Подробности > Проблема

Поделиться:

Тепло под угрозой

19 августа директор Ново-Рязанской ТЭЦ Андрей Богданов пригласил СМИ на пресс-конференцию, чтобы подробно рассказать о возможных проблемах и перспективах развития теплоснабжения Рязани...

19 августа директор Ново-Рязанской ТЭЦ Андрей Богданов пригласил СМИ на пресс-конференцию, чтобы подробно рассказать о возможных проблемах и перспективах развития теплоснабжения Рязани. Основным поводом для встречи стал итог публичных слушаний от 17 августа, где рассматривался проект актуализации Схемы теплоснабжения Рязани. По итогам слушаний весь комплекс инвестиционных мероприятий Ново-Рязанской ТЭЦ, связанных с заменой четырех изношенных муниципальных агрегатов, не был одобрен для включения в указанную схему.
Андрей Богданов подробно пояснил необходимость вывода из эксплуатации и замены изношенной муниципальной турбины №2 и в перспективе ещё трёх муниципальных турбин, арендуемых Ново-Рязанской ТЭЦ.

Ново-Рязанская ТЭЦ имеет девять турбоагрегатов — муниципальные и построенные уже после того, как предприятие было взято в аренду. Собственность ТЭЦ — это обновлённые в своё время 1, 3, 4, 5 и 6-я турбины. Каждая турбина имеет свой предельный эксплуатационный ресурс, предусмотренный в отраслевых нормативах. И если 1, 3, 4, 5 и 6-я турбины — новые и им служить ещё много лет, то муниципальные дорабатывают свой срок.

Устаревшая паровая турбина №2 была выпущена в 1958 году, введена в эксплуатацию с декабря 1959 года. Основной функцией турбины являлась выработка электроэнергии и тепловой энергии в виде пара и горячей воды для предприятий Южного промузла. Богданов уточнил, что данная турбина сейчас не востребована на рынке и простаивает. Отпуск пара и горячей воды с турбины прекратился после ликвидации ряда крупных промышленных потребителей промузла — Химволокна и ЗИЛа. На оптовом рынке электроэнергии турбина тоже не нужна из-за устаревших технических параметров. Турбину №2 необходимо заменить на новую, чтобы обеспечить в будущем замещение выбывающих в связи с заменой других изношенных муниципальных турбин.

Кроме турбины №2 существуют ещё три муниципальных турбины №№7, 8 и 9, которые работают с 1967, 1969 и 1970 годов. Турбины №7и 8 обеспечивали паром и теплом Южный промузел, а самая крупная муниципальная турбина №9 с мощностью 160 Гкал/час снабжает теплом жилые дома. Свой эксплуатационный ресурс эти турбины уже выработали по полтора раза и больше. После завершения сроков продления индивидуального ресурса муниципальных турбин №7, 8, 9 станет невозможным их дальнейшее использование, и эти агрегаты должны быть выведены из эксплуатации с 1 января 2027 года, 1 января 2028 года и 1 января 2029 года соответственно. Если городская администрация своевременно не начнёт планировать замену этих турбин на новые, то последствия будут катастрофическими — две трети жилого фонда города ждёт ледниковый период, а предприятия Южного промузла не смогут развиваться и расширять своё производство. Дефицит тепловой мощности достигнет 400 Гкал/час и будет нарастать. Но чиновники мэрии при обсуждении Схемы теплоснабжения Рязани эти доводы энергетиков в расчёт не берут.

«Сравним срок службы турбины с возрастом человека. Наработка по заложенному ресурсу соответствовала бы пенсионному возрасту — 60 лет. Муниципальная турбина №9 отработала уже полтора ресурса, то есть ей по человеческим меркам сегодня 90 лет. Мы её «холим и лелеем», она работоспособна. Как у 90-летнего, к примеру, нет серьёзных заболеваний, угрожающих жизни и здоровью, но прогнозировать, сколько он ещё протянет, ни один врач не возьмётся. В 2023 году ресурс турбины №9 мы продлить сможем, но с высокой степенью вероятности у такого типа турбин он закончится на уже осязаемом рубеже», — объяснил Андрей Богданов.

Сегодня на станции наблюдается профицит мощности, но, начиная с 2028 года, возникает дефицит, то есть ТЭЦ не сможет обеспечить город и промузел необходимым теплом, что связано как с ростом нагрузки, так и с невозможностью эксплуатации муниципальных турбин №7, 8, 9. Есть ещё один критерий — энергобезопасность, запрещающий в случае аварии сокращать поставку тепла потребителям более чем на 14%. Эту черту нельзя переступать.
«Если мы вынуждены сократить поставку тепла до 86%, то представьте, что у вас в квартире 20 градусов, а на улице минус 20 градусов, то есть интервал 40 градусов. А 14% от 40 градусов грубым счётом — 6 градусов. То есть в квартире у вас будет не 20 градусов, а 14, и СНИП это допускает, но не меньше», — подсчитал Богданов. И, конечно, администрация Рязани, которая по закону отвечает за качество отопления, обязана реагировать на такие подсчёты и прогнозы.

Богданов пояснил, что турбина №2 требует полной замены. Стратегия развития Новорязанки долгосрочная, и в отличие от города ТЭЦ имеет необходимые средства на замену изношенных турбин. В утверждённой ранее схеме теплоснабжения предполагался вывод из эксплуатации турбины №2, а прекращение её работы было согласовано постановлением администрации города Рязани от 16 декабря 2019 года, а также приказом Минэнерго России от 11 февраля 2020 года. Но внезапно это решение министерство отменяет по ходатайству администрации Рязани, сославшись на обращение от РМПТС. Если в 2020-м планировалось начать строить новую турбину в 2025 году, то теперь это возможно не раньше 2026 года. Таким образом, ТЭЦ потеряла целый год.

Надо понимать, что по мере роста городской нагрузки на изношенные турбины, начиная с зимы 2025 года квартиры рязанцев будут остывать. «В 2029 году, когда мы для себя планируем вывод муниципальной турбины №9 с тепловой мощностью 160 Гкал/час, одним скачком ситуация может превратиться в катастрофическую, если заранее не предусмотреть её замену на новую. Когда людям не хватает тепла, то они включают электрический нагреватель. Чтобы заместить дефицит в 160 гигакалорий, нужно примерно 100 мегаватт электрической мощности. Подстанция с такой дополнительной нагрузкой не справится и произойдут веерные отключения электроэнергии. А если этого не сделать, подстанция будет перегружена и отключится вся. И тогда в минус 20 градусов погаснет вся Рязань, а температура в квартирах может снизиться до 10 градусов», — предупредил Андрей Богданов.

В то же время долги РМПТС перед Ново-Рязанской ТЭЦ никуда не делись. Так, в январе 2021 года имелась просроченная задолженность в 317 миллионов рублей. И если взять намерения РМПТС по оплате и ожидаемое потребление, то прогнозируемая просроченная задолженность муниципальных теплосетей перед ТЭЦ к концу 2021 года составит 440 миллионов рублей!
«В прошлом году РМПТС обещали, что к новому году всё будет погашено. Но в итоге мы видим каждый год задолженность за поставленное тепло», — уточнил Богданов.

В связи с долгами за тепло в прошлом году возник публичный скандал: «угрозы» в виде предупреждений в адрес РМПТС о введении ограничений по поставкам тепла из-за долгов были квалифицированы со стороны УФАС как нарушение станцией антимонопольного законодательства. Администрация города и УФАС на суде говорили, что ТЭЦ пользуется доминирующим положением и таким образом пытается добиться уплаты долга с помощью ультиматума. История разрешилась 28 июня 2021 года. Арбитражный суд Рязанской области все санкции УФАС признал недействительными, и теперь чиновникам придётся вернуть станции уплаченные штрафы.

«В очередной раз доказано, что мы всё делаем по закону, как обычная коммерческая организация, и не можем ничего делать по понятиям», — подытожил Андрей Богданов.
По итогам слушаний администрация Рязани подготовила протокол, из которого следует, что проблема будущего дефицита тепла рязанскими чиновниками так и не решена. О необходимости замены в будущем трёх муниципальных турбин №7, 8, 9 в протоколе комиссии по итогам слушаний нет ни единого слова. По турбине №2 в документе всего лишь отмечено, что комиссия рекомендует включить в проект Схемы на 2022 год вывод из эксплуатации муниципальной турбины №2 на Ново-Рязанской ТЭЦ. Но окончательное решение после подписания документа с проектом Схемы мэром Рязани примет федеральное министерство энергетики. Утвердит ли минэнерго России замену муниципальной турбины №2 после неоднократных предыдущих отказов со стороны чиновников, остаётся неизвестным. Дамоклов меч будущего ледяного коллапса по-прежнему продолжает висеть над Рязанью.

Тепло под угрозой
Людмила Рубцова


Метки: ЖКХ , отопление , Ново-Рязанская ТЭЦ , РМПТС


Вопрос жизни и смерти
С начала 2022 года в Рязанской области стала резко расти младенческая смертность. По итогам первого полугодия показатель оказался одним из худших в ЦФО и превысил общероссийский более чем вдвое. Была ли возможность избежать катастрофического развития событий?
Реновация
Бывший главный инженер Рязанского шпалозавода Виталий Беззубцев рассказал, что креозот на предприятии не использовался уже 40 лет. Город видит в освоении территории застройщиком способ экологической реновации промзоны.
Обман рязанского ВООПИиК №5
Игорь Кочетков 24 ноября сделал очередное фальшивое заявление, адресованное губернатору Рязанской области Павлу Малкову, с просьбой спасти рязанцев от креозота. Речь идёт о проекте редевелопмента бывшего шпалозавода.
Между прошлым и будущим
Обсуждение вопроса жилой застройки в посёлке Борки в Рязани свелось к решению: город либо развивается, либо стагнирует.