Подробности

Соло

Одиночество

17.01.2011

В областном художественном музее состоялась долгожданная встреча: художник Сергей Ковригин устроил «раскадровку» работ своей последней выставки, которая открылась 28 декабря.

Желающих послушать автора хватило, чтобы заполнить зал второго этажа музея. Тот самый, где рояль. Поначалу, помещение заполнялось медленно и с неохотой, но позже зал с роялем уплотнила массовка из студентов-заочников РГУ, которые благополучно покинули встречу через полчаса. Но хотя аудитория и лишилась молодых кадров, продуктивному общению это ничуть не помешало.

О выставке
— Мне хочется увидеть реакцию зрителя, — начал Сергей Ковригин. — Хотя графика очень условный и напряжённый вид творчества — её нужно рассматривать, а значит, зритель должен быть довольно внимателен. Если художник решается публиковать какую-то часть своего мира, то он, конечно, ждёт зрителя, который хотя бы постарается в него проникнуть. Всегда приятно встретить зрителя, который пришёл на выставку и как будто разговаривает с твоей картиной, находит вибрации, которые вызывают в нём внутренний диалог с этой работой. Главное нравственное качество картины в том, что она всегда молчит, а откликается только тогда, когда зритель этого хочет… У Тарковского как-то спросили: «Несёте ли вы ответственность за то, что делаете?». Он ответил: «50% — несу, остальное — отдаю». То есть важно, чтобы зритель сам работал, и я с этим полностью согласен. Думаю, что графика более всего соответствует этому пожеланию — если хочешь что-то увидеть, ты должен быть более внимателен. Ведь графика, как сама тишина, подробна.

В моём творчестве есть два этапа, но это как два этажа в этом музее — я не могу их соединить. В работах, что на втором этаже, я отдавал предпочтение голове. Сейчас прихожу к выводу, что от этого устаёшь. В этом зале есть даже моё профессиональное тщеславие. «Дорога домой» — на первом этаже — это сердечное состояние. Здесь больше вечности и человека. Творчество порой бывает интуитивно. Мы — художники — нагружены историей искусства. Вопрос профессионализма в том, настолько ты впитал художественный опыт, созданный до тебя. И чем больше в тебе этот опыт, тем больше ты профессионал. Но можно быть очень хорошим в профессии, а художником…

Об одиночестве
Я люблю одиночество. Но это не значит, что я не коммуникабельный и не люблю жизнь. Я просто понял, что мир (особенно сейчас — электронный мир) обваливается. Кругом всё шумит, я просто не способен сосредоточиться. Простите за такой пример, но срок беременности — девять месяцев, потому что такова природа. А произведение художника рождается иногда годами. Здесь сосредоточенность для меня — закон. Мне нравится работать подолгу.

Я выбрал офорт, потому что очень люблю живопись. Офорт — самая живописная техника в графике, она очень свободна, в ней огромное количество приёмов, можно добиваться различных эффектов, очень глубоких и редких. Офорт технически возник для тиража, но оказался мощным инструментом и очень самостоятельным. Я не могу работать, как сейчас говорят, в тусовке.

Об искусстве
Искусство — это молодость. Вдохновение очень похоже на радость ребёнка, который познаёт мир. Но если ко мне это детство возвращается, то я его вооружаю умом, возрастом, болью, знанием. Впрочем, остаться ребёнком не разрешает голова. Я был ребёнком, когда занимался абстрактными вещами. Но после двух-трёх опытов в живописи и рисунке, всё во мне как-то замолчало. Я вхожу в современные храмы (когда приезжаю в Италию), где стали писать современные католические картинки... Не то. Нам твердят «Европа, Европа»... Не хочу я европейского. У меня есть Россия, которую я очень люблю. Для меня искусство там, где для души, для глаз, для ушей. Искусство для меня — это одухотворение. Картина по статусу равна человеку. Если я подхожу к ней и она духовна, я в контакте с ней. Если этого не происходит, она для меня имеет только эстетические грани.

Дорога к Богу


— Вы шли к Богу всю свою жизнь, — раздался вопрос из зала. — Но в ранних работах больше Бога. В поздних — больше ума. А ведь вера — это путь.

— Я вот на внуков своих смотрю: у них в каждом движении Бог, — признался художник. — Они не думают ни о чём. Так и мы жили. Потом пришли в институт, и нам сразу стали говорить: «Вот это рязанский уровень, а вот это — европейский». Куда тут денешься? Поэтому в определённый момент я включил голову и стал ей доверять. Сейчас же надеюсь, что люди вернуться на круги своя и станут картину выбирать не как мебель, которую надо в квартире повесить, а подобно отношению к собаке или кошке — будто в твоей квартире появился жилец. Люди должны выбирать картину, с которой хочется жить.

Об образовании
В художественном рязанском училище имени Вагнера перестали учить рисовать. Мне больно на это смотреть. Кому помешал рисунок? Молодой человек приходит, и ему сразу предлагают абстракцию. А сделать живую, тёплую живопись — это рабский труд, жертвенный. Нас учили работать, а сейчас учат зарабатывать… В академии в первую очередь надо научить рисовать, изучить природу предмета, его психологию. А если я потом захочу заняться абстракцией, разве мне помешает умение рисовать?

О политике
Демократия равнодушна. Ну возьмите биологический организм. Кто согласится, чтобы вам каждые четыре года меняли голову? Это же ненормально. При монархии как было: если я царь, то меня с малых лет воспитывали и готовили. Я личной жизни был лишён. Николай II говорил про себя, что он«хозяин земли русской». А такой человек просто не может сбежать из страны. Неверующие этого не поймут. Это только президенты бегут и им плевать на всё.

О жизни
Возьмите сегодняшнее СМИ — это политика паразитизма, духовного порабощения. Девушка сегодня не может одеться самостоятельно. И одежда, и книги должны быть как у всех. Индивидуальность не в моде. Утюг включишь — там Пугачёва поёт… Цивилизация очень сильно шумит, и вместе с ней мы становимся как все. Для себя я давно решил, что в этом потоке информации остаться Ковригиным можно только в одном состоянии — в одиночестве.

О себе
Если художник не меняется, он перестаёт быть самим собой. Мы люди, и нам свойственно меняться… Как я понимаю мир, так его и изображаю. По-своему. И если найдутся люди, которые его почувствуют и примут, то, значит, я жил не зря.

Людмила Рубцова


Метки: Сергей Ковригин, искусство, Рязанский художественный музей, Рязанское художественное училище


Поиск

11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение

11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение

27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года

27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»

27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России

27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году

26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову

26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей

25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте

25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат

23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей

22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»

22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена

22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11

22.03.2024 10:10
Рязанцы до мая будут пользоваться платными парковками без оплаты

21.03.2024 16:07
Ростелеком и НОТА будут совместно продвигать цифровые продукты для бизнеса

21.03.2024 15:54
Аудиторы выявили в МУП «РМПТС» завышение стоимости работ на 156,5 миллиона рублей

21.03.2024 15:31
КСП Рязани отметила значительный рост муниципального долга

21.03.2024 14:35
Ростелеком: На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

14:25
В центре Рязани столкнулись автобус и легковушка

14:09
ФСБ в Рязанской области пресекла деятельность подпольных оружейников

14:02
В Рязани прооперировали женщину, которой отказали ведущие медцентры страны

12:57
Мэрия Рязани утвердила правила пользования платными парковками

12:50
Рязанские транспортные полицейские с поличным задержали распространителя «синтетики»

12:24
Житель сасовского села грозился убить брата «трезвым поленом»

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Март 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31