Подробности

Беседка

Звуковые дорожки Дмитрия Лунева

17.07.2015

В Рязанской областной библиотеке для слепых озвучат художественные фильмы для слабовидящих зрителей.

Десять лет назад я познакомилась с музыкантом Дмитрием Луневым. Поводов для журналистского общения с ним было немало. Во-первых, близился 60-летний юбилей Великой Победы, и к нему готовились все. Литературно-музыкальное объединение «Ближний круг» записывало альбом военных песен «Вечный огонь», а Дмитрий Лунев сводил записи в единый диск и делал к ним аранжировки. Во-вторых, Дмитрий уже тогда славился как один из лучших аранжировщиков Рязани. А в-третьих (это особенно подкупило меня), замечательный музыкант Дмитрий Лунев слабовидящий от рождения. Возник соблазн построить материал о нем на параллелях с повестью Владимира Короленко «Слепой музыкант», но Дмитрий разрушил мой план, заявив, что книгу эту не читал, жалостного чтива не любит, а себя не хочет рассматривать в контексте недуга.

Две гитары и «Ионика»
Дмитрий Лунев родился в Рязани в 1970 году. Его мама Вера Григорьевна Жакенова много лет возглавляла Рязанскую областную библиотеку для слепых и два года назад вышла на пенсию. Родители Дмитрия были от природы обделены нормальным зрением, это передалось и сыну. Но судьба компенсировала свою жестокость тонким музыкальным слухом и широтой творческой натуры.

Музыка окружала Дмитрия всегда: в их доме была богатейшая фонотека. В два года Дима запел, в шесть — начал подбирать музыку на баяне, потом на гитаре. Ему одинаково легко удавалось воспроизвести чужую, раз услышанную мелодию и музыку, которую никто никогда не слышал, потому что она звучала только в голове у юного композитора. Более того: уже в детстве Дмитрий научился не только играть музыку, но и играть с музыкой, меняя ее тональность, лад, заставляя звучать по-новому. Спустя годы эта способность привела к профессиональному занятию аранжировкой.

«Особенности развития», как сейчас принято говорить, заставили Дмитрия получать особое образование. Он учился в моршанской школе-интернате для слабовидящих детей (в Тамбовской области). Домой приезжал только на каникулы. В интернате был вокально-инструментальный ансамбль, где, разумеется, играл Лунев. Коллектив не был богат музыкальными инструментами: имелись две гитары и слабенькая «Ионика». Но скудость оборудования не мешала музыкантам замахиваться на «перепев» популярных эстрадных хитов. Именно в ансамбле интерната Дмитрий Лунев осознал, что ему интересно быть аранжировщиком.

«Мурку» давай!»
Наверное, Дмитрию стоило бы получить музыкальное образование. Но жизнь распорядилась иначе. Он поступил в курское музучилище для слепых, но не окончил его. Приехал в Рязань из Курска в 1989 году и узнал, что ВИА «Автопортрет» с завода тяжелого кузнечно-прессового оборудования требуется солист. В этом ансамбле Дмитрий встретился с Александром Таракановым, музыкантом и композитором, с которым дружен по сей день. Они вместе методом проб и ошибок осваивали искусство аранжировки. Но в начале 90-х завод отказался от ансамбля, группа развалилась, ее участникам пришлось думать о выживании. Дмитрий Лунев работал в музыкальном кооперативе, дававшем концерты в области, и играл для посетителей в ресторанах, которые тогда стали появляться в Рязани. Публика в них ходила специфическая, излюбленным заказом «лабуху» была «Мурка», но Дмитрий обнаружил, что и эту мелодию можно проигрывать по-разному, то есть не упускал возможности потренироваться в аранжировке и в музыкальной композиции: впервые делал песни на собственные мелодии.

Из «лабухов» Дмитрий ушел… в песенно-инструментальный ансамбль «Радуница», где в основном звучали песни на стихи Сергея Есенина. В 1995 году его пригласили в ансамбль «Отрада». Там повезло «людей посмотреть и себя показать»: в составе этого музыкального коллектива Дмитрий Лунев побывал на гастролях во многих городах России и в Европе. Но народное искусство его не увлекло, он предпочитал и предпочитает экспериментальные музыкальные жанры.

Уже совсем взрослым Лунев окончил Рязанское областное училище культуры в городе Шацке. Там Дмитрий получил не только диплом (по специальности «руководитель народного хора»), но и базовое культурное образование, которое ему очень пригодилось.

В 2001 году Дмитрий Лунев вместе с рязанскими поэтами Нурисланом Ибрагимовым, Константином Паскалем и Еленой Бартеневой создали литературно-музыкальное объединение «Ближний круг». С ними Дмитрий записал диски «Над городом птицы», «Вечный огонь».

Аудиокниги особого назначения
В 1998 году официальным местом работы Дмитрия стала Рязанская областная специальная библиотека для слепых. Его должность в штате называлась скромно: сторож. При новой встрече с Дмитрием я узнала, что в настоящее время он работает звукорежиссером тифлоинформационного отдела библиотеки. «Тифло» (от греческого «слепой») обозначает отнесенность к лечению слепоты, к слепым: тифлопедагогика, тифлотехника, тифлокомментарий. Тифлоинформационный отдел библиотеки занимается изданием крупношрифтовых книг, книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, и «говорящих» книг.

Дмитрий Лунев является основателем и руководителем «Distudio» («Дистудио», «Димина студия»). Располагается она в здании областной библиотеки для слепых на Кремлевском валу. За последние годы в библиотеке для слепых произошли перемены. Основные фонды переехали в помещение на улице Татарской, а на Кремлевском валу разместились студия и хранилище литературы, написанной по системе Брайля. После ухода Веры Жакеновой библиотеку возглавила Ольга Лунева, жена Дмитрия. У библиотеки появился ряд новых проектов, в которых активно задействован Дмитрий и его искусство аранжировщика. Одним из основных направлений ее деятельности стала запись аудиоверсий книг рязанских авторов, начавшаяся лет десять назад. Их начитывает принятый в штат поэт и артист Андрей Крючков, иногда сами авторы. Мой роман «Жители ноосферы», вышедший в Москве год назад, стоит в очереди на озвучивание.

Начинания библиотеки для слепых не исчерпываются записью аудиокниг. Дмитрий с удовольствием поведал о новых проектах, которыми он сейчас занимается.

Кино для незрячих
Е.С. — Дима, что изменилось в твоей жизни и творчестве за десять лет, что прошли с написания посвященного тебе очерка «Конструктор звуков»?
Д.Л.
— По большому счету ничего: как работал, так и работаю, занимаюсь аранжировкой. Уровень этого дела, конечно, вырос. И скажу без ложной скромности, что я стал профессионалом. Смотрю фильмы и понимаю, как сделано звуковое сопровождение и эффекты. Я тоже так могу! Только нужна классная техника. К счастью, и материально-техническая сторона работы улучшилась. В 2014 году по государственной программе «Культура Рязанской области» нашей библиотеке на развитие выделили средства, и мы потратили их на хорошее профессиональное оборудование для звукозаписи.

Е.С. — И скоро мы будем смотреть голливудские боевики в твоей аранжировке, озвученные на «Distudio»? Представляешь, какой золотой дождь прольется на библиотеку для слепых!..
Д.Л.
— Если бы… Наша библиотека не занимается коммерческой деятельностью, доходы от которой можно тратить на собственные нужды. Но, тем не менее, у нас есть проект, связанный с кино. Это озвучивание художественных фильмов для слабовидящих зрителей. Не «начитывание текста» за актеров, а пояснение действия на экране. Зрячий видит, что герой, допустим, идет по улице, заходит в подъезд, а слепой?.. Это тонкая работа: нужно озвучивать действие, не мешая голосам артистов, музыке. Второй проект — совместная работа с музеями по созданию тифлокомментариев и аудиоматериалов с целью обеспечения доступной экскурсионной среды для инвалидов в Рязанской области.

