![]() |
Наталья РубцоваЦаревна-лягушка |
10.08.2022 |
|---|
После долгого перерыва «Платея» была возобновлена в Парижской опере в конце ХХ века в постановке режиссёра Лорана Пелли, который оставил её в жанре комической оперы, но поводы для сатиры выбрал современные, благо их предостаточно в наше время. Итак, мы видим произведение из XVIII века, так талантливо переработанное, дополненное и плавно перетёкшее в век XXI, что зритель чувствует современность сюжета, можно сказать, взятого из жизни.
Режиссёр с самого начала сбивает зрителя с толку. В прологе мы видим на сцене многоярусные ряды мини-зрительного зала, куда стекается публика в современной одежде на просмотр какого-то действа. Среди них боги, тоже в современной одежде, мило беседующие между собой. Здесь и муза комедии красавица Талия, бог насмешки и злословия Мом, бог любви Амур, или, скорее, Амурша, в пиджаке, сексуально наброшенном на красное бикини. Билетёрши в форменной одежде помогают зрителям найти свои места и одновременно руководят хором.
На первом ряду импровизированного зрительного зала лежит молодой человек с бутылкой Hennessy в руке. Это древнегреческий поэт Феспис спит после ночной попойки. Боги и музы будят поэта, требуя написать комедию, «дабы исправить людские недостатки нашими весёлыми уроками» и одновременно высмеять в ней самих богов, если они того заслуживают. Вот в следующих трёх актах мы и видим плоды сочинения Фесписа.
Не очень молодая и, мягко сказать, не красавица, нимфа болот Платея воображает себя неотразимой и самой привлекательной и обаятельной. Этой наивностью болотной нимфы воспользовались боги, чтобы помочь любвеобильному Юпитеру, их начальнику, усмирить гнев ревнивой жены Юноны. Бог Меркурий сообщает Платее, что она очаровала самого Юпитера, и он хочет на ней жениться. Платея не верит своему счастью, понимая умом, что она не ровня верховному богу, но окружение уверяет её в искренности намерений Юпитера.
Платея поверила в себя, она погружена в мысли о собственном величии. До последней сцены она уверена, что божественная любовь к ней и восхищение окружающих — всерьёз и надолго. И вот мнимая свадьба. Как и было задумано, в самый ответственный момент появляется разъярённая Юнона (кстати, с охотничьим ружьём) и срывает фату с невесты. Увидев уродство Платеи, Юнона понимает, что это была шутка, прощает Юпитера и удаляется с ним на Олимп. И вот тут становится совсем не смешно. Униженная и опозоренная Платея мечется в отчаянии и, под улюлюканье толпы, ещё недавно славящей её, прячется в свою трясину, из которой, к сожалению, ей так и не удалось выбраться.
Чуть ли не главным персонажем режиссёр вывел аллегорическую фигуру Вздорность, которая эффектно ликует в финале. Вздорность носит платье, сшитое из нотных листов, и всякий раз, исполняя весёлые дивертисменты, отрывает кусочек от платья и поёт его. Дирижёр Марк Минковски — тоже действующее лицо, его постоянно вовлекают в процесс, когда приходится на время уступать своё место за пультом вначале Вздорности, а потом и одному из земноводных.
В опере нет положительных героев, все персонажи — отрицательные. Юпитер и окружающие его подхалимы использовали Платею в корыстных целях. А Платея согласилась на сомнительный брак без любви только для того, чтобы исполнилась мечта всей её жизни — выбраться из болотной трясины, но это ведь тоже корыстное побуждение. Кто из них более отрицательный — решать зрителю. В этой истории Рамо хотел высмеять не внешнее уродство Платеи, а уродство её души. А боги, получается, вроде как бы и ни при чём. Опять же право зрителя — соглашаться или нет с композитором XVIII века. Но, по моему мнению, осмеянная Платея, являясь жертвой проделок богов, выглядит духовно привлекательней, чем бессердечные издевательства высшего света.
Платея жаждет любви, и могла бы быть любима и счастлива, но только в своём окружении, с речными богами, а она мечтала о принце. В итоге Платее указали на её место в иерархии, чтобы впредь не засматривалась на небожителей. Все костюмы являются характеристикой образа, по ним видно различие сословий. Юпитер, Юнона и Меркурий выглядят как поп-звёзды, в сверкающих одеждах. Боги и музы рангом пониже — в менее искрящейся. А вот Платея и её гости из болота — в скромных одеяниях зелёных оттенков.
Получилась сказка, но какая-то не добрая, с несчастливым концом, хотя достаточно юморная. Наверное, «Платею» можно считать предвестницей сказки о Золушке и сказки о Царевне-лягушке, которые появились намного позднее.
Постановка восхитительная, яркая, необычная, не громоздкая, в ней много чего происходит, со множеством хореографических номеров. Музыка очень эмоциональная, здесь и раскаты грома, и кваканье лягушек. Сейчас бы мы назвали такую постановку мюзиклом, но для XVIII века — это всё же опера. «Платея» — не самое исполняемое произведение на сценических подмостках, поэтому не стоит упускать возможность посмотреть на большом экране запись трансляции с реального живого представления. Исполнение оперы ведётся на французском языке с русскими субтитрами.
Даже если вы думаете, что вам не нравится опера, попробуйте «Платею». Следите за анонсами, наверняка будут повторы.
Метки: «Киномакс», опера
12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика
05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова
05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров
05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа
04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья
04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны
04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому
04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла
04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками
03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре
03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности
03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать
03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте
02.12.2025 17:46
В Рязани выставили на продажу трикотажное производство
02.12.2025 14:38
Галерея Летнего клуба Благородного собрания в Рязани грозила обрушиться без реставрации
02.12.2025 11:55
Рязанский филиал МГИК рассчитывает получить средства на ремонт здания в 2026 году
01.12.2025 16:16
В рязанском минтрансе рассказали о планах ремонта дороги в Дядьково
01.12.2025 15:28
«Зелёный сад – наш дом» наградил лучших в мире спортсменов-джитсеров
12:23
Рязанки выступили на «Большом шлеме Токио» по дзюдо
11:42
Две трети ипотечных кредитов рязанцы берут на новостройки
11:21
В Кадомском районе пьяный водитель без прав насмерть сбил взрослого и ребёнка
11:10
Рязанцы обнаружили убитую лосем волчицу в мещёрском лесу
10:58
В Рязанской области завершился первый этап второго потока программы «СВОй бизнес»
10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины







