Мнение

Наталья


Царевна-лягушка

10.08.2022

В кинотеатре «Киномакс» рязанцам была представлена на прослушивание и просмотр опера классика французского барокко Жана-Филиппа Рамо «Платея» в постановке Оперы Гарнье (Париж). Впервые опера была поставлена в 1749 году по случаю свадьбы Людовика Фердинанда с Марией Терезией Испанской и представляла собой пародию на оперные традиции и композиторов XVIII века. Сюжет взят из древнегреческого мифа о Платее, обитательнице болота, которая правит царством лягушек и земноводных. Юпитер вступает с ней в фиктивный брак, чтобы заставить свою жену Юнону ревновать. На свадьбе Платею высмеивают за её уродство, и она возвращается в трясину своего болота, опозоренная и одинокая.

После долгого перерыва «Платея» была возобновлена в Парижской опере в конце ХХ века в постановке режиссёра Лорана Пелли, который оставил её в жанре комической оперы, но поводы для сатиры выбрал современные, благо их предостаточно в наше время. Итак, мы видим произведение из XVIII века, так талантливо переработанное, дополненное и плавно перетёкшее в век XXI, что зритель чувствует современность сюжета, можно сказать, взятого из жизни.

Режиссёр с самого начала сбивает зрителя с толку. В прологе мы видим на сцене многоярусные ряды мини-зрительного зала, куда стекается публика в современной одежде на просмотр какого-то действа. Среди них боги, тоже в современной одежде, мило беседующие между собой. Здесь и муза комедии красавица Талия, бог насмешки и злословия Мом, бог любви Амур, или, скорее, Амурша, в пиджаке, сексуально наброшенном на красное бикини. Билетёрши в форменной одежде помогают зрителям найти свои места и одновременно руководят хором.

 

На первом ряду импровизированного зрительного зала лежит молодой человек с бутылкой Hennessy в руке. Это древнегреческий поэт Феспис спит после ночной попойки. Боги и музы будят поэта, требуя написать комедию, «дабы исправить людские недостатки нашими весёлыми уроками» и одновременно высмеять в ней самих богов, если они того заслуживают. Вот в следующих трёх актах мы и видим плоды сочинения Фесписа.
 
Не очень молодая и, мягко сказать, не красавица, нимфа болот Платея воображает себя неотразимой и самой привлекательной и обаятельной. Этой наивностью болотной нимфы воспользовались боги, чтобы помочь любвеобильному Юпитеру, их начальнику, усмирить гнев ревнивой жены Юноны. Бог Меркурий сообщает Платее, что она очаровала самого Юпитера, и он хочет на ней жениться. Платея не верит своему счастью, понимая умом, что она не ровня верховному богу, но окружение уверяет её в искренности намерений Юпитера.

Платея поверила в себя, она погружена в мысли о собственном величии. До последней сцены она уверена, что божественная любовь к ней и восхищение окружающих — всерьёз и надолго. И вот мнимая свадьба. Как и было задумано, в самый ответственный момент появляется разъярённая Юнона (кстати, с охотничьим ружьём) и срывает фату с невесты. Увидев уродство Платеи, Юнона понимает, что это была шутка, прощает Юпитера и удаляется с ним на Олимп. И вот тут становится совсем не смешно. Униженная и опозоренная Платея мечется в отчаянии и, под улюлюканье толпы, ещё недавно славящей её, прячется в свою трясину, из которой, к сожалению, ей так и не удалось выбраться.

Чуть ли не главным персонажем режиссёр вывел аллегорическую фигуру Вздорность, которая эффектно ликует в финале. Вздорность носит платье, сшитое из нотных листов, и всякий раз, исполняя весёлые дивертисменты, отрывает кусочек от платья и поёт его. Дирижёр Марк Минковски — тоже действующее лицо, его постоянно вовлекают в процесс, когда приходится на время уступать своё место за пультом вначале Вздорности, а потом и одному из земноводных.

 

В опере нет положительных героев, все персонажи — отрицательные. Юпитер и окружающие его подхалимы использовали Платею в корыстных целях. А Платея согласилась на сомнительный брак без любви только для того, чтобы исполнилась мечта всей её жизни — выбраться из болотной трясины, но это ведь тоже корыстное побуждение. Кто из них более отрицательный — решать зрителю. В этой истории Рамо хотел высмеять не внешнее уродство Платеи, а уродство её души. А боги, получается, вроде как бы и ни при чём. Опять же право зрителя — соглашаться или нет с композитором XVIII века. Но, по моему мнению, осмеянная Платея, являясь жертвой проделок богов, выглядит духовно привлекательней, чем бессердечные издевательства высшего света.