Волшебный свет
Е.С. — Сильно ли расширилась аудиобиблиотека рязанских авторов с тех пор, как ты мне о ней впервые рассказал?
Д.Л.
— Конечно! Думаю, за эти годы мы сделали не менее полусотни книг. Среди них есть такие, которые мне самому нравятся как читателю. Вообще-то я больше всего люблю фантастику. У рязанцев с фантастикой как-то не очень, но встречаются рассказы, которые прямо за душу берут — то плакать заставляют, то смеяться!.. Нам всем нравятся детские стихи. Иногда моя жена Ольга, директор библиотеки, сама рисует обложки для детских альбомов.

Е.С. — С какими книгами и авторами было приятнее всего работать?
Д.Л.
— Сразу вспоминаю диски с сочинениями покойного писателя Бориса Шишаева. Он входил в группу «Ближний круг», и мы собирались выпустить общий сборник стихов. Когда Бориса Михайловича не стало в 2010 году, возникла мысль записать литературно-музыкальную композицию в его память. У него были и стихи, и тексты песен. Знакомые исполнители спели песни из наследия Шишаева. Артист ТЮЗа Владимир Ковалев начитал его стихи. Андрей Крючков предоставил запись беседы с Борисом Михайловичем, которая состоялась незадолго до его ухода, там были очень интересные рассуждения о жизни, смерти, творчестве. Я стал сводить все это в литературно-музыкальную композицию. Возился с ней месяца два, оживлял шумовыми эффектами — как ветер стонет, как птицы улетают, как река течет…

Некоторые кусочки на полминуты переписывал по сто раз, тратил на это несколько дней. Фотографию для обложки попросил у рязанского фотохудожника Александра Сорокина. Он тоже слабовидящий, как и я, но по его работам об этом не догадаешься. Мы выбрали пейзаж с солнцем на закате. В итоге в 2011 году вышел альбом «Волшебный свет закатного огня. Песни и стихи Бориса Шишаева». Плюс к тому мы записали все рассказы Шишаева — они составили двойной альбом. Все их теперь можно взять послушать в нашей библиотеке. Еще запомнилась работа с книгой стихов Андрея Крючкова «Благодать пробуждения». Запись я оформил музыкальным сопровождением, почти у каждого стихотворения — свой музыкальный фон. Все мелодии сочинил сам. Кстати, именно с работы над альбомами Шишаева я начал не просто записывать аудиокниги, но и «украшать» их музыкой.

«А что такое досуг?»
Е.С. — Наша рубрика называется «Нерабочее настроение», и в ней надо рассказать не только о том, как ты работаешь, но и как отдыхаешь. Как проводишь свой досуг?
Д.Л.
— А что это такое? Лет двенадцать я не делил сутки на «время для работы» и «время для отдыха». Работал всегда, когда не спал. Возможно, сейчас, когда я больше не ночной сторож и должен находиться на службе только в дневные часы, я пойму, что такое свободное время. Хотя вряд ли — я еще работаю в Центре народной культуры села Баграмово, в котором живу. Видимо, больше времени буду уделять этой организации.

Е.С. — Но что ты все-таки любишь, кроме концертов и аранжировки?
Д.Л.
— Готовить! Моя жена редко занимается этим, и кухню я беру на себя.

Е.С. — Неожиданно! А что именно ты готовишь?
Д.Л.
— Что готовить мужику? Конечно же, мясо!..

Е.С. — Как, на твой взгляд, организован досуг в Рязани? Может быть, у тебя есть предложения, пожелания, как его разнообразить?
Д.Л.
— Я сужу со своей колокольни: мне нравятся масштабные концерты для широкой публики, и хочется, чтобы в городе и области их было больше. По разным поводам и даже без повода. Мы с «Ближним кругом» не отказываемся выступить перед любой аудиторией, но, честно говоря, маленькие концерты в школе или библиотеке — уже не наш формат. Приятно выступать на большой сцене с профессиональным светом, звуком, большим количеством народа в зале. Когда исполнителям нравится то, что они делают в настоящий момент, публика это чувствует.

Елена Сафронова



Метки: музыка


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30