Подробности

Деньги

За что с пассажиров на рязанских автовокзалах берут лишние деньги?

23.12.2014

Насколько законен добровольно-принудительный «страховой сбор» за проезд, разбиралась «Комсомолка».

Что такое для рязанца 20 рублей? Дешевое мороженое, поездка в маршрутке, батон хлеба среднего качества… Немного, согласитесь. Но все же деньги. Если у вас из рук выпадет «десятка», вы же за ней наклонитесь и ее поднимете, не так ли? Это значит, вы не готовы расстаться с этой суммой «за просто так». Тогда почему, покупая билет рязанском автовокзале, многие из нас так безропотно дарят эти деньги малоизвестным людям?

Автовокзал или базар?
Приходя на рынок, мы не всегда рассчитываем увидеть на товаре ценник. Сам принцип базарных отношений между покупателем и продавцом подразумевает договорное ценообразование и возможность торга. В магазине же товар без ценника — нарушение правил. Автовокзал, в нашем понимании, ближе к магазину, ведь на билеты установлена твердая цена, и снизить ее, поторговавшись с кассиром, просто невозможно. Но что мы видим, оказываясь в главном рязанском автопассажирском порту? Новый, сверкающий огнями кассовый зал, и… почти полное отсутствие информации. Расписание прилеплено скотчем на обычном листке формата А4, прейскурант на поездки отсутствует (может быть, он где-то и есть, но явно не в зоне видимости). Чем откровенно и пользуются кассиры.
— Мне билет до Москвы.
— С вас 370 рублей, — не моргнув глазом, говорит кассир.
Билетопечатающая машина извергает из себя сначала одну, а затем другую бумажку, которые сразу же вручают клиенту. И зачастую, пассажир замечает подвох уже в автобусе, ему за его же деньги всучили никчемную бумажку под названием «страховой полис». Если же это происходит у кассы… То обычно у кассира начинается состояние, близкое к истерике:
— Почему вы СРАЗУ не сказали, что вам страховка не нужна?
— Ну, так вы же и не спрашивали!
— А у меня она АВТОМАТИЧЕСКИ пробивается.
Вот те на! Добровольное страхование — и автоматически, без желания клиента.
Причем данная практика присутствует не только в Рязани, но и на других автовокзалах области.

Курочка по зернышку...
Может быть, зря некоторые пассажиры отказываются от навязанной им страховки? Может, там какие-то суперусловия, по сравнению с которыми 10-20 рублей — ничто? Однако на деле это оказывается тайной за семью печатями.
— Заметьте, что, давая вместе с билетом клочок бумаги, именуемый «страховой полис», вам никто не дает на руки договор страхования, — говорит председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов, — фактически вам вручают «кота в мешке».

На информационном стенде все-таки удается найти информацию о страхователе. Весьма скудную. Из которой можно почерпнуть следующее:
1. Страховая сумма составляет 750 тыс. рублей.
2. Данная услуга является добровольной и необязательной и не влияет на продажу билета.
3. Билетные кассиры являются агентами страховой компании…
Вот последний пункт оказался самым интересным. Ведь страховой агент получает комиссионное вознаграждение от сумм, полученных за реализацию страховых полисов. Обычно это составляет 15-20% от суммы. Даже если брать минимальный размер вознаграждения, то с каждого «добровольного» полиса кассир имеет 1,5/3 рубля. Вроде бы ничего, сущие копейки. Однако если учесть пассажиропоток…
— В среднем автобусы нашего предприятия увозят из Рязани около 3000 человек, — говорит директор автоколонны №1417 компании «Мострансавто» Николай Сиделев, — это рейсы в Москву и Коломну.
Три тысячи да на три рубля… Даже если только половина пассажиров возьмет страховку, то уже получается 45 тысяч. Да и в область, думается, в день уезжает пассажиров не меньше, чем в другие города. Конечно, кассир на крупном автовокзале не один. Но и суммы получаются не маленькие. Есть за что побороться!

Деньги выше закона?
Очевидно, что такое добровольно-принудительное навязывание дополнительных услуг является противозаконным.
— Все это указывает на то, что вероятно существует сговор между транспортной организацией и страховой компанией, — добавляет Олег Попов, — к тому же налицо ограничение конкуренции, ведь человека лишают выбора страховщика. Я думаю, что сложившейся на рязанских автовокзалах ситуацией должны заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба и прокуратура.
Понятно, что от получаемых практически за просто так денег вряд ли кто откажется. И тут остается надеяться только на контролирующие органы, ведь публикация в прессе может являться основанием для внеплановой проверки.

Стоит отметить, что «зараза» добровольно-принудительного страхования пассажиров автотранспорта хорошо погуляла по Центральной России — раньше навязывание страховых полисов практиковалось и в Туле, и в Воронеже, и в Москве… Теперь там этого нет. Извели. Интересно, а долго ли в Рязани такой порядок просуществует?

Есть мнение
Замечено, что интенсивное внедрение добровольно-принудительных страховок началось как раз после серии аварий с междугородними автобусами. Дело в том, что владелец источника повышенной опасности, к которым относится автотранспорт, несет ответственность независимо от наличия вины и в случае перевозчик должен возместить ущерб пассажирам. Но если ущерб возмещает страховая компания — с перевозчика взятки гладки. Вот они и пытаются навязать пассажирам страховку, чтобы самим не раскошеливаться.

Вырежи и сохрани
Куда обращаться в случае нарушения ваших потребительских прав на транспорте.
Управление федеральной антимонопольной службы по Рязанской обл.:
Рязань, ул. Ленина, д. 34, т. (4912) 27-44-95

Управление Роспотребнадзора по Рязанской обл.:
390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 51А, т. (4912) 92-98-07

РЕАП «Человек»:
Рязань, ул. Ленина, д. 34, т. (4912) 28-97-75.

Александр Караваев



Поиск

17:43
Следователи заявили об убийстве участника охоты в Рязанской области

15:12
В Рязани новые автобусы УРТ будут ходить по трём маршрутам

11:55
Представлен первый цифровой полигон платформы «Ростелеком Ключ»

10:33
В рамках празднования Дня Победы в Рязани изменится схема движения транспорта

07.05.2024 16:30
Рязанцам рассказали о праздничных мероприятиях в День Победы

07.05.2024 15:57
Назван приоритетный кандидат на должность ректора РГУ имени Есенина

07.05.2024 14:54
В Рязани на линии выйдут 17 новых автобусов большого класса

07.05.2024 13:48
Рязанская НПК организовала концерт «Победный май» для ветеранов войны

07.05.2024 10:29
В Рязани не планируют вновь включать отопление

07.05.2024 09:53
В конце мая в Рязанской области пройдут первые региональные гонки дронов

06.05.2024 17:47
ЖК «Окская стрелка»: старт продаж!

06.05.2024 15:47
Администрация Спасского района хочет взыскать с подрядчика 14 миллионов рублей неосновательного обогащения

06.05.2024 11:10
В Рязани за 5,5 миллиона рублей разработают проект для ремонта здания минздрава

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31