Учитель или гаджет? |
13.01.2014 |
---|
Явление Сноудена открыло миру поистине безграничные (хотя и не всегда желательные) возможности технического прогресса. Электронные устройства активно вторглись в нашу жизнь и готовы перевернуть представления о многом.
Р.В.: Ольга Викторовна, сложилось представление, что ваша школа — одна из наиболее приверженных сторонников электронного образования в Рязани, и вам многое удается. Так ли это? А если так, то почему?
О.Х.: Наверное, потому прежде всего, что наша школа молодая, ей всего пятнадцать лет. В ней работает много молодых учителей (средний возраст педагогов — около 40 лет), и все они открыты тому новому, что есть в жизни. И потом наша школа очень большая. В ней учится более 1240 детей, преподают шестьдесят педагогов. Поток информации огромный, и его надо было для удобства автоматизировать. Поэтому с самого начала, как только у нас появились первые компьютеры, мы стали думать, как развиваться в данном направлении, как внедрить информатизизацию во все поддающиеся этому моменты в управлении школой, учебной и внеурочной деятельности, воспитательной работе, библиотечном деле. Многие планы удалось воплотить в жизнь. Мы активно развиваем саму инфраструктуру. Сейчас у нас каждый учитель на своем рабочем месте не только может демонстрировать детям с помощью компьютера учебный материал, но и имеет возможность выходить в глобальную сеть.
Р.В.: Какова роль электронных устройств в образовательном процессе, который идет в вашей школе?
О.Х.: С самого начала мы поставили себе целью, чтобы каждый ребенок имел возможность работать на уроке за компьютером, если есть такая необходимость. Подчеркиваю: если есть необходимость. Дело в том, что было время, когда мы говорили: будущее за электронным образованием и только. Такая тенденция наблюдалась и в школах, и в вузах: нас ведь всегда бросает из одной стороны в другую. Но потом все увидели: учителя ничто не заменит. И вот, например, недавно в нашей школе прошел педсовет, посвященный так называемому смешанному обучению. Это сейчас одно из направлений образовательных технологий, которое включает в себя обучение с помощью электронных устройств плюс очную работу ученика с учителем. Истина, как всегда, оказалась посредине. У нас для применения смешанного обучения есть достаточно технических средств. Имеются, например, два мобильных класса, один из которых используется для реализации ФГОС в начальной школе.
Р.В.: Значит, ваши «первачки» начали школьную жизнь с компьютерами. И как им это нравится?
О.Х.: Очень. Они делятся своими восторженными впечатлениями с родителями, а те иногда, приходя в школу, говорят: «Хоть бы вы и нам такой урок показали!» Действительно, скучать на уроках первоклассникам не приходится. Компьютер дает возможность переключаться с одного занятия на другое, показывает учебный материал, который дети принимают за мультфильмы. Интерактивная доска, изображение на которой можно вызвать даже пальчиком, тоже малышам очень нравится…
Р.В.: И все-таки есть сторонники того, чтобы в начальной школе не вводить компьютеры: пусть, мол, ребята больше ручонками работают, моторику развивают. И пишут обыкновенной ручкой, чтобы зрительно запоминать слова — это хорошо влияет на грамотность.
О.Х.: Все какие есть здоровьесберегающие, развивающие технологии у малышей применяются, время работы за компьютером строго ограничено. Что касается непринятия нового… Когда-то и шариковыми ручками возмущались, говорили: «Надо писать только перьевыми, а то испортится почерк». А много раньше ратовали за то, чтобы сохранить гусиное перо…
Р.В.: Некоторые ребята, становясь подростками, теряют интерес к учебе, и вот им-то занятия с компьютером, я думаю, безусловно, интересны и полезны.
О.Х.: Да, тем более, что к этому моменту большинство их уже приобретает какие-то навыки самоорганизации, самообучения. Поэтому компьютерные технологии могут играть большую роль и в работе с одаренными подростками, и теми из них, кто нуждается в поддержке. Здесь можно использовать различные дистанционные взаимодействия как с самими учениками, так и с их родителями.
