Борис Горбунов: «Я вырос из войны» |
18.07.2013 |
|---|
Рязанский скульптор мечтает увековечить адмирала, художника, поэта и несколько исторических личностей.
— Когда Вы почувствовали, что пришло мастерство?
— Еще в институте, когда делал дипломную работу, пришло осознание того, что у меня что-то получается, и весьма неплохо. На самом деле мне все тогда давалось легко. А вот когда вышел в свободное плавание, начались творческие муки и поиск собственного пути. Меня иногда спрашивают: что все-таки важнее — чуткие руки или игра фантазии, ума? Отвечая на вопрос, как получаются скульптуры, Микеланджело, как известно, ответил: «Все очень просто. Я беру камень и отсекаю все лишнее». Что превалирует, однозначно не скажешь. Ясно, что без силы воображения произведение останется на уровне холодного расчетливого ремесла, но и без профессиональных качеств искусство не состоится. Нужна гармония во всем. И очень важно — эстетическое воздействие искусства на человека. В Древней Греции основная задача художника была создать прекрасный образ — вспомним богов, атлетов, героев, запечатленных в мраморе. По существу, древнегреческие скульпторы создали канон идеального человека. Сколько бы веков ни прошло, одним из назначений искусства остается поиск красоты.
— Рождение произведения — всегда загадка, можно сказать, мистика. Как это объяснить? Кстати, художник может создать произведение даже из испорченного материала. Возьмем, к примеру, 5-метровую фигуру Давида скульптора Микеланджело. Прекрасный юноша, исполненный гнева, олицетворяющий силу духа, физическое совершенство и нравственность, был гениально вписан в, казалось бы, безнадежно загубленный камень, в результате чего Микеланджело сотворил великолепное произведение искусства.
— Часто ли вносятся изменения в первоначальный эскиз?
— В процессе работы неизбежно выясняется, что где-то необходимо изменить, подправить. И это нормально. Рабочая модель и модель в величину сооружения в пространстве могут выглядеть несколько иначе, чем на эскизе, а потому любые исправления уместны.
Борис Семенович рассказывает о работе над памятниками рязанской градоначальнице Чумаковой и генералу Маргелову:
— Это люди огромной силы воли и энергии, мощной работоспособности. Их уважали и знали в лицо многие рязанцы. Надо было постараться передать не только внешнее сходство, но и характер, масштаб их личностей.
Кстати, первой работой мастера, где необходимо было передать сходство с оригиналом, стал памятник Герою Советского Союза Иосифу Лапушкину, погибшему в Великой Отечественной войне.
— Это был необыкновенной отваги человек. В рукопашном бою он лично уничтожил 13 фашистов. Фотографий героя сохранилось немного, но были живы родственники, приезжали сестры. Они и подсказали, каким он был, какие у него были характерные черты, — поведал Горбунов.
Поезд, махорка и стрелочница
Военная тема вообще очень близка мастеру.
— Я и сам дитя войны, — рассказывает он. — Несмотря на то, что в начале войны мне было только три года, я все очень хорошо помню. Вспоминаю напряжение первых дней войны, слезы, проводы на фронт односельчан. Через пару месяцев после начала войны был призван в армию и мой отец.
Врезался в память один трагичный случай. Жили мы тогда рядом с железной дорогой. И где-то через месяц после начала войны, ранним утром, произошла авария поезда. Оказалось, усталая стрелочница пустила его не по тому пути, и с рельсов сошли несколько вагонов. К счастью, это был товарняк, в котором везли продовольствие на фронт, а три упавших вагона оказались с махоркой.
Облако табачной пыли стояло над железнодорожной насыпью несколько дней, и близко подойти было нельзя: все сразу начинали чихать, глаза резало от махорочной пыли. А стрелочница, когда увидела, что вагоны сходят с рельсов, бросилась под поезд.
Помню, как зимой, когда советские войска пошли в наступление под Москвой, передавали из рук в руки газеты об освобожденных нашей армией городах и селах, а в них – фотографии растерзанных немцами местных жителей. Сердце сжималось от боли и жалости. Страшное было время — голод, холод. В нашем поселке разместили эвакуированных москвичей, ленинградцев. Им было тяжелее всех. Зима 41-го года была очень суровой, но местные жители кто чем мог делились с приезжими. Надо было как-то выживать. И ждать с фронта хороших вестей…
Почти половина мужчин из рода Горбуновых не пришла тогда с войны. Не случайно многие его работы — олицетворение воинской чести, доблести, мужества солдат и генералов.
Компьютер скульптору не помощник?
— Сколько времени проходит от идеи до воплощения проекта? — спрашиваю я у Бориса Семеновича.
Выясняется, что терпение — одно из важных качеств скульптора. Судьба памятника Маргелову решалась в течение пяти лет, а на подготовку творческой части было отпущено не так уж и много времени. И единственный проект, над которым, по словам мастера, он работал без спешки, — это памятник генералу Гобято, установленный в селе Морозовы Борки Сапожковского района. Это один из немногих монументов, где скульптору удалось практически полностью воплотить задуманное.
С 85-го года ждут своего завершения, перевода в металл барельефы, посвященные Великой Отечественной войне, на мемориальном комплексе Скорбященского кладбища и часовня в ансамбле Кремля, посвященная 900-летию Рязани. В 95-м, юбилейном году у города не нашлось денег. Предполагалось, что в нишах будут располагаться четыре фигуры рязанских святых: князя Олега Рязанского, княгини Евпраксии Рязанской, великого князя Романа и первосвятителя Василия Рязанского. Эти фигуры по сей день дожидаются своего часа в мастерской.
