В соседней комнате, где на стенах развешаны картины друзей мастера, мы пьем чай и беседуем об особенностях скульптурного творчества.

Завет Микеланджело
— Когда Вы почувствовали, что пришло мастерство?
— Еще в институте, когда делал дипломную работу, пришло осознание того, что у меня что-то получается, и весьма неплохо. На самом деле мне все тогда давалось легко. А вот когда вышел в свободное плавание, начались творческие муки и поиск собственного пути. Меня иногда спрашивают: что все-таки важнее — чуткие руки или игра фантазии, ума? Отвечая на вопрос, как получаются скульптуры, Микеланджело, как известно, ответил: «Все очень просто. Я беру камень и отсекаю все лишнее». Что превалирует, однозначно не скажешь. Ясно, что без силы воображения произведение останется на уровне холодного расчетливого ремесла, но и без профессиональных качеств искусство не состоится. Нужна гармония во всем. И очень важно — эстетическое воздействие искусства на человека. В Древней Греции основная задача художника была создать прекрасный образ — вспомним богов, атлетов, героев, запечатленных в мраморе. По существу, древнегреческие скульпторы создали канон идеального человека. Сколько бы веков ни прошло, одним из назначений искусства остается поиск красоты.



— А от чего Вы отталкиваетесь, работая над эскизом? И можно ли назвать одним словом всю эту махину образов, предысторий, сюжетов?
— Рождение произведения — всегда загадка, можно сказать, мистика. Как это объяснить? Кстати, художник может создать произведение даже из испорченного материала. Возьмем, к примеру, 5-метровую фигуру Давида скульптора Микеланджело. Прекрасный юноша, исполненный гнева, олицетворяющий силу духа, физическое совершенство и нравственность, был гениально вписан в, казалось бы, безнадежно загубленный камень, в результате чего Микеланджело сотворил великолепное произведение искусства.

— Часто ли вносятся изменения в первоначальный эскиз?
— В процессе работы неизбежно выясняется, что где-то необходимо изменить, подправить. И это нормально. Рабочая модель и модель в величину сооружения в пространстве могут выглядеть несколько иначе, чем на эскизе, а потому любые исправления уместны.

Борис Семенович рассказывает о работе над памятниками рязанской градоначальнице Чумаковой и генералу Маргелову:
— Это люди огромной силы воли и энергии, мощной работоспособности. Их уважали и знали в лицо многие рязанцы. Надо было постараться передать не только внешнее сходство, но и характер, масштаб их личностей.

Кстати, первой работой мастера, где необходимо было передать сходство с оригиналом, стал памятник Герою Советского Союза Иосифу Лапушкину, погибшему в Великой Отечественной войне.
— Это был необыкновенной отваги человек. В рукопашном бою он лично уничтожил 13 фашистов. Фотографий героя сохранилось немного, но были живы родственники, приезжали сестры. Они и подсказали, каким он был, какие у него были характерные черты, — поведал Горбунов.

Поезд, махорка и стрелочница
Военная тема вообще очень близка мастеру.
— Я и сам дитя войны, — рассказывает он. — Несмотря на то, что в начале войны мне было только три года, я все очень хорошо помню. Вспоминаю напряжение первых дней войны, слезы, проводы на фронт односельчан. Через пару месяцев после начала войны был призван в армию и мой отец.

Врезался в память один трагичный случай. Жили мы тогда рядом с железной дорогой. И где-то через месяц после начала войны, ранним утром, произошла авария поезда. Оказалось, усталая стрелочница пустила его не по тому пути, и с рельсов сошли несколько вагонов. К счастью, это был товарняк, в котором везли продовольствие на фронт, а три упавших вагона оказались с махоркой.

Облако табачной пыли стояло над железнодорожной насыпью несколько дней, и близко подойти было нельзя: все сразу начинали чихать, глаза резало от махорочной пыли. А стрелочница, когда увидела, что вагоны сходят с рельсов, бросилась под поезд.

Помню, как зимой, когда советские войска пошли в наступление под Москвой, передавали из рук в руки газеты об освобожденных нашей армией городах и селах, а в них – фотографии растерзанных немцами местных жителей. Сердце сжималось от боли и жалости. Страшное было время — голод, холод. В нашем поселке разместили эвакуированных москвичей, ленинградцев. Им было тяжелее всех. Зима 41-го года была очень суровой, но местные жители кто чем мог делились с приезжими. Надо было как-то выживать. И ждать с фронта хороших вестей…

Почти половина мужчин из рода Горбуновых не пришла тогда с войны. Не случайно многие его работы — олицетворение воинской чести, доблести, мужества солдат и генералов.

Компьютер скульптору не помощник?
— Сколько времени проходит от идеи до воплощения проекта? — спрашиваю я у Бориса Семеновича.
Выясняется, что терпение — одно из важных качеств скульптора. Судьба памятника Маргелову решалась в течение пяти лет, а на подготовку творческой части было отпущено не так уж и много времени. И единственный проект, над которым, по словам мастера, он работал без спешки, — это памятник генералу Гобято, установленный в селе Морозовы Борки Сапожковского района. Это один из немногих монументов, где скульптору удалось практически полностью воплотить задуманное.



