Подробности

Деньги

Торговые ряды

15.11.2010

Ещё двадцать лет назад мы покупали всё необходимое в продуктовых и продовольственных магазинах, иногда — в универмагах, универсамах и на рынках. Современная торговля оперирует другими понятиями.

Что стоит за названиями супер- и гипермаркет, торговый и торгово-развлекательный центр и какие выгоды несёт покупателю посещение торговых предприятий с разными определениями? Супермаркеты являются американским изобретением, которое принадлежит Майклу Каллэну — администратору бакалейного магазина в городе Герин. В 1930 году Каллэн открыл первый супермаркет в помещении бывшего гаража, при котором для удобства покупателей была бесплатная стоянка автомобилей. Через два года Каллэн владел восемью такими магазинами с выручкой 6 миллионов долларов в год. Кстати, советским прообразом современных супермаркетов с небольшой натяжкой можно считать универсальные магазины самообслуживания. Те, кто думают, что слово «супермаркет» можно перевести на русский язык как «сверхрынок», ошибаются. В действительности термин происходит от латинских слов super + mercatus — сверхторговля. Американцы определяют его как крупный универсальный магазин самообслуживания по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также бумажных изделий для домашнего хозяйства, мыла, порошков для стирки и мойки посуды, предметов санитарии и гигиены, книг в бумажных обложках, комнатных цветов и растений, продуктов питания для домашних животных, автомобильных товаров, игрушек, поздравительных открыток, косметики, посуды, лекарств (продающихся без рецепта), бытовой техники и т. п. В некоторых супермаркетах есть свои хлебопекарни.

Супермаркеты часто являются отделениями крупных торговых сетей и имеют внутривидовую классификацию. По уровню организации они делятся на международные, федеральные, региональные и локальные. Следующая ступень градации — дискаунтеры. Переходя на рязанскую почву, можно уверенно сказать, что самым ярким представителем класса локальных супермаркетов в городе является «Барс» на улице Есенина. Среди дискаунтеров можно выделить французский «Атак». К категории супермаркетов-дискаунтеров, но с приставкой «шаговой доступности», относятся «Дикси», «Магнит» и «Копейка». Насколько в этот тип «вписывается» торговая сеть «Пятёрочка» — сказать сложно. Прежде всего потому, что торговое предприятие может называться супермаркетом лишь в том случае, если его площадь превышает 400 квадратных метров.

Отличия гипермаркета от супермаркета прописаны в регламентирующем документе под названием ГОСТ Р 51773-2001: «Гипермаркет — это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 квадратных метров». Как видно из определения, от других магазинов самообслуживания и от супермаркетов гипермаркеты отличаются, прежде всего, масштабом. Это не только большие торговые площади, но ещё и универсальный ассортимент товаров, превышающий ассортимент супермаркета в 8-10 раз. В частности, это касается непродовольственных товаров, насчитывающих обычно до 40-50 тысяч позиций. Ассортимент может увеличиваться за счёт добавления нетипичных групп товаров. На непищевую продукцию в продуктовых гипермаркетах приходится до 35-50% общего ассортимента. Гипермаркеты ориентированы как на менее состоятельного клиента, так и на оптовых покупателей и могут выступать якорными арендаторами крупных торговых центров или собственниками магазинов. Представители этой категории предприятий налицо — «Глобус», «Лента», «Зельгрос», «Метро».

Надо отметить, что идентифицировать супермаркеты и гипермаркеты не составляет труда даже неспециалисту. Чего нельзя сказать о таком явлении, как торговый и торгово-развлекательный центр. Даже в «продвинутой» Европе существует целый ряд дефиниций подобных предприятий торговли. Попытка отечественных аналитиков классифицировать торговые центры вылилась в переработку типизации, созданной американской компанией Urban Land Institute. По крайней мере, именно к ней чаще всего апеллируют эксперты торговой недвижимости. В целом понятие «торговый центр» определяют как группу предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий, соединённых между собой. Первые торговые центры такого типа в России стали появляться в XIX веке. В их число входят «Пассаж» в Санкт-Петербурге (1848), «ГУМ» (1893) и «Петровский пассаж» (1906) в Москве.

Современный торговый центр может представлять собой крупный торгово-развлекательный комплекс — многоэтажное здание в стиле хайтек, в котором наряду с магазинами могут находиться также кафе, бары, казино, кинотеатры. Как правило, комплекс оборудован эскалаторами, снабжён парковкой для личного транспорта покупателей и расположен вблизи остановок общественного транспорта. В отличие от супер- и гипермаркетов, торговые центры ориентированы не на продажу продуктов питания и первой необходимости, а лишь включают их в свой состав. Интересен тот факт, что упомянутая выше классификация торговых центров базируется исключительно на территориальном признаке (микрорайонный, окружной, региональный и т. д.) и не выделяет категорию торгово-развлекательного центра. Наличие или отсутствие в ТЦ предприятий культурно-массового характера является лишь признаком масштабности.

