Подробности

Молодость

Человек читающий

16.09.2015

Родители, библиотекари и учителя приводят детей в мир литературы.

Сегодня принято сетовать, что дети все меньше читают книг, сидят сутками в Интернете и теряют навыки простого понимания текстов. При этом в книжных магазинах от обилия новых, красивых и самых разнообразных изданий детской литературы разбегаются глаза. А чиновники самого высокого ранга не устают утверждать, что время бумажных книг осталось в прошлом и нечего заполнять ими многокилометровые библиотечные полки. Пусть дети читают электронные книжки. От всего этого разнообразия сиюминутных впечатлений приходишь в некоторое замешательство. И где искать ответы на многочисленные вопросы, связанные с современным детским чтением, как не в библиотеке. С директором областной детской библиотеки Татьяной Николаевной Окружной мы разговариваем о том, что и как читают наши дети.

Р.В. — Татьяна Николаевна, есть вообще эта проблема: дети мало читают? Может, они читают, только по-другому, не так, как мы?
Т.О.
— Читают по-другому и меньше в определенном возрасте. В начальной школе у детей есть интерес к чтению, потом он исчезает. Причин тому много. Объективно изменилась вся наша жизнь, ее темп не оставляет времени на вдумчивое чтение, к тому же ценность знания, а значит, и чтения сегодня не пропагандируется. У нас другие ценности и другие стремления. Тревога по поводу складывающейся с чтением ситуации в нашей стране высказывалась председателем Госдумы С. Нарышкиным недавно на заседании оргкомитета Года литературы. Неудовлетворенность состоянием книжного рынка России высказывает с цифрами и фактами в руках Российский книжный союз.

Р.В. — То есть дети стали читать меньше. А в библиотеку ходить? Может, эту потребность ходить в библиотеку в них в школе закладывают? В школе учишься — и тебя заставляют читать определенные книжки. Это есть сейчас?
Т.О.
— Это есть. И это нарастает. Увеличивается количество читателей и посещений библиотеки летом. Раньше лето считалось у нас мертвым сезоном. А сейчас дети идут в библиотеку все активнее. Сейчас все-таки обращают внимание на преподавание литературы. Принят новый стандарт по литературе. Вводят сочинение. Когда выпускники готовились к сочинению, мы думали: сейчас к нам придут за книгами. Нет, все берут из Интернета. Сейчас ведь задают для сочинения не произведения, а тему. На фестивале «Начало» мы об этом говорили. О том, например, как дети в свободном поиске выбрали для рецензии рассказ Юрия Буйды «Ева, Ева», совсем не детский рассказ. И получились очень неприятные сочинения о войне, об участниках войны. Там нет патриотизма. Там какой-то надлом.

Р.В. — Сейчас, к сожалению, так пишут о войне. Пишут люди, которые войну не чувствуют. Они же там не были. У них нет эмоциональной памяти о войне.
Т.О.
— Мы сталкиваемся с детьми, которые всего этого не чувствуют. Однажды у нас была встреча с малолетней узницей концлагеря. Простая женщина просто обо всем рассказывала. А дети сидели и хихикали. А она потом говорит: «Ребята, не буду я ни о чем рассказывать. Вы этого не поймете. Вам все равно, что мы там…». Не помню о чем, что-то такое она им сказала, что сама заплакала, и девчонки тоже заплакали. Некоторые родители говорят: не надо их расстраивать, не надо, чтобы плакали. А другие, наоборот, говорят: надо, чтобы дети хоть немного почувствовали.

Р.В. — Скажите, есть такое явление, как новая детская литература? Появились ли какие-то писатели, которые вам кажутся интересными?
Т.О.
— Да, появились. Я не скажу, что это вершины словесности. У меня ведь позиция прежняя: хочется, чтобы книги были о жизни, чтобы ребенок, читая их, задумался, чтобы литература его воспитывала. Часто в новой литературе чувствуется заданность: надо написать, допустим, об инвалидах. Они напишут. Появился целый слой литературы, авторы которой идут в юмор, в иронию. Они талантливы. К нам приезжал Валерий Роньшин, дети его любят. Он пишет для них детективы и страшилки какие-то. Там есть игра слов, игра смыслов, все это детей привлекает. К нам приезжали Артур Геворгизов, автор стихов и прозы, юморист по сути, и Юрий Нечипоренко, пишущий в жанре интеллектуального юмора. Это все очень активные авторы, участвуют в конкурсах, у них и премии уже есть. Они уже известны. Белорусы Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский — дуэтом пишут. Он очень популярен. Пишут на разные темы: и ирония есть, и рассуждения о школе. Екатерина Мурашова пишет в жанре фэнтези. У нее герой обычно какими-то необычными способностями обладает, использует их в благородных целях, чтобы спасти кого-то, сделать лучше. Но ясных, кристальных произведений, на мой взгляд, все-таки мало.

Р.В. — А писателей прежних поколений читают?
Т.О.
— Читают, конечно, — неувядаемых Носова, Сотника, Драгунского, Голявкина, Успенского. Они и сегодня популярны. Они же веселые, в их книжках все на позитиве. Дети их разыскивают, находят, читают. Явление нового времени — это хорошая переводная литература, особенно из скандинавских стран. Шведы пишут для всех возрастов обо всем, что у нас вызывает споры. Они этого не боятся. Например, о смерти пишут. У них много пронзительных произведений о внимании к старикам, о том, как они могут уйти из жизни.

Р.В. — Вот вы получили новую книгу, предлагаете ее для обсуждения? Дети готовы об этом разговаривать?
Т.О.
— Готовы. В школах есть классы интеллектуалов, в которых ценность чтения осознается. Надо, чтобы дети были подготовлены к разговору о литературе. Писатели не любят просто рассказывать о новой книге. Они хотят, чтобы дети уже их прочитали. У нас есть небольшой клуб «Общество книжных первооткрывателей». Мы собрали туда детей из 5–6 классов. Сейчас они уже повзрослели. Когда бываем в школе с обзорами, приглашаем: «Кому интересно поговорить о книгах, приходите». Это серьезный разговор о серьезных книгах, как правило, новых, неизвестных. Вот повесть Евгения Ельчина «Сталинский нос». Это о периоде репрессий. Или новелла «Коричневое утро», автор — Франк Павлофф. Это притча об обществе, в котором постепенно рождается фашизм. Книга Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» — о детях в концлагере. Это серьезные книги, в основном, переводные. Я считаю эту работу высшим пилотажем для библиотекаря, когда он обсуждает с детьми серьезное произведение. Дети любят разговаривать, если они в теме. Взрослые иногда приходят в недоумение: если раньше все толковалось однозначно, то сейчас все неоднозначно. Вот обсуждали рассказ Улицкой «Дезертир», в котором собаку должны были взять в армию, а девочка спрятала ее. Права ли она? Дети спорили.

Р.В. — Значит, есть продвинутые читатели, которые готовы говорить о книгах всерьез?
Т.О.
— Есть учителя, которые умеют работать с книгой, умеют обсуждать книгу с детьми, заинтересовать их чтением. К сожалению, таких педагогов немного.

Р.В. — А в каком возрасте дети уходят из библиотеки?
Т.О.
— Где-то в седьмом классе у ребенка уходит интерес к чтению.

Р.В. — Что с ним происходит? Возникает другой интерес?
Т.О.
— У современных детей много всяких соблазнов. Сейчас вообще культ развлечений, а не знаний. Мы не изучаем, куда уходят дети от чтения, и мне не известны такие исследования психологов. Наверное, они уходят в социальные сети, в компьютерные игры, в тусовки всякие.

Р.В. — А когда дети становятся старше, у них появляется интерес к взрослой серьезной книге? У них — взрослые проблемы, они возвращаются в библиотеку, чтобы об этом почитать?
Т.О.
— Настоящих книгочеев всегда во все времена было мало. Процентов пять всего, хорошо, если десять. Что касается детей старшего возраста, они хотят видеть в книгах решение своих проблем. У нас была акция «Любимая книга рязанцев». Опрашивали как раз детей в возрасте 14–15 лет. Самой любимой книгой стала сага о вампирах Стефани Майер «Сумерки». Меня это страшно возмутило. Но ведь это книги и о любви тоже, о проблемах взаимоотношений.

Р.В. — Сейчас библиотеки меняются, превращаются в клубы по интересам с множеством мероприятий вокруг книг. Вы тоже идете по этому пути?
Т.О.
— Идем. У нас много конкурсов, акций, всякого рода игровой деятельности. Вот на днях был праздник мороженого. Весело было и познавательно. Мы старика Хоттабыча вспоминали, какое он мороженое ел? И многое другое, связанное с книгами и мороженым. И «Ночь в библиотеке» проводим, и «Ночь искусств». У нас фестиваль «Читающая Почтовая» очень популярен: на полдня занимаем практически всю улицу. Выступают творческие коллективы, уличные музыканты, танцуем, проводим конкурсы, выступают юные артисты… Наши сотрудники говорят, что после «Читающей Почтовой» читатели к нам тянутся. Но иногда литературные критики, которые в курсе новых библиотечных технологий, нас спрашивают: не заигрались ли вы, ребята? Но это общемировая тенденция. И в Европе, и в других странах библиотека сегодня — это клуб, место общения, насыщения информацией.

Р.В. — И все-таки, Татьяна Николаевна, как привлечь ребенка к чтению, как заинтересовать его книгой?
Т.О.
— Мне часто задают этот вопрос родители. Я всегда говорю: читайте сами, читайте вместе с детьми, говорите с ними о книгах. И даже в сложном юношеском возрасте ребенка можно привлечь к чтению, если ты сам любишь читать и рассказывать об этом. У нас был «круглый стол» «Что читали ваши мамы и папы» — интересный получился разговор о книгах, о взаимоотношениях родителей и детей. У каждого из нас бывают моменты доверительного общения с детьми, когда можно что-то порекомендовать, рассказать. Но для этого вы сами должны быть читателем.

Р.В. — А если дома не читают, притянуть ребенка к книге очень трудно?
Т.О.
— В школах сейчас есть талантливые педагоги, которые ведут за собой, создают такую атмосферу. Учитель сам с удовольствием ходит в библиотеку и класс свой приводит. Им интересно, что творится в библиотеке. У нас ведь проходит очень много разных мероприятий на самые разные темы — от серьезных до развлекательных. Но в последние годы стало меньше педагогов, которые на это отвлекаются. Мало часов литературы. Сами мало читают. Нам обидно, что учителя начальных классов не знакомятся с новой литературой, не знают новых имен, дают в списках для внеклассного чтения только старые книги.

Р.В. — Русскую классическую литературу современному ребенку все труднее читать. Он многого не понимает. В жизни-то этого нет.
Т.О.
— Надо с детьми работать, объяснять эти вещи. Мы организовали в три этапа конкурс знатоков творчества Лермонтова для старшеклассников шестнадцати школ города по принципу игры «Что, где, когда». Им было интересно. И это тоже способ ввести детей в мир классической литературы. У меня есть идея интеллектуальных состязаний для детей из разных школ. С малышами используем другие приемы. В ход идут краски, карандаши, лепка… В День любви, семьи и верности ромашку клеили с пожеланиями детей членам семьи. Для старших школьников организуем конкурс бук-трейлеров. Это рекламный ролик о книге, который ты создаешь сам. Первое место занял бук-трейлер мальчика из Шацка по книге архимандрита Тихона «Несвятые святые». Очень интересно он рассказал о книге, так чисто, с такой музыкой. Три минуты всего, но очень впечатляет.

Р.В. — Вам помогает то, что сейчас книжка совершенно изменилась внешне?
Т.О.
— Да, книги появляются удивительные, чудесные, многообразные. Мы еще не всем можем овладеть. Например, книга с 3D-иллюстрациями. В телефоне должна быть специальная программа, чтобы ее смотреть. Книги-игры, книги-загадки, книги-тренажеры, развивающие пособия. Все это мы приобретаем и используем. Но для того, чтобы ребенок ко всему этому приобщился, он должен прийти к нам, в библиотеку. У нас самому маленькому читателю не было трех лет. Его бабушка в коляске привозила. Читать можно начать в любом возрасте, и неважно, бумажную книжку или электронную. Главное — читать и осмысливать прочитанное. Этому мы стараемся научить детей. Всеми доступными нам средствами.

Ирина Сизова



Метки: чтение, библиотека


Поиск

28.03.2024 17:45
На городище Старая Рязань пройдёт месяц бесплатных иммерсивных экскурсий

28.03.2024 11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение

28.03.2024 11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение

27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года

27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»

27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России

27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году

26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову

26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей

25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте

25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат

23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей

22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»

22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена

22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11

22.03.2024 10:10
Рязанцы до мая будут пользоваться платными парковками без оплаты

28.03.2024 21:39
Рязанцев предупредили о мышиной лихорадке

28.03.2024 19:37
Дорога до села Заокское под Рязанью может уйти под воду в выходные

28.03.2024 19:25
В Генплан Рязани внесли очередные изменения

28.03.2024 18:31
Юлия Швакова рассказала о мерах по снижению кадрового дефицита на предприятиях в Рязанской области

28.03.2024 18:17
Ещё два низководных моста затопило в Рязанской области

28.03.2024 18:06
Регулярно занимаются спортом 40% жителей ЦФО

28.03.2024 18:04
В Рязанской области обнаружили тело женщины

28.03.2024 17:57
Исследование МТС RED: в Рязани каждый третий офисный работник переходит по вредоносным ссылкам

28.03.2024 17:51
В Рязани появился каршеринг от компании EASYDRIVE24

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Март 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31