Подробности

Регион

Кулибин из Сараев

26.09.2013

О человеке, способном из обыкновенных железок смастерить оригинальную конструкцию, с уважением говорят: «мастер — золотые руки» или «наш Кулибин». С полным правом так можно сказать и о Валентине Карабанове, жителе посёлка Сараи. Он собрал и мини-трактор, и аэросани, и даже... вертолёт.

С техникой на ты
С самого детства, а Валентин Николаевич родился сразу после Великой Отечественной, его тянуло к железкам. Школьные науки никак не давались Вале, и оценка «три» по русскому была сравнима с «пятёрками» его более интеллектуальных одноклассников.
— Тройки, двойки и колы — все товарищи мои, — вспоминает с самоиронией о том времени Валентин Карабанов. — Учёба давалась очень тяжело. Я закончил только лишь пять классов, а затем перевёлся в вечернюю школу, где отучился ещё три года. Выдали мне аттестат о неполном среднем образовании. Этим постижение наук и ограничилось.

Зато сельский паренёк оказался талантлив в другом. Валентин постоянно пытался соединить разные железки, конструировал — в общем, с техникой был на ты. И это стало понятно уже во время учёбы на курсах по подготовке трактористов. Начнёт преподаватель объяснять юношам, приехавшим в Сараи из близлежащих колхозов, новую тему, а Карабанов уже знает, о чём тот рассказывает, сам активно включается в обсуждение и порой поправляет наставника. Какому же преподавателю понравится ученик, который не ровён час подорвёт его авторитет в глазах других! Вот и выставляли его из аудитории со словами: «Теорией ты владеешь хорошо, а теперь сходи в мастерскую, настоящую технику пощупай». Против наставника не пойдёшь, и уходил Карабанов в гараж, где стояли трактора. А после занятий преподаватель подзывал его обратно и требовал: «Покажи руки». Видя запачканные маслом и топливом пальцы ученика, он с довольным видом уходил домой.

Такая сверхплановая практика сослужила молодому пареньку хорошую службу. Валентин вдоль и поперёк изучил тракторный парк, который в то время был в колхозе, и по окончании курсов трактористов в технике разбирался отлично. К сожалению, сельскохозяйственные машины в Советском Союзе не отличались надёжностью. Трактора постоянно ломались, а чинить их приходилось в поле самим механизаторам. И здесь знание техники не раз выручало Карабанова. Неудивительно, что со временем он сам возглавил тракторную бригаду, в которую входили полтора десятка самых разных сельскохозяйственных машин, и у него все трактора всегда работали исправно.

Подстанция и аэросани
Однако жизнь на земле (а Сараи в 1960 году хоть и получили статус посёлка городского типа, ещё очень долго на деле продолжали оставаться селом) имеет свою сезонную специфику. Весной, летом и осенью — ударная работа, а несколько зимних месяцев — вынужденный отдых. Но и тогда Валентин не сидел без дела. Пока соседи коротали зимние вечера при керосиновой лампе, он смастерил пропеллер, соединил его с небольшим велосипедным генератором и таким образом реализовал в своём доме знаменитый в 20-30-е годы прошлого века план ГОЭЛРО, который был призван электрифицировать всю страну. Пропеллер крутился от ветра, генератор вырабатывал ток — и электрическая лампочка горела! Потом в Сараи провели электричество, но часто случались перебои. А в доме Валентина Николаевича всегда было светло и уютно. Со временем Карабанов модифицировал свою подстанцию. Место велосипедного генератора занял надёжный дизельный, который работал сразу от двух источников энергии — от топлива и ветра.

Решив одну проблему, сельчанин занялся другой. Это теперь Сараи с внешним миром соединяет асфальтовая трасса, а в 70-е годы XX века была дорога, на которую насыпали щебень. Да и это считалось роскошью, в основном же — грунтовые дороги, ездить по которым могли только грузовики и трактора. Зимой же — полное бездорожье, особенно после сильных снегопадов. Но Валентин Карабанов нашёл выход.

— Сварил раму из обычной трубы, изогнул руль, от мотоцикла «Иж-Планета» приспособил мотор, прикрепил три лыжи — и получились... аэросани, — рассказывает он. — Инспектора ГЛИ, помню, меня гоняли, не разрешали ездить по дороге с открытым винтом, поэтому я катался по полям. Но изредка выбирался по ночам на дорогу и тогда мчался на полной скорости.

Незабываемый полёт
Правда, в те времена аэросанями соседей было не удивить, так как многие тоже их собирали — каждый на свой лад. И на следующий год Валентин Карабанов решился на авантюру.
— Как-то в начале зимы сосед Алексей предложил переоборудовать аэросани... в вертолёт, — продолжает Валентин Николаевич. —Покумекали мы, прикинули и взялись за дело. Что же тут сложного? Та же кабина, тот же винт, те же лыжи. Мы очень внимательно изучили картинки из журнала «Моделист-конструктор» и по изображению смастерили кабину. Правда, ижевский мотор оказался слабоват, но и это не стало проблемой. Сосед принёс одноцилиндровый немецкий трофейный мотор. Потом сделал из прессованной фанеры пропеллер, и получился настоящий вертолёт.

Чтобы никто не увидел винтокрылую машину, сельчане выкатили её подальше в поле. А по дороге решали, кто первым отправится покорять небо. Всё же вертолёт не аэросани, упадёшь — мало не покажется. Сосед доверил Валентину испытать их детище. Тот согласился. Уж очень ему хотелось полетать. Как птицы летают.

— Раскрутили пропеллер, я сел в кабину аппарата, разогнался и взлетел. Аж дух захватило! — продолжает воспоминать конструктор. — Вертолёт начал подниматься вверх, уже набрал высоту 25 метров, и я только принялся осматривать окрестности, но внезапно мотор забарахлил и машина упала...

На счастье сараевского Кулибина, накануне бульдозер расчищал дорогу, и вертолёт угодил точно в большой сугроб. Валентин не пострадал, но получил серьёзный нагоняй от молодой супруги, которая укорила его за крайне необдуманный поступок. И, к слову сказать, Карабанова тогда выручила... его необразованность. Если бы он знал аэродинамику и мог рассчитать центр тяжести, то наверняка сделал бы более совершенную модель, которая поднялась бы выше. И тогда...

Больше Валентин Николаевич так не рисковал. Сначала собирал мотоблоки, затем мини-трактора. Сейчас у него в хозяйстве уже вторая самодельная машина.
— Свой трактор я называю 43 — по названию довоенного дизельного мотора, — представляет он свою машину. — Собирал и совершенствовал его год, теперь он — мой незаменимый помощник. Ноги болят, а он жизнь облегчает. С 43 очень удобно: и огород вскопать, и съездить в магазин за покупками.

Анатолий Агапов

«Панорама города», №39/2013


Метки: Сараевский район


Поиск

05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова

05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров

05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа

04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья

04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны

04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому

04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла

04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками

03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре

03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности

03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать

03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте

02.12.2025 17:46
В Рязани выставили на продажу трикотажное производство

02.12.2025 14:38
Галерея Летнего клуба Благородного собрания в Рязани грозила обрушиться без реставрации

02.12.2025 11:55
Рязанский филиал МГИК рассчитывает получить средства на ремонт здания в 2026 году

01.12.2025 16:16
В рязанском минтрансе рассказали о планах ремонта дороги в Дядьково

01.12.2025 15:28
«Зелёный сад – наш дом» наградил лучших в мире спортсменов-джитсеров

01.12.2025 11:58
Рязанская область вошла в число регионов с наиболее подорожавшей арендой коттеджей на Новый год

10:01
БК «Рязань» проиграл команде из Липецка

09:41
В Рязани сегодня уничтожают обломки БПЛА

06.12.2025 20:22
Популярность образовательных кредитов выросла на 35% в 2025 году

06.12.2025 16:43
Рязанский театр балета представит премьеру «Щелкунчик»

06.12.2025 16:09
Почётный гражданин города Рязани Николай Плетнёв отмечает юбилей

06.12.2025 15:44
Инвестиционные предпочтения россиян смещаются в сторону фондов

06.12.2025 15:41
В Рязанской области в три раза выросло количество административных дел в отношении вандалов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер