Одиночество |
17.01.2011 |
---|
В областном художественном музее состоялась долгожданная встреча: художник Сергей Ковригин устроил «раскадровку» работ своей последней выставки, которая открылась 28 декабря.
О выставке
— Мне хочется увидеть реакцию зрителя, — начал Сергей Ковригин. — Хотя графика очень условный и напряжённый вид творчества — её нужно рассматривать, а значит, зритель должен быть довольно внимателен. Если художник решается публиковать какую-то часть своего мира, то он, конечно, ждёт зрителя, который хотя бы постарается в него проникнуть. Всегда приятно встретить зрителя, который пришёл на выставку и как будто разговаривает с твоей картиной, находит вибрации, которые вызывают в нём внутренний диалог с этой работой. Главное нравственное качество картины в том, что она всегда молчит, а откликается только тогда, когда зритель этого хочет… У Тарковского как-то спросили: «Несёте ли вы ответственность за то, что делаете?». Он ответил: «50% — несу, остальное — отдаю». То есть важно, чтобы зритель сам работал, и я с этим полностью согласен. Думаю, что графика более всего соответствует этому пожеланию — если хочешь что-то увидеть, ты должен быть более внимателен. Ведь графика, как сама тишина, подробна.
В моём творчестве есть два этапа, но это как два этажа в этом музее — я не могу их соединить. В работах, что на втором этаже, я отдавал предпочтение голове. Сейчас прихожу к выводу, что от этого устаёшь. В этом зале есть даже моё профессиональное тщеславие. «Дорога домой» — на первом этаже — это сердечное состояние. Здесь больше вечности и человека. Творчество порой бывает интуитивно. Мы — художники — нагружены историей искусства. Вопрос профессионализма в том, настолько ты впитал художественный опыт, созданный до тебя. И чем больше в тебе этот опыт, тем больше ты профессионал. Но можно быть очень хорошим в профессии, а художником…
Об одиночестве
Я люблю одиночество. Но это не значит, что я не коммуникабельный и не люблю жизнь. Я просто понял, что мир (особенно сейчас — электронный мир) обваливается. Кругом всё шумит, я просто не способен сосредоточиться. Простите за такой пример, но срок беременности — девять месяцев, потому что такова природа. А произведение художника рождается иногда годами. Здесь сосредоточенность для меня — закон. Мне нравится работать подолгу.
Я выбрал офорт, потому что очень люблю живопись. Офорт — самая живописная техника в графике, она очень свободна, в ней огромное количество приёмов, можно добиваться различных эффектов, очень глубоких и редких. Офорт технически возник для тиража, но оказался мощным инструментом и очень самостоятельным. Я не могу работать, как сейчас говорят, в тусовке.
Об искусстве
Искусство — это молодость. Вдохновение очень похоже на радость ребёнка, который познаёт мир. Но если ко мне это детство возвращается, то я его вооружаю умом, возрастом, болью, знанием. Впрочем, остаться ребёнком не разрешает голова. Я был ребёнком, когда занимался абстрактными вещами. Но после двух-трёх опытов в живописи и рисунке, всё во мне как-то замолчало. Я вхожу в современные храмы (когда приезжаю в Италию), где стали писать современные католические картинки... Не то. Нам твердят «Европа, Европа»... Не хочу я европейского. У меня есть Россия, которую я очень люблю. Для меня искусство там, где для души, для глаз, для ушей. Искусство для меня — это одухотворение. Картина по статусу равна человеку. Если я подхожу к ней и она духовна, я в контакте с ней. Если этого не происходит, она для меня имеет только эстетические грани.
Дорога к Богу
— Вы шли к Богу всю свою жизнь, — раздался вопрос из зала. — Но в ранних работах больше Бога. В поздних — больше ума. А ведь вера — это путь.
— Я вот на внуков своих смотрю: у них в каждом движении Бог, — признался художник. — Они не думают ни о чём. Так и мы жили. Потом пришли в институт, и нам сразу стали говорить: «Вот это рязанский уровень, а вот это — европейский». Куда тут денешься? Поэтому в определённый момент я включил голову и стал ей доверять. Сейчас же надеюсь, что люди вернуться на круги своя и станут картину выбирать не как мебель, которую надо в квартире повесить, а подобно отношению к собаке или кошке — будто в твоей квартире появился жилец. Люди должны выбирать картину, с которой хочется жить.
Об образовании
В художественном рязанском училище имени Вагнера перестали учить рисовать. Мне больно на это смотреть. Кому помешал рисунок? Молодой человек приходит, и ему сразу предлагают абстракцию. А сделать живую, тёплую живопись — это рабский труд, жертвенный. Нас учили работать, а сейчас учат зарабатывать… В академии в первую очередь надо научить рисовать, изучить природу предмета, его психологию. А если я потом захочу заняться абстракцией, разве мне помешает умение рисовать?
О политике
Демократия равнодушна. Ну возьмите биологический организм. Кто согласится, чтобы вам каждые четыре года меняли голову? Это же ненормально. При монархии как было: если я царь, то меня с малых лет воспитывали и готовили. Я личной жизни был лишён. Николай II говорил про себя, что он«хозяин земли русской». А такой человек просто не может сбежать из страны. Неверующие этого не поймут. Это только президенты бегут и им плевать на всё.
О жизни
Возьмите сегодняшнее СМИ — это политика паразитизма, духовного порабощения. Девушка сегодня не может одеться самостоятельно. И одежда, и книги должны быть как у всех. Индивидуальность не в моде. Утюг включишь — там Пугачёва поёт… Цивилизация очень сильно шумит, и вместе с ней мы становимся как все. Для себя я давно решил, что в этом потоке информации остаться Ковригиным можно только в одном состоянии — в одиночестве.
О себе
Если художник не меняется, он перестаёт быть самим собой. Мы люди, и нам свойственно меняться… Как я понимаю мир, так его и изображаю. По-своему. И если найдутся люди, которые его почувствуют и примут, то, значит, я жил не зря.
Метки: Сергей Ковригин, искусство, Рязанский художественный музей, Рязанское художественное училище
14:36
Академия ФСИН России сделала заявление по поводу смерти студентки III курса
11:31
Рязанцам на театральном фестивале показали «Записки сумасшедшего»
23.11.2024 12:55
Рязанцы оценили комедию иллюзий нижегородского детского театра
22.11.2024 17:24
«Зелёный сад» строит новый участок дороги в Московском районе
22.11.2024 16:50
И.о. начальника управления энергетики и ЖКХ Рязани назначен Михаил Палачёв
22.11.2024 15:56
Объявлен новый тендер на строительство Южного обхода Рязани
22.11.2024 13:44
Рязанцы выступили против нового проекта застройки микрорайона в районе улицы Совхозной
22.11.2024 13:38
Рязанцы оценили «Приключения Ходжи Насреддина» в исполнении молодёжного театра из Уфы
22.11.2024 12:12
Рязанская область в 2023 году стала лидером по борьбе с нелегальными свалками
22.11.2024 10:53
Рязанским студентам планируют помогать с будущим трудоустройством
21.11.2024 17:58
В Генплан Рязани внесут изменения относительно участка в Дягилево
21.11.2024 15:37
Рязань занесена в Коллекцию брендов регионов России
21.11.2024 14:15
Объявлены тендеры на транспортировку мусора в Рязанской области за 2,7 миллиарда рублей
21.11.2024 12:34
Рязанцы оценили спектакль «Выше ноги от земли» театра драмы из Великого Новгорода
21.11.2024 10:22
В Рязанской области ветер усилится до 27 метров в секунду
20.11.2024 16:44
Рязань передаст в областную собственность спортплощадку на улице Зубковой
20.11.2024 15:35
«Зелёный сад» принял участие в ярмарке вакансий в Рязанском политехе
20.11.2024 14:09
В Пронском и Рязанском районах построят малоэтажные жилые комплексы
20.11.2024 12:54
Рязанцы оценили спектакль кемеровского театра «Земля Эльзы»
20.11.2024 10:48
Не стало рязанского баскетбольного тренера Юрия Панова
20.11.2024 10:02
Мэрия Рязани изымает участок под аварийным домом на улице Баженова
19.11.2024 17:04
Продажи квартир в посёлке «Новая Солотча» стартуют в ближайшее время
19.11.2024 15:08
В Рязани планируют делать операции на открытом сердце
19.11.2024 12:11
В Рязанском театре на Соборной провели фестиваль «Школьной классики»
19.11.2024 10:59
Рязанское УФАС признало незаконным продление мэрией города договора с ООО «Интерстрой»