Работа скульптора — это не только полет творческой фантазии.
— Создание любой скульптуры — трудоемкий по своей сути процесс, — говорит Горбунов. От изначально черновой работы никуда не денешься. Чтобы самому изготавливать металлические каркасы, пришлось освоить сварку и другие технические работы. Скульптор фактически должен быть универсалом».
Сегодня под рукой у мастера много инструментов, облегчающих рабочий процесс: болгарки, сверла, перфораторы, очень удобные пенообразовательные материалы, которые позволяют использовать для лепки большой фигуры пластилин. Но основной материал — глина – остается неизменным, и иметь ее надо с запасом. По словам Горбунова, необходимый объем, который должен быть в пользовании, — от 2 до 5 тонн.
— Ну а если при помощи компьютерных технологий вырубить портрет в мраморе? — задаю я вопрос скульптору.
— Если проводить обрубовку — это нормально, но вместо портрета в итоге получится сухое, бездушное изображение. Ведь помимо точности деталей, важно состояние художника, его душа. Через руки передаются чувства скульптора, его отношение к изображаемому человеку, — говорит Горбунов.
Эффективное трио
С Борисом Семеновичем уже много лет работает его сын Василий. Он окончил Ленинградское художественное училище имени Н. Рериха, скульптурный факультет.
— У каждого из нас свой почерк, свой подход, — рассказывает Василий.
— Какое распределение ролей в вашем тандеме?
— А у нас трио (Василий улыбается). С нами работает Полина, моя жена. Она тоже скульптор, мы окончили одно училище. Вообще монументальные вещи тяжело ваять в одиночку. Вот и памятник Маргелову мы делали втроем.
— А Полина какое направление предпочитает?
— У нее хорошо получается мелкая пластика, природа, портрет, анималистика. На мне сегодня подготовительная часть. Кстати, бюст Аксенову, установленный на улице Циолковского, — это ее работа. Мы все участвовали в конкурсе, а в итоге выиграл вариант Полины. Поэтому ведущим скульптором была она, а мы ей помогали.
— Борис Семенович, и все-таки, если бы Вы не стали скульптором, то в чем могли бы реализовать себя?
— Мне многое интересно. Например, я мог бы стать неплохим агрономом (улыбается). В свое время у нас был участок в Спасском районе за Проней. Почва — сплошной песок, но у меня здорово получалось выращивать овощи. Однако на этом я и остановился. Сил и времени на все не хватает. Надо быть или агрономом, или скульптором. И если есть работа, заказ, отвлекаться на что-то другое уже не приходится.
— Знаю, что не всякий художник готов раскрыть свои дальнейшие планы… Все-таки как Вы считаете, память каких известных рязанцев надо увековечить?
— Много имен, — Горбунов задумывается, но лишь на мгновение. — Буквально во всех сферах есть люди, которыми город гордится. Адмирал Авинов, великолепный художник Боклевский, поэт Яков Полонский. Исторические личности — Василий Ляпунов, Скопин-Шуйский. Можно долго перечислять…
Наша справка
Борис Семенович Горбунов — скульптор-монументалист.
Родился 5 апреля 1938 года в городе Коростень (Украина). Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 1966 года работает в Рязани. В 1996 году ему было присвоено звание заслуженного художника РФ. Борис Горбунов — автор монумента Победы на одноименной площади, надгробия Герою Советского Союза Федору Полетаеву (Генуя, Италия, 1978), памятника погибшим в Великой Отечественной войне (Ермишь, Рязанская область, 1985), памятника генералу Скобелеву (Рязань, 1995), легендарному десантнику Василию Маргелову, бывшему председателю Рязанского городского Совета Надежде Чумаковой и многих других.
05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова
05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров
05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа
04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья
04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны
04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому
04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла
04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками
03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре
03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности
03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать
03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте
02.12.2025 17:46
В Рязани выставили на продажу трикотажное производство
02.12.2025 14:38
Галерея Летнего клуба Благородного собрания в Рязани грозила обрушиться без реставрации
02.12.2025 11:55
Рязанский филиал МГИК рассчитывает получить средства на ремонт здания в 2026 году
01.12.2025 16:16
В рязанском минтрансе рассказали о планах ремонта дороги в Дядьково
01.12.2025 15:28
«Зелёный сад – наш дом» наградил лучших в мире спортсменов-джитсеров
01.12.2025 11:58
Рязанская область вошла в число регионов с наиболее подорожавшей арендой коттеджей на Новый год
12:00
Музей Есенина Константиново получил премию «Больше, чем путешествие»
09:58
В Рязани в результате атаки БПЛА повреждён жилой дом
09:52
На трассе М5 в Рязанской области произошла смертельная авария
09:10
Митрополит Марк обьяснил, почему церкви не страшен искусственный интеллект
08:34
ХК «Рязань-ВДВ» одолел «Омские крылья»
08:05
В нескольких районах Рязани произошло падение обломков БПЛА
05.12.2025 17:50
Борис Ясинский рассмотрел порядка 20 вопросов в ходе личного приёма граждан