Забегая вперёд, отметим, что среди многообразия торговых центров, классифицируемых по степени значения, эксперты всё-таки обособляют категорию специализированных, к которым относят те, где, например, якорем является крупный фитнес-центр с магазинами, предлагающими товары для спорта, здорового образа жизни, туризма и отдыха. Специализированные ТЦ, в свою очередь, сегментируют на фестивал-центр (festival center) — якорем является совокупность предприятий развлечений и общественного питания; торгово-общественный центр — якорем здесь могут выступать детские и фитнес-клубы, спортивные и развлекательные комплексы, гостиница и универмаг; торговый центр моды (fashion center), где якорь — совокупность магазинов одежды и обуви. Сопутствующими арендаторами выступают магазины аксессуаров, парфюмерии и косметики, подарков. Торговые центры моды, как правило, находятся в центре города и часто занимают первые (с первого по третий) этажи в торгово-офисных центрах. Типичным центром моды в Рязани является галерея моды «Аркада» на улице Ленина. Пожалуй, к этой категории можно отнести и ТЦ «Малина».

Итак, микрорайонный торговый центр осуществляет торговлю товарами первой необходимости и предлагает услуги повседневного спроса (ремонт обуви, прачечная). Состоит он как минимум из трёх магазинов, общая арендная площадь может варьироваться от 1500 до 3000 кв. м. Основным оператором (якорем) в большинстве случаев является минимаркет. Торговой зоной служит территория 5-10 минут пешеходной доступности, количество покупателей — до 10 000 человек. Яркий образчик такого рода центров — бывшие советские универсамы, крупные продовольственные и промтоварные магазины, которые сократили площадь основной торговли и сдали часть площадей арендаторам. Наглядным примером микрорайонных торговых центров Рязани, пожалуй, может служить сеть «Мир продуктов», где, несмотря на читаемое в названии определение специализации, есть отделы одежды, бытовой химии, мелкого ремонта, сотовых телефонов. К этой же категории относятся торговые центры «21 век» и «Алина» в Дашково-Песочне, «Витязь» на Шлаковом, «Купец» на улице Циолковского. Районный торговый центр предлагает товары повседневного спроса (продукты, лекарства, хозтовары и т. д.) и услуги (прачечная, химчистка, парикмахерская, ремонт обуви, металлоремонт) для удовлетворения ежедневных потребностей жителей того или иного района. Якорным арендатором, как правило, является супермаркет, мини-якорями могут быть аптека, хозяйственный магазин. Сопутствующими арендаторами выступают магазины одежды, обуви и аксессуаров, парфюмерии, спорттоваров и пр. Общая арендная площадь данных ТЦ в среднем составляет 5600 кв. м и может варьироваться от 3000 до 10 000 кв. м. Первичная торговая зона районного ТЦ включает в себя от 3000 до 40 000 человек, проживающих в 5-10 минутах езды на личном или общественном транспорте. В определённом смысле к этой категории можно отнести торговый центр «Атрон».

Окружной торговый центр предлагает богатый спектр товаров и услуг, с большим выбором «мягких» (мужская, женская, детская и спортивная одежда) и «жёстких» товаров (металлические изделия, электроинструменты, бытовая техника). Для данной категории ТЦ характерен более глубокий ассортимент и более широкий диапазон цен, нежели в районном ТЦ. Окружной ТЦ не имеет универмага полной линии, у него могут быть сильные специализированные магазины. Типичный размер арендной площади — 14 000 кв. м., варьируется от 9500 до 47 000 кв. м. Первичная торговая зона для окружного торгового центра находится в пределах 10-20 минут транспортной доступности, а его покупателями являются от 40 000 до 150 000 человек. Примером окружного торгового центра в Рязани является «Барс» на Московском шоссе.

Центры, которые соответствуют общему профилю окружного центра, но имеют площадь более 23 000 кв. м., классифицируются как суперокружные. В исключительных случаях их площадь достигает 90 000 кв. м. В результате, окружные ТЦ — самая сложная категория торговых центров для оценки их размеров и зоны обслуживания. Существует разновидность суперокружного торгового центра — пауэр-центр (power center). Он содержит, по крайней мере, четыре якоря. Таковыми являются «жёсткие» товары: бытовая техника и электроника, спорттовары, офисные принадлежности, товары для дома, лекарства, средства для здоровья и красоты, игрушки, персональные компьютеры и их элементы. Power center сочетает в себе узконаправленных «убийц категорий» (полный ассортимент товаров по какой-либо категории по низким ценам), оптовый клуб и дискаунт-универмаг. Якорные товары в таких центрах занимают 85% общей арендуемой площади.

Региональные торговые центры обеспечивают покупателей огромным выбором одежды, мебели, товарами для дома (глубокий и широкий ассортимент), различными видами услуг, а также местами отдыха и развлечения. Их площадь обычно варьируется в пределах 23 000 кв. м. - 85 000 кв. м. Региональные центры предлагают услуги, характерные для деловых районов, но не такие разнообразные, как в суперрегиональном торговом центре. Торговая зона для регионального торгового центра находится в пределах 30-40 минут езды, количество посетителей — 150 000 человек и более. В рязанской практике более всего в эту категорию вписывается ТЦ «Полсинаут» и ТЦ «Круиз». Объективно же ни один из существующих в нашем городе торговых центров не является эталоном приведённой классификации. Как известно, Россия вообще, а регионы в частности живут по своим законам. Поэтому признаки различных классов зачастую группируются иначе и образуют свои классы, которые грубо можно обозначить как торговые (торговля самыми разнообразными товарами + бытовые, и иногда оздоровительные услуги) и торгово-развлекательные центры, куда прибавляются кинотеатры.

Светлана Максимова

«Совет директоров», №45/2010


Метки: торговля


Поиск

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30