По сводам |
28.01.2013 |
---|

Дмитрий Филиппов
Рязанская библиография пополнилась на днях новым изданием «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область». Этот выдающийся труд — настоящий прорыв в рязанском регионоведении.
Том, посвящённый Рязанской области, входит в масштабный проект, стремящийся к исчерпывающе полному описанию российского архитектурного наследия. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства Российской Федерации» —
— Работа над «Сводом памятников архитектуры и монументального искусства России» началась ещё в советские времена. На рубеже 1980-1990 годов финансирование этого проекта было приостановлено — а к тому времени было проведено только предварительное обследование регионов. Финансирование возобновилось лишь в середине девяностых, а в 2001 году началось активное сотрудничество Государственного института искусствознания и Рязанского архива. Задача «Свода» — не просто зафиксировать всё архитектурное и монументальное наследие региона, но также дать научное описание и искусствоведческий анализ памятников. Понятие памятника в данном случае довольно широкое — это любой объект, который несёт в себе историко-культурную, архитектурную значимость, представляет интерес с точки зрения искусствоведения. Это не обязательно должны быть первоклассные произведения на уровне, например, шехтелевских Кириц, достойны внимания и те, которые в большей степени характерны для провинции. Как известно, Россия — это далеко не только «Москва златоглавая» и «блистательный Санкт-Петербург», а архитектурное наследие Рязанской области, как, впрочем, и любого другого региона, — лишь капля в море особой и самобытной русской провинциальной архитектуры, к сожалению, мало исследованной. Конечно, в провинции встречаются образцы архитектуры, достойные столиц, но зачастую пренебрежительное отношение к провинциальному архитектурному наследию приводит к тому, что оно уничтожается. Не знаю, смогут ли специальные исследования и издание «Свода» остановить тот откровенный вандализм, который сегодня творится по всей России. Пожалуй, основная задача «Свода» — описать, зафиксировать то, что ещё сохранилось. По своему характеру «Свод» — издание энциклопедическое, построенное по определённой схеме. Так, первая часть тома, посвящённого Рязанской области, состоит из вступительной статьи, в которой рассматривается развитие архитекторы края, начиная со средневековья и до современности, очерка об архитектурно-градостроительной истории Рязани и из статей о памятниках областного центра. На каждый памятник (архитектуры или монументального искусства) даётся небольшая статья, включающая краткую историческую справку, этапы строительной истории, характеристика объекта с подробным описанием его особенностей, архитектурных деталей, а также оценку значимости памятника для истории и культуры региона. В каждой статье указан адрес объекта, даны фотографии здания (исторические и современные), а иногда и его интерьеров.
— Вы писали вступительную градостроительную статью о Рязани?
— Да, на мою долю выпала основная работа над архитектурно-градостроительным очерком, но написан он был в соавторстве. Часть очерка, охватывающая IX-XVII века, написана совместно с кандидатом исторических наук, сотрудником Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» Ириной Кусовой, а часть, посвящённая XX веку, подготовлена кандидатом искусствоведения, ведущим научным сотрудником Института искусствознания Министерства культуры РФ Екатериной Шорбан. Работа над «Сводом» предполагает наряду с полевыми исследованиями — экспедициями по обследованию территории, выявлению памятников, их обмеру и описанию, большую работу по сбору исторических материалов по тем же памятникам в библиотеках, музеях. Получилось так, что, будучи работником архива, мне пришлось взять на себя и большую часть работы по выявлению и сбору архивного материала для «Свода» по фондам Госархива Рязанской области. Это была непростая, но очень интересная работа. Погружение в исторический материал, его осмысление позволили сделать некоторые пусть небольшие, но вполне достойные открытия. Так, после долгого «созерцания», подкреплённого документальными сведениями, стал гораздо понятнее и в некотором смысле ожил регулярный план Рязани конца XVIII века. Это было удивительное ощущения, когда, проходя по улицам знакомого с детства города, ты вдруг в какой-то момент понимаешь, почему именно так, а не иначе были проложены те или иные