Кстати: сейчас группа наших учителей участвует в подготовке электронного ресурса для дистанционной школы. Этот ресурс позволит ребенку работать самостоятельно, получая в то же время пошаговую инструкцию и постоянный контроль учителя. Если понадобится, учителя могут подготовить такой ресурс и для применения в нашей школе.
Возможности электронного образования очень широки, но при этом оно всего лишь инструмент в руках учителя, от которого в конечном счете все и зависит. Очень эффективно использует мобильный класс в среднем звене учительница математики Галина Владимировна Протасова. Не всем дается этот предмет, но можно часто видеть, как даже те ее ученики, которым трудно освоить математику, приходят после уроков в мобильный класс, чтобы с помощью компьютера потренироваться, разобраться с материалом. Я могу привести целый список наших педагогов, которые эффективно сочетают возможности электронных устройств со своим, учительским словом.
Р.В.: Ольга Викторовна, а почему вы ничего не говорите про электронные учебники? В новом законе об образовании поставлена задача обеспечить ими школьников уже к 2015 году.
О.Х.: Мы сейчас не используем электронные учебники как таковые, а лишь электронные приложения к обычным. Дело в том, что на рынке только-только начинают появляться хорошие образцы электронных учебников. Пока же мы видим лишь отсканированные варианты обычных книг, приобретать которые и затратно, и неоправданно. Чего бы, например, мне как учителю хотелось от электронного учебника? Прежде всего, чтобы я могла погружать в него различные виды файлов, которые ребенок индивидуально, по мере необходимости мог бы посмотреть, чтобы освежить в памяти какие-то знания, получить помощь, подсказку. Нужен, на мой взгляд, такой учебник, который бы я, учитель, собирала, как «конструктор», по своему усмотрению для данного класса или ученика. Достойные версии электронного учебника, как я уже сказала, появляются. Так что должны успеть к 2015 году.
Р.В.: Теперь об электронных дневниках, журналах. Некоторые учителя ворчат, что приходится иметь дело и с такими, и с обычными, и все это лишь дань моде и «показуха».
О.Х.: Это, скорее, средство более оперативной, чем до сих пор, работы с информацией. Классный журнал соберешься взять, а им уже кто-то из коллег занимается. А тут ждать ничего не надо, включил компьютер и работай.
У нас пока тоже наряду с электронными документами, теми же дневниками, есть и такие, что на бумажных носителях. Наблюдаем, что больше себя оправдает. Электронный вариант, несомненно, впереди. Родители наших детей большей частью молодые, с гаджетами все знакомы и нам часто говорят: «Всё пишите в электронный журнал, я каждый день просматриваю»…
Ну и снова относительно сомневающихся: как показывает опыт, всякое новшество завоевывает себе сначала 5 процентов сторонников, потом 20 и так далее. Я часто говорю коллегам: «Прогресс и без нас проживет. А вот где мы останемся?»
Метки: образование
Молодёжное крыло Народного фронта в Рязани наградило рязанского кинолога и активиста Юрия Кованова за помощь Донбассу. На встрече Юрий рассказал ребятам о начале своей волонтёрской деятельности, работе в минкульте Запорожской области, поделился опытом реализации волонтерских проектов и дал практические советы.
17-летняя школьница Полина Мельник стала лучшим танцором страны — такими заголовками на днях запестрели рязанские информагентства. Юная рязанка успела съездить в Москву на стажировку, сыграть роль в мюзикле на огромный зал и вернулась, чтобы снова собираться в путь.
03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем
03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда
03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца
03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района
03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены
03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы
03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ
03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани
02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО
02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час
02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани
02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада
02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани
01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников
01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани
01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник
15:46
Рязань вошла в рейтинг городов с неплохим качеством жизни в России
13:25
Энергетики «Рязаньэнерго» готовятся к работе в условиях непогоды
12:43
Под Рязанью на реке Пре пройдёт туристический фестиваль
11:56
Транспортные активисты раскритиковали расписание коммерческого транспорта в Рязани
11:35
Рязанцев предупредили об усилении ветра
10:32
Фестиваль «Дикая Мята» объявил новую волну молодых артистов
09:37
Экоактивисты попросили рязанцев сдавать в переработку только подходящие крышки