С 85-го года ждут своего завершения, перевода в металл барельефы, посвященные Великой Отечественной войне, на мемориальном комплексе Скорбященского кладбища и часовня в ансамбле Кремля, посвященная 900-летию Рязани. В 95-м, юбилейном году у города не нашлось денег. Предполагалось, что в нишах будут располагаться четыре фигуры рязанских святых: князя Олега Рязанского, княгини Евпраксии Рязанской, великого князя Романа и первосвятителя Василия Рязанского. Эти фигуры по сей день дожидаются своего часа в мастерской.

Работа скульптора — это не только полет творческой фантазии.
— Создание любой скульптуры — трудоемкий по своей сути процесс, — говорит Горбунов. От изначально черновой работы никуда не денешься. Чтобы самому изготавливать металлические каркасы, пришлось освоить сварку и другие технические работы. Скульптор фактически должен быть универсалом».

Сегодня под рукой у мастера много инструментов, облегчающих рабочий процесс: болгарки, сверла, перфораторы, очень удобные пенообразовательные материалы, которые позволяют использовать для лепки большой фигуры пластилин. Но основной материал — глина – остается неизменным, и иметь ее надо с запасом. По словам Горбунова, необходимый объем, который должен быть в пользовании, — от 2 до 5 тонн.

— Ну а если при помощи компьютерных технологий вырубить портрет в мраморе? — задаю я вопрос скульптору.
— Если проводить обрубовку — это нормально, но вместо портрета в итоге получится сухое, бездушное изображение. Ведь помимо точности деталей, важно состояние художника, его душа. Через руки передаются чувства скульптора, его отношение к изображаемому человеку, — говорит Горбунов.

Эффективное трио
С Борисом Семеновичем уже много лет работает его сын Василий. Он окончил Ленинградское художественное училище имени Н. Рериха, скульптурный факультет.
— У каждого из нас свой почерк, свой подход, — рассказывает Василий.



— Какое распределение ролей в вашем тандеме?
— А у нас трио (Василий улыбается). С нами работает Полина, моя жена. Она тоже скульптор, мы окончили одно училище. Вообще монументальные вещи тяжело ваять в одиночку. Вот и памятник Маргелову мы делали втроем.

— А Полина какое направление предпочитает?
— У нее хорошо получается мелкая пластика, природа, портрет, анималистика. На мне сегодня подготовительная часть. Кстати, бюст Аксенову, установленный на улице Циолковского, — это ее работа. Мы все участвовали в конкурсе, а в итоге выиграл вариант Полины. Поэтому ведущим скульптором была она, а мы ей помогали.

— Борис Семенович, и все-таки, если бы Вы не стали скульптором, то в чем могли бы реализовать себя?
— Мне многое интересно. Например, я мог бы стать неплохим агрономом (улыбается). В свое время у нас был участок в Спасском районе за Проней. Почва — сплошной песок, но у меня здорово получалось выращивать овощи. Однако на этом я и остановился. Сил и времени на все не хватает. Надо быть или агрономом, или скульптором. И если есть работа, заказ, отвлекаться на что-то другое уже не приходится.

— Знаю, что не всякий художник готов раскрыть свои дальнейшие планы… Все-таки как Вы считаете, память каких известных рязанцев надо увековечить?
— Много имен, — Горбунов задумывается, но лишь на мгновение. — Буквально во всех сферах есть люди, которыми город гордится. Адмирал Авинов, великолепный художник Боклевский, поэт Яков Полонский. Исторические личности — Василий Ляпунов, Скопин-Шуйский. Можно долго перечислять…

Наша справка
Борис Семенович Горбунов — скульптор-монументалист.

Родился 5 апреля 1938 года в городе Коростень (Украина). Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 1966 года работает в Рязани. В 1996 году ему было присвоено звание заслуженного художника РФ. Борис Горбунов — автор монумента Победы на одноименной площади, надгробия Герою Советского Союза Федору Полетаеву (Генуя, Италия, 1978), памятника погибшим в Великой Отечественной войне (Ермишь, Рязанская область, 1985), памятника генералу Скобелеву (Рязань, 1995), легендарному десантнику Василию Маргелову, бывшему председателю Рязанского городского Совета Надежде Чумаковой и многих других.


Светлана Пиманова



Поиск

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

17:43
Ряжский авторемонтный завод разработал дя Рязани коммунальную технику на базе УАЗа

16:42
В Рязанском филиале Петербургского государственного университета путей сообщения прошёл концерт ко Дню Победы

16:34
Каждый пятый рязанец готов пройти собеседование в компании, где не хочет работать

16:15
Организаторы «Дикой Мяты» рассказали об инфраструктурной подготовке к фестивалю

15:38
По искам прокуратуры девять рязанских школ обязали обустроить пандусы

15:28
В Окском заповеднике фотоловушка вновь засняла медведя

15:10
Трёхмесячному рязанцу нужны 1,7 миллиона рублей на лекарства и питание

14:10
Рязанцам пообещали порывистый ветер и дождь

13:55
Мэрия опубликовала график работы транспорта в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31