улицы, чем руководствовались авторы плана города, проектируя те или иные постройки или целые комплексы зданий именно в том месте, где они поставлены, прочитываются, становятся понятны задуманные проектировщиками панорамные и перспективные городские виды. Трудно сказать, насколько авторы градостроительного плана екатерининской эпохи руководствовались визуальными, эстетическими моментами, но — наверняка руководствовались, потому что градостроительство и проектирование конца XVIII века было основано на определённых принципах. С одной стороны, это рационалистическое видение мира и соответствующая организация городского пространства, с другой — традиционные для русского города градостроительные подходы, когда ландшафты, окружающие место проживания человека, включаются в его жилое пространство, становятся его неразрывной частью. Так, для жителей Переяславля-Рязанского, а затем и Рязани их дома, улицы, на которых они жили, и луга вдоль Оки и Трубежа были единым пространством. Выходя из дома, житель той Рязани попадал в сад, из сада он видел купола Успенского собора, идя к собору, он выходил на кремлёвский холм, откуда открывался бесконечный простор окской поймы до мещёрских боров на горизонте. Произвольно или подсознательно, но все эти особенности были в плане застройки города XVIII века учтены. Рационалистично организованный город и окрестная природная среда в итоге составляли единое целое. Но ведь всё это значимо для человека любого времени, любой эпохи. Именно во время работы над очерком градостроительной истории Рязани эти моменты стали вдруг проявляться, город стал «оживать», открываться с новой стороны. Было ощущение, что словно сквозь современную многоэтажную застройку вдруг проступают контуры и очертания сначала старинных слобод Переяславля-Рязанского, затем образы губернской Рязани разных эпох — как исторических, так и архитектурных.
— Вышедший в свет «Свод» — это ведь первый том, охватывающий только памятники областного центра. А сколько всего томов предусмотрено?
— Всё зависит от того, какое количество объектов историко-архитектурного, историко-культурного наследия сохранилось на территории региона. На сегодняшний день в Рязанской области имеется 848 объектов культурного наследия — как поставленных на учёт и охрану, так и вновь выявленных. В 900-страничном томе «Свода» описаны памятники только Рязани. Сейчас идёт работа над вторым томом, в котором будут представлены памятники районов области в алфавитном порядке. Предполагается, что часть «Свода, посвящённая архитектурному наследию Рязанской области, будет состоять из четырёх томов. Во всяком случае, так запланировано. Как пойдут дела на практике, покажет время.
— А какие именно памятники описаны в «Своде»? Только те, что сохранились до наших дней?
— Поскольку последние годы для архитектурного наследия Рязани совершенно катастрофические, получалось так, что пока статьи для «Свода» редактировались, дорабатывались, многие памятники утрачивались. Таких примеров сколько угодно, но принцип был такой, что, в первую очередь, в «Свод» вошли сохранившиеся объекты и те снесённые, которые представляли явный интерес. И даже те объекты, которые были утрачены ещё в дореволюционное время, если есть по ним некая информация, то они представлены либо во введении, либо в градостроительной статье. Исключить такие объекты нельзя, так как они — часть истории развития всего городского пространства. Так, например, историческая застройка по улицам Полонского или Урицкого снесена практически полностью. Там старых зданий осталось буквально 2-3. Но несмотря на это, в обобщающих статьях по данным улицам дана история их застройки и фотографии конца 1970 годов, отражающие исторический облик улиц, сохранявшийся вплоть до конца XX века. В Рязани ещё сохранились дома, облик которых были настолько обезображен в течение десятилетий, что в них теперь очень трудно разглядеть памятники архитектуры. Именно такими домами была до недавнего времени застроена улица Радищева, сейчас также почти полностью снесённая. А между тем, там имелись памятники середины и даже первой половины XIX века. Но в 1960-1970 годы при проведении ремонтов деревянных домов с них сняли весь обветшавший декор, но на аналогичный не заменили. Обшили бревенчатые срубы тёсом, и получились обыкновенные деревянные коробки с прямоугольными проёмами окон без каких-либо украшений, иногда с надстроенным этажом и пристройками по бокам и во дворе. Распознать в таком баракообразном строении дом эпохи классицизма стало просто невозможно. Иногда бывает, что с улицы здание из себя ничего не представляет, а со двора обнаруживаются сохранившиеся элементы первоначального декора. Например, на улице Салтыкова-Щедрина сохранились дома, у которых главные фасады оформлены деревянной резьбой, характерной для конца XIX века, а на боковых и дворовых фасадах сохранились деревянные наличники, характерные для эпохи позднего классицизма. То есть мы можем сказать, что здание было построено в первой половине XIX века, неоднократно перестраивалось, перелицовывалось и в итоге — фасада у него облик конца XIX столетия с достаточно богатой резьбой, а со двора — строгий декор классицистического дома. Как и во многих других городах, в Рязани жертвами бульдозера стали, в первую очередь, деревянные классицистические постройки — в силу простоты и строгости своего убранства. Сначала был утрачен сдержанный и лаконичный классицистский декор, а затем здание просто теряло всякую привлекательность. Ведь расхожее мнение таково, что красиво — это значит резные петухи, «полотенца», теремки, башенки и прочее. А когда дом имеет строгие формы и несёт в себе чистоту стиля, причём именно ту, которая была характерна для начала XIX века, любители теремков этого не воспринимают. А между тем, именно в разнообразии архитектурных стилей, самобытно осмысленных и воплощённых в местных памятниках, во многом и заключается колорит, особенности, неповторимость и уникальность исторического облика российских городов. Впрочем, мы ведём речь не об обывательских критериях красоты. Достоинства памятника иной могут быть настолько неявны, что требуется серьёзная профессиональная экспертиза для принятия решения о постановке его на охрану. В своё время в Рязани стремительно и успешно был снесён дом №33 по улице Радищева — один из последних классицистических домов в городе. Мгновенно раскатали по брёвнышку. На государственный учёт как памятник дом не был поставлен, причём с формулировкой, что он не имеет внятных оснований для постановки на учёт. Какие ещё внятные основания, когда пальцев одной руки хватит, чтобы посчитать дома этой эпохи в городе!
— Кто же вынес такой вердикт?
—
— Тем не менее наконец-то появилась книга, в которой описан каждый старый дом Рязани. Это не может пройти бесследно, такой масштабный труд наверняка заставит многих рязанцев обратить внимание на свою среду обитания, на её историческую ценность и понять, в конце концов, что город с такой богатой историей достоин любви и уважения.
— Дело в том, живём ли мы в городской среде, которая насыщена объектами, связывающими нас сегодняшних с Рязанью многовековой давности? Почему-то никому в голову не приходит сказать: а давайте мы Успенский собор разберём на кирпич! Хотя такое решение принималось в начале XIX века, но тогда почему-то у жителей города возникла мысль, что надо этот яркий, интересный, древний собор сохранить — как ценность, как память, как красоту. Город не решился лишить себя красоты, и ремонт был проведён на частные средства. А сегодня Успенский собор — визитная карточка Рязани, правда со всех сторон зажатый и загороженный новостройками. Сегодня речь идёт не только о сохранении того или иного памятника. Говорить надо о необходимости разумного, щадящего, мудрого, если угодно, отношения к городской среде — среде нашего обитания. Выход этого издания — это своего рода призыв к такому подходу, адресованный и властям, и потенциальным застройщикам, и нам, горожанам. Город — наш дом, а отношение к собственному дому — одно из проявлений самоуважения, цивилизованности. Однако в нашей ситуации существует опасность обратного эффекта от выхода «Свода», как бы дико это не прозвучало. У кого-то может возникнуть соблазн ускоренного избавления от памятников, поскольку их охранный статус зачастую мало кого интересует. А нет памятника — нет и проблемы. Как бы это ни прозвучало, я прихожу к выводу, что «Свод» — это вторая после альбома-каталога «Рязань в фотографиях XIX – первой трети XX века», подготовленного совместно с Еленой Чумичёвой, надгробная плита городу Рязани. Той Рязани, исторической, которая уже потеряна, и точку невозврата мы на этом печальном пути прошли. Города, который даже мне был знаком каких-то 20 лет назад, уже нет. И его невозможно ни вернуть, ни восстановить в каких-то виртуальных проектах, — это ушедшая реальность. Остался только город-фантом — на фотографиях и в текстах исторических публикаций.
