За рулём |
30.08.2013 |
---|
Летом 2013 года ушёл из жизни Валентин Николаев — один из первых рязанских спортсменов, поднявшихся на вершину отечественного автокросса.
В 60-е годы прошлого века в рязанском автомобильном училище, где служил Валентин Николаев, уже был коллектив спортсменов-автомобилистов во главе с мастером спорта, чемпионом СССР в классе «ГАЗ-66» Александром Акимовым. В автокросс Валентина Николаева «призвали» в 1964 году. Поехал на соревнования чемпионата Москвы в качестве механика Юрия Сидненко — чемпиона России в классе «ГАЗ-69». Там Юрий и предложил своему механику попробовать свои силы на грузовике ГАЗ-51.
Тогдашние соревнования по автокроссу были совсем не похожи на нынешние. Трассу никто никогда не грейдировал, так что пилоты на дистанции «собирали» все ямы и кочки. Дистанция была гораздо длиннее нынешней – около сотни километров. Грузовики ездили с грузом в кузове. Круг был не 1,5-2 километра, как сейчас, а 10-12 километров, в Москве — аж все двадцать. Стартовали в заезде все машины сразу (ныне в официальных соревнованиях одновременно гоняется не более десяти машин), а в автокроссах участвовало порядка 70-90 спортсменов в каждом классе. На старте выстраивалась настоящая армада в несколько рядов автомобилей по 10-12 машин в каждом. Звание мастера спорта завоевать было очень сложно: нужно было выиграть три самых главных соревнования в стране: чемпионат СССР, чемпионат Вооружённых сил и Всероссийский автокросс. Многоэтапных соревнований, как сейчас, в прежние времена не было. Чемпионат СССР и чемпионат Вооружённых сил были «разовой» гонкой: собирались все участники в одном месте и в одно время, и выявляли победителя и призёров. Со временем дистанция автокросса стала постепенно сокращаться: 90, 70, потом 40 километров. Сейчас за заезд машина проходит чуть более 10 километров, а то и меньше.
В дебютной гонке Валентина Николаева в Москве на старте выстроилось 72 грузовых автомобиля: шесть рядов по дюжине машин в каждом. Новичок из Рязани стартовал с последнего ряда. На втором круге на трассе осталось всего 24 машины, в том числе и николаевская. Затем на одном из виражей рязанец разбил машину так, что покорёжило раму грузовика. Но от занятий автокроссом эта авария спортсмена не отпугнула. На вершину автокросса Валентин Николаев поднимался постепенно: в 1965 году на Всероссийском автокроссе он был девятым, а уже в 1966 году в Москве завоевал звание чемпиона СССР. Норматив мастера спорта СССР Валентин Николаев выполнил в 1967 году. Почти всю свою спортивную карьеру Валентин Николаев выступал на грузовиках «ГАЗ-51, 52». Только когда автокросс на грузовиках попал под запрет, пересел на ГАЗ-69.
Грузовики ему нравились больше, чем «козлы» (так в народе называли советские джипы): грузовики устойчивее, по ямам ходят отлично. «Козла» на ухабах бросает из стороны в сторону, да и химичили в классе полноприводных машин уж больно много. Валентин Николаев рассказывал, что раньше побеждали, в основном, не за счёт мощности машины, а благодаря мастерству вождения: по ямам ведь надо уметь ездить. Про специальные распредвалы мало кто знал. Регламент их не запрещал, но использовали их единицы. В основном, ГАЗ-51 шёл по трассе со скоростью километров 70-90 в час. Впрочем, Валентин рассказывал, что был у него случай, когда стрелка спидометра упёрлась в стопор на приборе у цифры «100», который не давал ей двигаться дальше.
Был у него и такой эпизод. Пилот сам не понял поначалу, что произошло: машина «баранки» не слушается, тормоза не работают, да и идёт грузовик больно уж мягко — словно плывёт. Только когда машина приземлилась, спортсмен понял, что не ехал по трассе, а летел. Валентин говорил, что ГАЗ-51 с грузом отлично ведёт себя, оторвавшись от земли.
В соревнованиях по автокроссу Валентин Николаев выступал до 1986 года. В апреле 2013-го ему исполнилось 75 лет. В июле 2013 года его не стало.
P.S. Валентин Николаев сетовал, что, к сожалению, у него почти не осталось фотографий тех далёких лет. Какие и были — раздал друзьям и коллегам.
Метки: Валентин Николаев, автоспорт, история
11.01.2025 21:30
Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов покинул пост
10.01.2025 15:00
Павел Малков оценил перспективы появления в Рязанской области клуба КХЛ
10.01.2025 11:47
Определён подрядчик на ремонт подземного перехода у «Барса на Московском» в Рязани
10.01.2025 10:32
Рязанский областной суд оправдал предпринимателя Александра Рогачёва
09.01.2025 20:50
Уволился начальник транспортного управления мэрии Рязани
09.01.2025 15:27
В 2024 году «Зелёный сад» вывез из Борок 23 тысячи тонн загрязнённого грунта
09.01.2025 14:46
В Новомичуринске начали строить новое производство для катализаторного завода
09.01.2025 13:00
Определён подрядчик для строительства Южного обхода Рязани
09.01.2025 10:23
Рязанская область вошла в число лидеров по спросу на турпоездки
07.01.2025 19:04
Рязани передали титул новогодней столицы России
12.01.2025 17:46
Подведены итоги четвёртого этапа Кубка России по биатлону под Рязанью
12.01.2025 15:58
Дмитрий Губерниев призвал минспорта Рязанской области помочь спортшколе «Алмаз»
12.01.2025 14:54
В Рязани произошло ДТП с участием полицейского автомобиля
12.01.2025 14:33
В Путятино на пожаре пострадал ребёнок
12.01.2025 14:26
В Рязанской области ожидается снег и гололедица
12.01.2025 14:20
Подъезд дома в Рязани залило водой после ремонта отопления
12.01.2025 12:17
Рязанцы могут сдать ели и сосны на корм животным
12.01.2025 10:16
Рязанский гид высказалась об увольнении Виталия Попова
12.01.2025 09:19
ХК «Рязань-ВДВ» одержал первую победу в новом году
11.01.2025 22:06
Рязанцы на рассвете могут увидеть яркую комету
11.01.2025 21:04
Рязанцы пожаловались на отсутствие воды в горбольнице №11
11.01.2025 20:31
Информация о суициде обвиняемого в двойном убийстве на рязанском заводе не подтвердилась
11.01.2025 18:35
Рязанцы могут сдать в переработку новогодние ёлки
11.01.2025 18:02
«Гонку чемпионов» под Рязанью планируют сделать ежегодной
11.01.2025 16:21
В Рязанской области ожидается мокрый снег и гололедица