Подробности

Театр

За порогом

11.10.2010

В Рязани завершился фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности», который оказался богат на жанры и новые взгляды на старые пьесы.

Фестиваль был очень разнообразен в плане географии участников: в нём приняли участие 14 театров из различных регионов, причём не только России — в Рязань приехали театральные сообщества из Одессы и Минска. Однако при всём разнообразии программы, далеко не все постановки были хороши и подходили под основную идею фестиваля. Более того, из всего, что было показано на трёх сценических площадках города, шанс остаться в зрительской памяти имеют буквально два-три спектакля. О них и речь.

Чёрные пятна на белом
Орловский театр для детей и молодёжи «Свободное пространство» привёз на фестиваль спектакль «Белое на чёрном», который ещё до этого успел нашуметь в театральных кругах. Начнём с того, что и сама книга «Белое на чёрном» в своё время произвела фур: автобиографический роман Рубена Давида Гальего в 2003 году был удостоен литературной премии «Букер — Открытая Россия» за лучший роман на русском языке. Как известно, лучшие сценарии пишет сама жизнь. Мать Гальего — дочь генерального секретаря Коммунистической партии Испании, отец — русский, учились в МГУ. Ребёнок от этого международного брака родился со страшным диагнозом — детский церебральный паралич. С полутора лет он был отнят у матери, объявлен умершим и низвержен в ад советских детдомов для инвалидов. Спустя почти 30 лет Гальего встретился с матерью и с тех пор живёт в США, где он и написал свою нашумевшую книгу.

В книге «Белое на чёрном», напечатанной двумя действующими пальцами левой руки на компьютере, Рубен рассказывает о своём детстве. О друзьях, прикованных к кроватям и инвалидным коляскам; о вечно кричащих на него нянечках, об учителях, рассказывающих про великую страну советов и её гуманных вождях. Всё это попыталась перенести на сцену театральная группа из Орла. В самом начале спектакля на сцену приглашается любой человек из зала, которому вручают книгу «Бело на черном». Взамен надо написать имя автора, не задействуя при этом руки. Так задаётся тон всей постановке. Всё здесь направлено на то, чтобы достучаться до зрителей, пронять их, донести, насколько трудно жить, будучи тяжело больным. Однако охват этой человеческой ограниченности в спектакле дан гораздо шире: все люди здесь показаны в рамках не только болезни, но и государственной паутины, в которой находилась Россия в 70-е годы прошлого века. Красивые речи с трибун при гнилой действительности. «Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода», — так начинает своё повествование главный герой.

На белом, выложенным больничным кафелем пространстве жизни испанского подростка, время от времени появляются и цветные пятна: больничная ворчунья-уборщица, смотрящий на пациента как на живое пособие по медицине хирург, первая любовь Рубена — непоседливая озорница-испанка, первые его друзья — неходячие детдомовские пацаны… И каждый оставляет в его жизни свой след, чтобы потом, спустя годы быть увековеченным в его книге. «Белое на чёрном» смотреть где-то страшно, где-то больно, где-то стыдно… Но делать это обязательно нужно, хотя бы для того, чтобы увидеть действительно редкую среди зрительских залов гостью — совесть. Иногда просто необходимо почувствовать, что она есть. И потому особенно приятен тот факт, что именно этому спектаклю зрительское жюри, состоящее из школьников и студентов, отдало свой приз.

Навеки 17-летние
На фестивале было представлено несколько спектаклей, посвящённых Великой Отечественной войне, что, в общем-то, неудивительно — военная тематика с годами становится только актуальней. Другое дело, как подать военную историю, чтобы было и интересно, и правдиво. Время идет, очевидцев тех событий остаётся всё меньше. Подрастающему поколению, взращенному «аватарами», сухие строки учебников дают очень слабое представление о том, как и что происходило с их ровесниками в те годы. Так, постановка Тульского театра юного зрителя «Рядовые» хоть и заставила задуматься, но, по словам юных зрителей, всё равно вызвала ощущение какой-то неправды, чего-то ненастоящего. Спектакль «И снова будет месяц май…», привезённый из Одессы, вообще был слишком театрален. Сделав сборную солянку из разных историй, одесситы попытались сыграть на общей зрелищности, растеребить зрительские души, несколько спекулируя трогательными военными песнями и диалогами из хорошо известных произведений. Однако, ни угадываемая сцена из книги Юрия Бондарева «Иван», ни весёлая сценка, в которой зритель сразу узнал девчонок из эпопеи «А зори здесь тихие…» не затронули душ — уж слишком наиграно.

Несколько иначе на этом фоне выглядела постановка «Будь здоров, школяр!» театрального сообщества ЭТОС. Начнём с того, что одноимённая книга была написана Булатом Окуджавой, который ушёл добровольцем на фронт сразу после школы. Уже один только этот факт говорит о том, что всё изложенное вплоть до мельчайших мелочей — правда. Так же как и ощущение 17-летней бесшабашности, которую очень точно сумели передать молодые актёры. Простым, понятным языком они рассказывают о мальчишестве и безрассудстве и простых «радостях» на войне: надоевшем, но всё же не дающим умереть с голоду гороховом концентрате, о ворованном спирте из кастрюли, передающейся по кругу, о восторге от проливного дождя, наконец прервавшего несмолкаемую канонаду. И солдатских снах, их сказочном мире, а сны эти, может, самое светлое, что осталось у семнадцатилетних вояк. А спать на войне опасно. «Просыпайся, солдат, а то сочтут тебя усопшим…». Такой увидел войну молодой Окуджава и смогли пропустить сквозь себя актёры.

Этот проект начался, когда принимающие в нём участие артисты были ещё студентами ВГИКа и уже успели получить награды на различных фестивалях. Тем обиднее осознавать тот факт, что в Рязани он не получил должного успеха и соответствующей оценки. Спектакль, на который было приведено несметное количество неадекватной публики (преимущественно школьников среднего возраста), прошёл в дневное время и на фестивале был практически никем не замечен. Что тому виной — недальновидность организаторов или стечение обстоятельств, мы теперь не узнаем, но безумно жаль: это была одна из немногих постановок, действительно заслуживающих внимания.

Немного о «Милом друге»
Конечно, нельзя не отметить постановку Рязанского театра на Соборной «Милый друг» Ги де Мопассана. Хвалить своих как-то не очень принято и можно запросто заслужить обвинение в субъективности суждений. Но уж очень спектакль выделялся из общей массы — яркостью, энергетикой, мгновенным поражающим воображение фейерверком эмоций. А ещё удивило то, что спустя столько лет после написания роман французского писателя невероятно метко лёг на нашу действительность. Классика есть классика. Открыв таким колоритным спектаклем фестиваль, театр на Соборной задал тон всему остальному действу и ещё раз доказал, что и в провинции можно ставить поистине шикарные вещи.

Кирилл Комаренко


Метки: «На пороге юности», Рязанский театр на Соборной


Поиск

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

19.04.2024 15:38
Отопительный сезон в Рязани завершится 24 апреля

19.04.2024 14:54
В Рязанской области обязательной станет регистрация собак

19.04.2024 12:14
Мэрия Рязани ищет наследников девяти квартир

19.04.2024 10:47
В десяти школах Рязани модернизируют систему видеонаблюдения

19.04.2024 10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30