— Где можно приобрести книгу?
— Это самый интересный вопрос, потому что, думаю, приобрести её можно, как это ни парадоксально, только в Москве, в магазинах издательства «Индрик» или через интернет. В Рязани, насколько мне известно, продаж нет и, наверное, не будет. Часть тиража, находящаяся в распоряжении Министерства культуры и туризма Рязанской области, издана на бюджетные средства, а это предполагает распространение по библиотекам, по учреждениям, которые заинтересованы в получении этого издания. Печально то, что интерес есть и есть люди, которые хотели бы купить книгу, но… получается именно так. Средства на издание изыскивались в течение двух лет. Министерство культуры РФ финансирует экспедиционную, исследовательскую работу, работу по подготовке материалов «Свода», то есть всю допечатную часть, а вот средства на издание не выделяются, их надо искать дополнительно. Конечно, хорошо, что Рязанская область нашла возможность профинансировать издание тиража, но обидно то, что широкой публике книга окажется фактически недоступной. Однако Государственный институт искусствознания планирует подготовить интернет-ресурс, где были бы представлены электронные версии не только Рязанского, но и других областных томов «Свода». Возможно, это будет выходом из сложившейся ситуации.

Презентация книги состоялась 25 января в Москве. В Рязани она запланирована на февраль 2013 года.

Метки: история, архитектура, Дмитрий Филиппов
20.05.2025 16:59
В Рязани начал работу окружной форум «Семья на первом месте»
20.05.2025 14:52
Дом по улице 8-го Марта в Рязани признали аварийным
20.05.2025 12:15
В Рязани главный конструктор может получать от 200 тысяч рублей
20.05.2025 10:57
К юбилею Есенина в Константиново из Рязани обещают организовать специальный автобус
20.05.2025 10:17
Минприроды сообщило о превышениях ПДК сероводорода в воздухе Рязани
19.05.2025 17:41
Объявлен тендер на капремонт системы пожарной безопасности в Рязанской ОКБ
19.05.2025 16:58
BOOM Kids приглашает в «Летний клуб»
19.05.2025 12:48
«Ростелеком» расширяет доступность VoLTE в российских регионах
19.05.2025 12:25
В Рыбном создадут концепцию маршрута набережной Вожи
19.05.2025 10:24
Юношеская сборная России по тхэквондо в ОАЭ под руководством рязанца показала исторический результат
17.05.2025 13:02
Рязанцев приглашают на выставку керамики, навеянной смыслами японских хокку
17.05.2025 11:10
В Рязани открылась выставка к 110-летию Константина Симонова
17.05.2025 09:38
Рязанцев приглашают на «Ночь музеев»
16.05.2025 17:38
В Рязани бывший вице-губернатор Игорь Греков признан виновным в получении взяток и мошенничестве
16.05.2025 15:56
Спортшкола «Айсберг» вошла в состав хоккейного клуба «Рязань-ВДВ»
16.05.2025 14:19
Рязанский регион получит ещё почти 500 миллионов рублей на объекты сферы образования
16.05.2025 12:08
Рязанцев приглашают на «Игру в пятнашки»
16.05.2025 10:57
С начала года животные покусали более 150 юных рязанцев
16.05.2025 09:26
В Рязанском кремле открылась выставка «Молодогвардейцы Век XX – век XXI»
15.05.2025 20:04
Для Рязани закупят 20 автобусов среднего класса
15.05.2025 18:37
В Рязани началось выездное заседание Российского Союза строителей
15.05.2025 16:30
В Рязани объявлен конкурс на лучший проект «Монумента Памяти и Славы участникам СВО»
15.05.2025 15:42
На строительство крытого катка под Скопином потратят 610 миллионов рублей
15.05.2025 14:16
В Рязани появилась карта по архитектуре советского модернизма
15.05.2025 11:39
Ректор Рязанского института развития образования Андрей Кашаев уходит с поста