Платея жаждет любви, и могла бы быть любима и счастлива, но только в своём окружении, с речными богами, а она мечтала о принце. В итоге Платее указали на её место в иерархии, чтобы впредь не засматривалась на небожителей. Все костюмы являются характеристикой образа, по ним видно различие сословий. Юпитер, Юнона и Меркурий выглядят как поп-звёзды, в сверкающих одеждах. Боги и музы рангом пониже — в менее искрящейся. А вот Платея и её гости из болота — в скромных одеяниях зелёных оттенков.

Получилась сказка, но какая-то не добрая, с несчастливым концом, хотя достаточно юморная. Наверное, «Платею» можно считать предвестницей сказки о Золушке и сказки о Царевне-лягушке, которые появились намного позднее.

Постановка восхитительная, яркая, необычная, не громоздкая, в ней много чего происходит, со множеством хореографических номеров. Музыка очень эмоциональная, здесь и раскаты грома, и кваканье лягушек. Сейчас бы мы назвали такую постановку мюзиклом, но для XVIII века — это всё же опера. «Платея» — не самое исполняемое произведение на сценических подмостках, поэтому не стоит упускать возможность посмотреть на большом экране запись трансляции с реального живого представления. Исполнение оперы ведётся на французском языке с русскими субтитрами.

Даже если вы думаете, что вам не нравится опера, попробуйте «Платею». Следите за анонсами, наверняка будут повторы.



Метки: «Киномакс», опера



Поиск

20:40
Рязанский штаб ОНФ открыл центр по вопросам незаконной мобилизации

14:00
Рязанский омбудсмен по правам человека не получала жалоб на незаконную мобилизацию

11:17
Рязанские ЗАГСы поженят мобилизованных граждан в срочном порядке

24.09.2022 16:47
Стал известен новый состав правительства Рязанской области

23.09.2022 17:37
Россельхозбанк оценивает потенциал инвестиций в развитие аквакультуры в 60 миллиардов рублей

23.09.2022 16:59
В Рязанской области МТС закрыла последнее «белое пятно» для пассажиров поездов «Москва – Сочи»

23.09.2022 16:27
На хлебозаводе №3 Рязани планируют ремонт линии производства за 1,9 миллиона рублей

23.09.2022 16:12
Дмитрий Филиппов не вошёл в число зампредов нового правительства Рязанской области

23.09.2022 15:54
Министр строительства Рязанской области Вячеслав Меньшов ушёл с поста

23.09.2022 14:36
Антон Дроздов: «Меры поддержки бизнеса необходимо переориентировать на инвестиционные инструменты»

23.09.2022 11:21
Торговые ряды на улице Краснорядской благоустроят за 25,5 миллиона рублей

23.09.2022 09:38
Рязанские фотографы показали, какими видят своих друзей

22.09.2022 20:20
Из Рязанской области мобилизуют 3000 человек

22.09.2022 16:56
Министр труда Рязанской области Валерий Емец покинул пост

22.09.2022 16:35
Елена Сорокина пояснила, кто сможет учиться в новой школе в Кальном

22.09.2022 15:16
Рейтинг районов Рязанской области ещё не составлен

22.09.2022 14:45
Рязанцы увидят в онлайне реальную историю об успешных моделях «серебряного возраста»

22.09.2022 12:53
В рязанской мэрии отметили высокую востребованность «блошиного рынка»

22.09.2022 11:48
ПСБ: Эксперты банка опубликовали аналитику на 22 сентября

22.09.2022 10:55
Мэрия Рязани обратилась в правоохранительные органы из-за уничтожения деревьев в Восточном промузле

21.09.2022 18:45
Николай Любимов стал сенатором от правительства Рязанской области

21.09.2022 18:33
Павел Малков стал секретарём рязанского отделения партии «Единая Россиия»

21.09.2022 16:38
Ростелеком: Компания обеспечила технологическую независимость цифровых сервисов для населения

21.09.2022 16:11
Гендиректор Пироговского центра Олег Карпов поздравил Павла Малкова со вступлением в должность

21.09.2022 15:14
В Рязанской области отменили ограничения на охоту

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Сентябрь 2022   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30