Дети подземелья |
22.01.2014 |
|---|
Дмитрий Соколов
В Доме печати состоялась презентация документального фильма о рязанских «детях подземелья» — так именуют себя сотрудники отдела хранения библиотеки имени Горького.
Дмитрий Соколов не использует в фильме закадровый текст. Обо всём зрителю рассказывают сами кадры: вот библиотекари снова и снова расставляют книги по полкам, везут их в тележках, отправляют в грузовом лифте наверх, где уже другие библиотекари будут выдавать в читальных залах энциклопедические тома, брошюры, справочные материалы, подборку периодики разных лет — всё, что достают по первом требованию из недр «горьковки»библиотеки сотрудники отдела хранения, всегда спрятанные от глаз и очков читателя. Впрочем, в «подземелье» иногда приходят посторонние — камера запечатлевает и экскурсию, причём такую, где экскурсовод не только рассказывает, но ещё и исполняет романс «Мой костёр в тумане светит». А дальше выясняется, что поют здесь многие — в библиотеке давно сложился свой хор. Распевка, многократное пропевание одной и той же гаммы в светлом кабинете наверху монтируется с монотонной перевозкой книг в подвале. Постепенно зритель волей-неволей начинает представлять себя в роли человека, целый день и каждый день переносящего стопки книг — на экране этой тяжёлой физической работой заняты в подавляющем большинстве женщины, причём немолодые. Мимоходом они вздыхают, что им светит совсем небольшая пенсия — как у тех, кто никогда или почти никогда не работал.
— Если мы раньше уставали, но чувствовали свою нужность, то теперь такого ощущения нет, — рассуждают героини фильма.
Вместе с тем они абсолютно спокойны, наблюдая массовое распространение электронных читалок:
— Бумажные книги никуда не уйдут, — считают сотрудники библиотеки. — Электронная копия может в один миг погибнуть, и её нельзя будет восстановить никоим образом, а бумага хранится столетиями. Кстати, люди хотят видеть подлинники. У нас, например, многие газеты переведены на микрофильмы, а читатели просят выдать именно оригиналы.
Камера заглядывает и в отдел, где идёт кропотливый процесс реставрации книг. Читалки читалками, а жизнь бумажных книг необходимо продлевать. Фильм завершается чередой портретов библиотекарей: как их видит бесстрастная камера и какими они получились на снимках фотохудожника Ирины Сергеевой, одной из сотрудниц отдела хранения. В большинстве случаев разница между двумя портретами огромна так же, как между безразличием и искренним сопереживанием или хотя бы интересом не к своей, а чьей-то ещё жизни.
На презентации Дмитрий Соколов рассказал о своей работе над фильмом «1-ый ярус»:
— Фильм возник, с одной стороны, из стремления снять какое-то документальное кино большего метража, с другой, — в рамках газетной работы. У нас есть рубрика «РВ-ТВ», существует она уже год, мы загружаем туда видеосюжеты с событий. Это, в основном, небольшие 10-20 минутные ролики. Я замахнулся на что-то более объёмное и впоследствии об этом даже пожалел, поскольку эта работа требует каких-то совершенно невероятных сил, опыта и мастерства. Кроме того, съёмку пришлось вести в очень тяжёлых условиях: подземное хранилище, подвалы, плохой свет... Но все библиотекари подключились, и мы работали в команде. Нам всем было приятно: и мне снимать, и они относились ко мне по-доброму. Я познакомился с прекрасными людьми, мне показалось, что они — настоящие рыцари своего дела. Уже потом я узнал, что Рязань станет библиотечной столицей России в 2014 году, и что здесь пройдёт международный библиотечный конгресс. Так что этим фильмом мы, можно сказать, начинаем череду мероприятий, посвящённых Году культуры и Году библиотек.
Соколов продолжает:
— Однажды, много лет назад, Евгений Каширин, которому в этом году исполнилось бы 65 лет, сказал мне: «А ты знаешь, где работает Ирина Сергеева? — её фотографии я увидел у него в студии и заинтересовался ими. — В подземном хранилище библиотеки! Сходи, посмотри, тебе будет очень интересно». Тогда воображение нарисовало мне какие-то катакомбы, страшные подвалы, лабиринты книг... Таким образом, Каширин эту идею в меня заронил, и спустя 15 лет я всё-таки туда пошёл — как оператор. Кстати надо сказать, до сих пор в подземное книгохранилище нога оператора не ступала. Мне хотелось сделать этот фильм не постановочным, не забивать его синхронами, не брать интервью в кадре, чтобы человек отвечал на какие-то умные вопросы... Мне хотелось показать жизнь, которая течёт в библиотеке. Это удалось и не удалось. Не удалось — потому что надо было жить с ними месяца три постоянно, чувствовать эту работу, постоянно наблюдать за их действиями с камерой. А тут цейтнот, приходилось разрываться между работой и съёмками, поэтому получилась скорее хроника будней отдела хранения библиотеки имени Горького. Было желание снять что-то серьёзное, а получилось довольно-таки водевильно: там есть и музыкальные моменты, сцена хора, балет с тележками, обсуждение книги в клубе «Книгочей». Но эта смена драматургических ритмов оживляет фильм.
Фильм посвящён Владлену Гордиенко. Когда Владлен Петрович ушёл из жизни, в редакции «Рязанских ведомостей» остался его письменный стол, на котором была набросана куча бумаг... Стали появляться его родственники, кто-то унёс диктофон, кому-то передали неисписанные бумаги, что-то отправилось в корзину. И стол со временем очистился. Остался только сувенирный «Оскар», который я привёз ему из Голливуда. «Оскар» стоял, и однажды Лена Коренева взяла его и принесла мне в кабинет как невостребованную вещь. А Владлен Гордиенко был выпускником ВГИКа, киноведом, прекрасно разбирался в кино, и я подумал, что Владлен Петрович «вручил» мне эту высокую кинематографическую награду, чтобы я снял какой-то фильм, пошёл по этой стезе. Хотя я тогда не предполагал, что буду что-то снимать, — признался Соколов.
Ирина Сергеева (Леонова). Самый удивительный персонаж. У неё есть прекрасные работы, она запечатлела на камеру своих коллег и преобразила их. И они там, в фильме, превращаются из обычных тружениц, которые таскают книги, в какие-то необычные воздушные создания. Её мастерство фотохудожника и сделало кульминацию фильма. Знакомство с ней и её работами было, наверное, самым интересным открытием. Отдельная благодарность группе «Feelin’s» и Элле Хрусталёвой, которые подарили мне саундтрек, — добавил Соколов.
Премьера фильма прошла в узком кругу журналистов и библиотекарей. Директор областной библиотеки имени Горького Наталья Гришина оценила картину положительно:
— Автор показал другую сторону жизни библиотек, скрытую от читателей. Это сделано легко, ярко, где-то философски, где-то в лоб. Мне понравилась операторская работа: виды из библиотеки, проходы сквозь стеллажи книг, жизнь в центре города, вечерние огни, эта приятная музыка, которая придаёт аромат и ускоряет темп, — отметила она. — Вы показали и масштаб проблем, которые надо решать: этот ручной тяжёлый труд, который не удалось ещё механизировать и автоматизировать, вы показали трудоёмкость этой работы.
Свою критику фильму дал и известный рязанский журналист и телеоператор Валерий Борисов.
— Для меня фильм был открытием, потому что оптическая ось моего объектива как-то миновала книгохранилище — в силу того, что это, может быть, закрытый мир, вход туда запрещён. Копию фильма, думаю, надо немедленно посылать Мединскому и требовать прибавки заработной платы библиотекарям. Потому что я не представлял, насколько это тяжёлый физический труд, кроме того что ещё и интеллектуальный, — заявил он. — Классно показано существование этого замкнутого мира вне времени. Разные планы натуры, которые монтируются с жизнью маленького коллектива, где жизнь протекает стабильно и в чём-то однообразно. Но есть и претензии. Какие-то вещи можно было бы сократить, хотя я понимаю, как сложно сокращать свои фильмы, особенно вначале режиссёрского поприща.

Метки: кино, Дмитрий Соколов, библиотека имени Горького, Наталья Гришина, Валерий Борисов, Ирина Сергеева
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие
17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле
17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»
17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку
17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт
17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники
17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам
17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения
17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера
16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С
16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года
16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной
16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина
15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»
15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»
15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области
15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн
15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения









