Подробности

Визит

Театр на траве

07.07.2015

Фото автора

Рязань посетил один из ведущих театральных критиков России Павел Руднев. В рамках устраиваемых каждую неделю «Лекций на траве» он рассказал нескольким десяткам рязанцев, как меняется современный российский театр.

Свой рассказ известный театральный менеджер, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, член редколлегии журнала «Современная драматургия», член жюри драматургических премий, переводчик пьес и кандидат искусствоведения Павел Руднев предварил сообщением, что всё сказанное будет касаться не только столичных театральных систем, но и театральной среды страны в целом, и начал с девяностых годов XX века.

Не секрет, что этот период театр пережил достаточно тяжело, растеряв интеллектуального зрителя. С одной стороны, резко упали доходы населения, с другой, многие театры, потеряв материальную базу и стремясь выжить, переключились на успешный лишь в коммерческом, но никак не в художественном смысле репертуар. Если среди засилья ширпотреба вдруг возникал спектакль совсем другого уровня, смотреть его было уже, по сути, некому. В XXI веке, особенно в 2010-е годы, театр смог восстановить своё прежнее значение.
— Мы пережили и переживаем большой подъём театра в России, — сказал Руднев. — Я вижу, что театр сегодня вызывает колоссальное социальное напряжение, раздражение, очень много скандалов. За театр бьются в кровь, ниспровергаются авторитеты, ругаются в блогах, разве что пока не сажают. С одной стороны, всё это тяжело переживать, с другой — это очень важно. Потому что, скажем, в библиотеках и в галереях такого не происходит. Агрессия, атака неких консервативных сил возможна только в ту сторону, которая бесконечно влиятельна.

Многое изменилось к лучшему благодаря распространению интернета. С помощью глобальной сети российский театр был «атакован» мировым театром, и оставаться на прежнем месте ему стало попросту невозможно. Менялась и драматургия: темы современных пьес в России и на Западе были разными, однако многие общие мотивы прослеживались и там, и там. В итоге, в 2010-е годы отечественный театр начал заполнять те тематические лакуны, появлению которых в своё время способствовала советская цензура: театр в СССР, безусловно, был выдающим явлением, однако некоторые виды театра в Советском Союзе не существовали вообще. Например, не был развит невербальный театр (редкий искусствовед не говорит о сакрализации слова в СССР) — и до сих пор в России, по словам Павла Руднева, дела с невербальным театром обстоят не очень хорошо. Также, как это ни удивительно, не было различных типов театра кукол... Сейчас происходит развитие различных типов театра и, вместе с тем, деархитипизация театральных жанров.
— С точки зрения сегодняшнего дня крайне комичны причины провала «Тангейзера» в Париже в 1861 году. Для немецкого композитора Рихарда Вагнера было важно состояться где-то ещё, не только в Германии, и он повёз оперу в Париж. Парижские модники или, если угодно, оперная элита, были заточены на то, что опера должна содержать в себе балетный кусок. Естественно, модники всегда приходили ко второму акту. В структуре вагнеровской оперы балет был возможен только между финалом увертюры и первой арией. Плотность музыки и застроенность вокальных партий была такова, что танцевать можно было лишь по окончанию увертюры. Поэтому модники пришли на второй акт, балета не увидели и стали кидаться тухлыми яйцами. С позиции зрителя XXI века это полный абсурд, — подчеркнул Руднев. — Есть предумышленное представление театра. Мы идём на Чехова, и нам кажется, что мы сейчас увидим венские стулья, белые льняные пиджаки, какие-то деревья, марево... Сегодня в современном театре все наши стереотипы о театре должны быть отринуты.

В своей лекции Павел Руднев уделил большое внимание нынешней атомизации общества: кризисе больших театральных жанров из-за невозможности соборного впечатления в современном театре, а также всё усиливающемся нежелании людей быть со всеми и быть «как все». Одно из наблюдений, сделанных при приёме студентов в театральные вузы: сейчас у молодёжи почти отсутствует институт кумиров. Никто не хочет работать «как великий N». У всех есть свои объекты любви в истории театра, но все хотят делать что-то своё. Одновременно это знаменует и приход культуры всеприятия.
— Сегодня мы часто слышим о необходимости вернуться к традиционному театру. Важно понимать, что традиций театра в России очень много, просто какие-то из них были искусственно оборваны, — отметил Руднев. — Если бы те многочисленные студии, которые оставила после себя Айседора Дункан в 1920-е годы в нашей стране — если бы это движение сохранялось и не было бы свёрнуто сталинской репрессивной культурной политикой, то во многом современная хореография родилась бы не в Хеллерау под Дрезденом, а у нас. Если бы движение ОБЭРИУтов стало бы легитимным и не было бы свёрнуто той же политикой, театр абсурда был бы русским явлением, а не родился бы в Европе в 1950-1960-е годы. Потому что точкой сборки между Чеховым и театром Беккета, Ионеско является ОБЭРИУ. Театр художника, где главными объектами являются свет, цвет, геометрические объёмы, стал популярен в России только в конце 1990-х годов. Но мы должны вспомнить, что одним из первых проявлений театра художника в мире стал спектакль Василия Кандинского в 1930-х годах в немецком объединении «Баухаус».

Руднев подчеркнул, что сейчас мир вступил в кризис, связанный с литературой. Постепенно происходит девальвация слова: значения слов манипуляторски меняют на прямо противоположные, слова используются в страшно навязчивой массовой культуре. В итоге, доверие к слову постепенно теряется, и возникает потребность допроверить слово на правду. В этом отношении доверие к невербальному сейчас выше, чем к вербальному, ибо словом солгать труднее, чем телом. И театр, который в XVIII веке был иллюстративным по отношению к тексту, сейчас старается взять над текстом верх. Первыми необходимость перемен ощутили драматурги — в 1990-е годы резко поменялся язык пьес. Начались конфликты режиссёров с педагогами-речевиками, которые ставили молодым актёрам правильную речь, но которая, тем не менее, не устраивала режиссёров, желавших показать на сцене современное произношение. Кульминация в тексте пьесы перестала совпадать с кульминацией в спектакле — произошёл некий «рассинхрон», ранее не свойственный театру. При этом всё больше возрастает роль сценографа.
— Современный режиссёр стремится отказаться от манипулирования зрительским восприятием. Современный художник не желает выдавать зрителю готовых рецептов, он передоверяет функцию понимания зрителю, — заявил Руднев. — Он даёт зрителю не вектор, но определённую концепцию, набор картинок. Искусство — это идеальный манипулятор. Мы приходим на спектакли, читаем книги зачастую только лишь, чтобы нами манипулировали. Искусство есть единственная форма манипуляции, которую мы хотим. Как можно совместить отказ от манипулятивности и саму природу искусства? Я думаю, этот вопрос будет решаться в дальнейшем.

Манипуляция недалеко отстоит от влияния. По словам Руднева, творческое наследие любого художника никогда не обнуляется, каждый новый художник вольно или невольно является наследником предыдущего. Также Руднев подчеркнул, что сейчас во многом исчерпаны возможности всем известного типа театральной сцены, закрытой с трёх сторон, поднятой над зрительным залом, в котором имеется систем рядов, ярусов, лож. Театр, устроенный именно так, появляется в Италии во времена позднего Ренессанса. Во многом это повторяет конструкцию церквей тех мест и тех времён: ярусы — хоры, передние места для более привилегированных слоёв населения, сцена, приподнятая над толпой, и отделённая занавесом, словно алтарная часть, куда допускаются лишь немногие избранные. В настоящее время театр не стремится позиционировать себя как нечто возвышающееся над зрителями и стремится задействовать любые площадки, отличающиеся от традиционной сцены: улицы, руины зданий, заводские цеха и тому подобное. Появляются спектакли-«бродилки», не теряется интерес к документальному театру. При уже упомянутой атомизации общества театр становится важным средством коммуникации, не боящимся никаких тем, любопытным ко всем аномалиям, постоянно сомневающимся, что же есть норма, и признающим, что «объективной» постановки Гоголя на сцене, пожалуй, быть не может.

Галина Журавлёва


Метки: искусство, Павел Руднев


Поиск

14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

15:27
В Сасовском районе пьяный мужчина угрожал зарезать жену ножницами

15:15
Рязанский производитель стройматериалов присоединился к нацпроекту «Производительность труда»

15:08
Прокуратура выявила нарушения сроков сдачи ФАПа в Ухоловском районе

14:43
В Елатьме предприятие обязали возместить более 1,2 миллиона рублей за незаконное складирование мусора

14:29
Полицейские отобрали у жителя Пронска свёрток с марихуаной

14:11
Рязанцам пообещали заморозки

13:47
Работники РНПК вместе с рязанцами высадили в ЦПКиО семейные клумбы

12:59
В Рязани суд признал банкротом ООО «УНИВЕРСАЛДОРСТРОЙ»

12:49
Ночью с дорог Рязани убрали почти 62 кубометра мусора

12:36
Почта России доставит рязанским ветеранам поздравления президента РФ с Днём Победы

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31