В библиотеке имени Горького 4 декабря состоялось очередное заседание интерактивно-дискуссионного клуба «Улей». Обсуждался вопрос «Медиация как внесудебный способ разрешения споров: проблемы, трудности, решения». В дискуссии участвовали: заместитель министра региональной безопасности и контроля Рязанской области – начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей Михаил Филиппов, сотрудники министерства образования Рязанской области, министерства социальной защиты населения региона, представители комиссии по делам несовершеннолетних и их прав города Рязани, сотрудники областного и Арбитражного суда Рязанской области, студенты, школьники, преподаватели вузов и средних общеобразовательных учреждений города, а также профессиональные медиаторы Самир Гараев, Ирина Чемерикина.
С 1 января 2011 года в России вступил в силу Федеральный закон №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Одной из его основных целей является внедрение в практику альтернативных процедур урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица. Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Однако в нашем регионе этот закон не работает. Целью мероприятия стало обсуждение вопросов, связанных с необходимостью развития медиации в Рязанской области, плюсы и минусы данной процедуры, а также возможности обучения медиаторов в вузах.
Ирина Чемерикина, профессиональный медиатор Центра медиации и разрешения споров в Рязани: «Медиация — альтернативный метод разрешения споров при участии незаинтересованной стороны, в сжатые сроки помогает придти к разрешению спора. Процесс медиации основывается на добровольном согласии сторон. Участники спора сами вырабатывают решение спора».
Ирина Манина, исполняющий обязанности директора по развитию некоммерческого партнёрства «Национальная организация медиаторов», Москва, тренер-медиатор: «Медиация медленно, но распространяется. В 27 регионах России действуют Центры медиации. Основной принцип медиации — добровольность. Если человек выражает согласие в сотрудничестве, наиболее приемлемый вариант для разрешения спора — профессиональный медиатор. Хорошо зарекомендовала себя медиация в разрешении семейных споров».
Марина Лунина, руководитель аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: «В работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав мы используем медиацию. Используем понятие «семейная конференция». Нужно учиться, знать приёмы, методы в работе с детьми».
Михаил Филиппов, начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей: «Судейское сообщество было заинтересовано, чтобы как можно скорее был принят этот закон. В каком субъекте налажена система? Нужно перенять опыт для нашей области. Необходимо объединение усилий для получения положительных результатов, чтобы закон начал реализовываться».
Татьяна Семенченко, заместитель начальника главного управления ЗАГС по Рязанской области: «Главное управление ЗАГС по Рязанской области пять лет назад заключило негласный договор с Московским психолого-социальным институтом. Стали проводить бесплатные консультации для молодожёнов. В этом году почувствовали эффект -— расторжений браков стало на 100 меньше. Хотелось бы, чтобы медиация была на уровне».
Ирина Манина: «Закон хоть и является рамочным, но он дал возможность заговорить о медиации. У людей должна быть информация о существовании медиаторов, чтобы до обращения в суд они могли разрешить свои споры».
Самир Гараев, кандидат политических наук, руководитель Центра медиации и разрешения споров, Рязань: «Пытаясь отстаивать свои интересы, мы переходим на личности. Есть элемент непонимания между людьми. Поэтому нужно сегодня учить детей со школы самостоятельно разрешать свои споры. В наш регион многие инвесторы не идут, потому что все конфликты решаются в судах. А решения судов не всегда являются справедливыми».
Владимир Колдышев, начальник главного управления по труду и социальным вопросам Рязанской области: «Почему не принято, чтобы были отдельные офисы, в которых бы работали психологи. Я прихожу к психологу, он чувствует мою проблему. На стадии общения с психологом необходимо как раз урегулировать конфликты. Суд должен быть крайней инстанцией. Необходимо пропагандировать медиацию на конкретных примерах».
Ирина Манина: «Люди должны знать о такой возможности разрешения возникающих споров. Другой вопрос — как их информировать?».
Наталья Зотова, психолог средней школы №47 Рязани, ведущий специалист страховой компании «Оранта»: «До судов 90% дел не доходило бы, если бы была служба медиации. Очень важно обратить внимание на то, на сколько будет качественен и подготовлен медиатор».
Ирина Манина: «Существует Национальная организация медиаторов, где контролируют и координируют деятельность профессиональных медиаторов».
Самир Гараев: «Есть такой вариант снижения количества судебных споров — резко повысить стоимость государственной пошлины за подачу заявления в суд. Люди задумаются, стоит ли обращаться в суд».
Денис Жуков, представитель министерства социальной защиты населения и труда Рязанской области: «Возникает вопрос — как формируется и будет ли исполняться медиативное решение?».
Ирина Манина: «Медиативное решение формируется самими сторонами спора при помощи медиатора. Таким образом, стороны спора заинтересованы в исполнении достигнутого решения вопроса».
Самир Гараев, руководитель дискуссионного клуба
«Улей»: «Необходимо принять резолюцию по итогам заседания — направить обращение председателю Рязанского областного суда, Арбитражного суда Рязанской области, руководителям государственных органов, чтобы они информировали граждан и сотрудников о наличии в Рязанской области центра, в который они могут обратиться за помощью медиатора».