Подробности

Молодость

Учитель или гаджет?

13.01.2014

Фото из архива Лады Петровой

Явление Сноудена открыло миру поистине безграничные (хотя и не всегда желательные) возможности технического прогресса. Электронные устройства активно вторглись в нашу жизнь и готовы перевернуть представления о многом.

В том числе и о школе. Некоторых это заставляет думать, что электроника вот-вот придет на смену учителю. А как обстоят дела в действительности?.. С этим вопросом я отправилась в рязанскую школу №72, где заместитель директора по учебной работе Ольга Викторовна Хавронина любезно согласилась ответить на мои вопросы.

Р.В.: Ольга Викторовна, сложилось представление, что ваша школа — одна из наиболее приверженных сторонников электронного образования в Рязани, и вам многое удается. Так ли это? А если так, то почему?
О.Х.:
Наверное, потому прежде всего, что наша школа молодая, ей всего пятнадцать лет. В ней работает много молодых учителей (средний возраст педагогов — около 40 лет), и все они открыты тому новому, что есть в жизни. И потом наша школа очень большая. В ней учится более 1240 детей, преподают шестьдесят педагогов. Поток информации огромный, и его надо было для удобства автоматизировать. Поэтому с самого начала, как только у нас появились первые компьютеры, мы стали думать, как развиваться в данном направлении, как внедрить информатизизацию во все поддающиеся этому моменты в управлении школой, учебной и внеурочной деятельности, воспитательной работе, библиотечном деле. Многие планы удалось воплотить в жизнь. Мы активно развиваем саму инфраструктуру. Сейчас у нас каждый учитель на своем рабочем месте не только может демонстрировать детям с помощью компьютера учебный материал, но и имеет возможность выходить в глобальную сеть.

Р.В.: Какова роль электронных устройств в образовательном процессе, который идет в вашей школе?
О.Х.:
С самого начала мы поставили себе целью, чтобы каждый ребенок имел возможность работать на уроке за компьютером, если есть такая необходимость. Подчеркиваю: если есть необходимость. Дело в том, что было время, когда мы говорили: будущее за электронным образованием и только. Такая тенденция наблюдалась и в школах, и в вузах: нас ведь всегда бросает из одной стороны в другую. Но потом все увидели: учителя ничто не заменит. И вот, например, недавно в нашей школе прошел педсовет, посвященный так называемому смешанному обучению. Это сейчас одно из направлений образовательных технологий, которое включает в себя обучение с помощью электронных устройств плюс очную работу ученика с учителем. Истина, как всегда, оказалась посредине. У нас для применения смешанного обучения есть достаточно технических средств. Имеются, например, два мобильных класса, один из которых используется для реализации ФГОС в начальной школе.

Р.В.: Значит, ваши «первачки» начали школьную жизнь с компьютерами. И как им это нравится?
О.Х.:
Очень. Они делятся своими восторженными впечатлениями с родителями, а те иногда, приходя в школу, говорят: «Хоть бы вы и нам такой урок показали!» Действительно, скучать на уроках первоклассникам не приходится. Компьютер дает возможность переключаться с одного занятия на другое, показывает учебный материал, который дети принимают за мультфильмы. Интерактивная доска, изображение на которой можно вызвать даже пальчиком, тоже малышам очень нравится…

Р.В.: И все-таки есть сторонники того, чтобы в начальной школе не вводить компьютеры: пусть, мол, ребята больше ручонками работают, моторику развивают. И пишут обыкновенной ручкой, чтобы зрительно запоминать слова — это хорошо влияет на грамотность.
О.Х.:
Все какие есть здоровьесберегающие, развивающие технологии у малышей применяются, время работы за компьютером строго ограничено. Что касается непринятия нового… Когда-то и шариковыми ручками возмущались, говорили: «Надо писать только перьевыми, а то испортится почерк». А много раньше ратовали за то, чтобы сохранить гусиное перо…

Р.В.: Некоторые ребята, становясь подростками, теряют интерес к учебе, и вот им-то занятия с компьютером, я думаю, безусловно, интересны и полезны.
О.Х.:
Да, тем более, что к этому моменту большинство их уже приобретает какие-то навыки самоорганизации, самообучения. Поэтому компьютерные технологии могут играть большую роль и в работе с одаренными подростками, и теми из них, кто нуждается в поддержке. Здесь можно использовать различные дистанционные взаимодействия как с самими учениками, так и с их родителями.

Кстати: сейчас группа наших учителей участвует в подготовке электронного ресурса для дистанционной школы. Этот ресурс позволит ребенку работать самостоятельно, получая в то же время пошаговую инструкцию и постоянный контроль учителя. Если понадобится, учителя могут подготовить такой ресурс и для применения в нашей школе.

Возможности электронного образования очень широки, но при этом оно всего лишь инструмент в руках учителя, от которого в конечном счете все и зависит. Очень эффективно использует мобильный класс в среднем звене учительница математики Галина Владимировна Протасова. Не всем дается этот предмет, но можно часто видеть, как даже те ее ученики, которым трудно освоить математику, приходят после уроков в мобильный класс, чтобы с помощью компьютера потренироваться, разобраться с материалом. Я могу привести целый список наших педагогов, которые эффективно сочетают возможности электронных устройств со своим, учительским словом.

Р.В.: Ольга Викторовна, а почему вы ничего не говорите про электронные учебники? В новом законе об образовании поставлена задача обеспечить ими школьников уже к 2015 году.
О.Х.
: Мы сейчас не используем электронные учебники как таковые, а лишь электронные приложения к обычным. Дело в том, что на рынке только-только начинают появляться хорошие образцы электронных учебников. Пока же мы видим лишь отсканированные варианты обычных книг, приобретать которые и затратно, и неоправданно. Чего бы, например, мне как учителю хотелось от электронного учебника? Прежде всего, чтобы я могла погружать в него различные виды файлов, которые ребенок индивидуально, по мере необходимости мог бы посмотреть, чтобы освежить в памяти какие-то знания, получить помощь, подсказку. Нужен, на мой взгляд, такой учебник, который бы я, учитель, собирала, как «конструктор», по своему усмотрению для данного класса или ученика. Достойные версии электронного учебника, как я уже сказала, появляются. Так что должны успеть к 2015 году.

Р.В.: Теперь об электронных дневниках, журналах. Некоторые учителя ворчат, что приходится иметь дело и с такими, и с обычными, и все это лишь дань моде и «показуха».
О.Х.:
Это, скорее, средство более оперативной, чем до сих пор, работы с информацией. Классный журнал соберешься взять, а им уже кто-то из коллег занимается. А тут ждать ничего не надо, включил компьютер и работай.

У нас пока тоже наряду с электронными документами, теми же дневниками, есть и такие, что на бумажных носителях. Наблюдаем, что больше себя оправдает. Электронный вариант, несомненно, впереди. Родители наших детей большей частью молодые, с гаджетами все знакомы и нам часто говорят: «Всё пишите в электронный журнал, я каждый день просматриваю»…

Ну и снова относительно сомневающихся: как показывает опыт, всякое новшество завоевывает себе сначала 5 процентов сторонников, потом 20 и так далее. Я часто говорю коллегам: «Прогресс и без нас проживет. А вот где мы останемся?»

Татьяна Банникова



Метки: образование


Поиск

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»

08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей

08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика

08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины

05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова

05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров

05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа

11.12.2025 21:08
Северный обход в Рязани планируют достроить

11.12.2025 21:06
Дублёр Московского шоссе в Рязани пока строить не планируют

11.12.2025 20:13
«Р-Энергия» объявила акцию для небытовых потребителей

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер