На равных со зрителем |
17.10.2012 |
|---|
Театр на Соборной празднует двойной юбилей
Отметим, что в нынешнем году прославленный театр, на сцене которого в разное время блистали выдающиеся актёры, празднует двойной юбилей. 75-й театральный сезон совпал со 150-летней годовщиной со дня открытия здания театра. О сегодняшнем и завтрашнем дне одного из старейших рязанских театров мы беседуем с его художественным руководителем Мариной Есениной.
Предсезонное настроение
- Марина Викторовна, вы возглавили театр в июле этого года, и это первый опыт работы известного театрального режиссера Есениной в качестве художественного руководителя. Не трудно ли было для вас, творческого человека, с головой окунуться в организационно-хозяйственную деятельность?
- Не стану скрывать, первые дни во всей этой круговерти ловила себя на мысли, что только и думаю о том, как бы поскорее вернуться в репетиционный процесс. Потому что только в зале, вместе с актерами, я отдыхаю душой… Но, в конце концов, не боги горшки обжигают… Главное для художественного руководителя - это желание воплотить своё видение очага культуры. Тем ответственнее и почётнее эта задача, когда судьба даёт шанс исполнить её в театре с такой славной историей.
- С каким настроением открываете юбилейный театральный сезон? Какие планы должны воплотиться в жизнь уже в обозримом будущем?
- Настроение - оптимистичное. На этот сезон задачи стоят, быть может, скромные, но решить их необходимо, чтобы двигаться дальше. Прежде всего, в театре нужно создать благоприятные финансовые условия, сформировать крепкую материально-техническую базу. Такую, чтобы штатные и приглашенные актёры думали не о хлебе насущном, а могли полностью отдавать себя творчеству. Так что будем постепенно приводить театральное хозяйство в порядок… А там уже не за горами момент, когда придёт время для реконструкции здания Театра на Соборной.
В конце ноября детская аудитория сможет увидеть новый спектакль «Царевна-лягушка». На вторую половину сезона готовим спектакль по пьесе отечественного драматурга Виктора Ольшанского «Тринадцатая звезда», адресованный подростковой публике. Позднее придёт время и для постановок по Островскому, Шекспиру, но пока хотелось бы говорить о конкретных, выполнимых планах, а не заниматься прожектёрством.
- За время своей работы в Театре на Соборной какие «козыри» вы увидели в его потенциале?
- Самая сильная сторона этого театра - его коллектив. В людях, которые работают здесь, есть уважение к себе и к своим коллегам по цеху, а это чрезвычайно важно. Ни разу за всё время моей работы я не сталкивалась с конфликтами. Возможно, причина этого - в постоянном общении коллектива театра с детьми, и эта самая детская доброта и непосредственность передаются в какой-то мере и взрослым…
- В желании увлечь подростка у театра есть сегодня серьёзный конкурент. При наличии доступа в Интернет ребенку вовсе не нужно предпринимать усилий, чтобы увидеть или узнать что-либо. В театр же следует для начала хотя бы прийти… Как в этих условиях вы завоёвываете юного зрителя?
- Эта проблема касается не только подростков, но и взрослых. К счастью, у нас пока в зрителях недостатка нет. Однако при том, что есть думающие, неравнодушные дети, которые идут в театр не по «разнарядке» от школы, а по собственному желанию, для немалого количества подростков в возрасте от 13 до 16 лет театр действительно мало интересен. Да и сами мы, взрослые, честно говоря, слабо понимаем, что же представляет собой подросток. И когда он оказывается в театре, то остаётся безразличен к происходящему на сцене, потому что видит - это не про него…
- Но есть же что-то, что способно пробуждать эмоциональный отклик у каждого подростка?
- Подростки, как бы нелицеприятно это ни звучало, живо реагируют, когда видят на сцене отображение детской жестокости. Разумеется, это не значит, что театр должен идти на поводу у такой эмоциональной реакции. Наша задача - не просто констатировать проблему, и уж тем более недопустимо спекулировать на ней. Нужно разобраться в её причинах. Одна из причин очевидна - это желание уйти от одиночества. Отсюда же проистекает и внешняя агрессия и желание замкнуться в интернет-пространстве, предпочтя ему реальный мир.
Вместе с тем, подростку становится интересно, когда о его проблемах с ним со сцены говорят на равных. Не поучая, мол, «так-то поступать можно, а так-то нельзя»: такое лицемерие дети чувствуют мгновенно. И в то же время, не потакая ему, желая пробудить его интерес любыми средствами. Эта грань очень тонкая.
- И как же на ней удержаться?
- Важно ощущение внутренней правдивости того, что ты делаешь. Но усилий только с нашей стороны, чтобы привить подростку стремление к культуре, недостаточно. И уже сейчас мы беремся за разработку большого проекта, который мог бы объединить многих людей: деятелей театра, драматургов, педагогов, самих подростков… Не открывая всех подробностей, скажу только, что на базе Театра для детей и молодёжи могла бы быть создана экспериментальная творческая лаборатория, в условиях которой, работая бок о бок, мы, возможно, сумели бы найти ответы на некоторые из крайне непростых вопросов.
Так могла бы формироваться хорошая драматургия для подросткового зрителя, которой сегодня в России очень мало. И мы, со своей стороны, готовы были бы охватить тех подростков, которые пока ещё находятся на очень большом удалении от культурного самовоспитания, включая детей из неблагополучных семей, подростков, пребывающих в местах лишения свободы для несовершеннолетних. И пусть нам удастся привить стремление к прекрасному далеко не всем. Но если мы сумеем изменить жизнь хотя бы нескольких человек - это уже будет большое дело…
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие
17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле
17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»
17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку
17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт
17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники
17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам
17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения
17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера
16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С
16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года
16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной
16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина
15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»
15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»
15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области
15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн
15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения









