Электронный проезд: трудности перехода |
12.06.2013 |
---|

После длительной подготовки в рязанских автобусах и троллейбусах была внедрена электронная система оплаты проезда.
Первый блин
Вкратце напомним основные нововведения. В январе кондукторы общественного транспорта были оснащены специальными терминалами, которые считывали информацию с электронной карты. В течение трех месяцев — января, февраля и марта — отлаживалось оборудование. Сначала новые проездные получили школьники и студенты. Первого февраля эти проездные должны были пройти активацию. Но и на самом начальном этапе не обошлось без сбоев. Как известно, первый блин всегда комом. Организация, поставившая оборудование в муниципалитет, в ночь с 31 января на 1 февраля без предупреждения внесла изменения в программу учета проезда, и предъявляемые в феврале проездные автоматически активировались на март. В результате школьникам и студентам пришлось по старинке платить монетами, имея на руках проездной. В начале февраля в администрацию поступало много обращений по поводу того, что проездные не работают. К счастью, это недоразумение удалось оперативно устранить.
Новая система приживалась, надо сказать, со скрипом. Да и сегодня пока рано говорить о том, что все трудности позади. В частности, не льготные категории граждан продолжают расплачиваться наличными. Основные неудобства испытывают кондукторы. К концу рабочей смены сумки становятся очень тяжелыми от мелких монет, а терминалы, которые они носят, тоже добавляют веса.
Возникает логичный вопрос: зачем все это нужно? Замысел городской администрации таков: учет количества поездок, совершаемых льготными категориями пассажиров, с целью контроля за выделением городских и областных бюджетных компенсаций муниципальным транспортным предприятиям. На сегодняшний день транспортные карты в Рязани уже получили около 50 000 льготников. Весь муниципальный транспорт и точки продажи проездных билетов оснащены специальными терминалами.
Прощание с бумагой
Для того чтобы данные системы были достоверными, необходимо полностью отказаться от бумажных проездных билетов старого образца, которые пока действуют. Однако уже в самое ближайшее время это произойдет, и проехать в муниципальном транспорте без того, чтобы предъявить карту при каждой поездке, а также при покупке проездного билета на месяц, будет невозможно.

Между тем, как признаются представители транспортного цеха и сами авторы электронной системы оплаты проезда, далеко не все горожане поддерживают эту идею. Нередко – из-за предрассудков. Ну не хотят рязанские пенсионеры быть посчитанными еще и в автобусах-троллейбусах!
Кстати, полученная однажды пластиковая карта рассчитана на постоянное использование. Когда месяц заканчивается, там, где продают проездные билеты, происходит активация карты на следующий период. То есть, отстояв в очереди за проездным, льготник должен дать кассиру деньги и карту, кассир зачислит на нее определенную сумму и вернет.
Понятно, что при длительном использовании карту нетрудно потерять. На этот случай разработана схема по актуализации льготных прав. На каждом проездном билете указан номер мобильного телефона центра помощи.
Кроме того, очень важно, чтобы рязанцы, получившие пластиковый билет, сохраняли чек о приобретении проездного. Если пластиковая карточка сломается или потеряется, чек позволит восстановить проездной. Карта выдается во всех точках продажи проездных билетов. Кроме денег, с собой нужно иметь документы, подтверждающие личность и право на льготную оплату проезда в муниципальном пассажирском транспорте. Немаловажно и то, что карта является персональной. При выдаче карты на нее наносится фамилия, имя и личная подпись держателя. Получить ее бесплатно можно только один раз; при ее повторном получении, в случае утери, придется заплатить стоимость изготовления – 90 руб. Карта действительна 5 лет.
Как она работает? Для оплаты проезда в городском пассажирском транспорте необходимо предъявить кондуктору карту и документы, подтверждающие право на льготу. Если проездной по карте оплачен и карта действует, терминал кондуктора известит об этом коротким звуковым сигналом. Если проездной по карте не оплачен и карта не действует, терминал кондуктора подаст многократный звуковой сигнал.
Администрация предупреждает: при возникновении вопросов льготный пассажир всегда сможет обратиться на сайт и в информационно-справочный центр (данные указаны на оборотной стороне карты), в УРТ и АК 1310.
Пожелания пассажиров
Согласитесь, каких-либо преимуществ для владельцев карты пока не видно. А какие преференции получил город в результате внедрения электронной системы? Очевидно, что говорить об этом рано. И с этой стороны пока больше проблем, чем выгод.
Однако данная система используется и в других российских городах — в Самаре, Набережных Челнах, Липецке, Москве, Красноярске. В некоторых регионах — не первый год. Но пока никто не хвастается тем, что благодаря их внедрению удалось существенно изменить систему общественного транспорта, сделать ее более эффективной, улучшить логистику и т. д. Анализируя публичные выступления чиновников регионов-первопроходцев, становится очевидно, что главная идея электронной оплаты проезда — это не учет, а предоставление пассажирам дополнительных удобств. Как правило, электронный проездной позволяет экономить на оплате за проезд при частых поездках. Но все равно, пополнить его практически везде, где действует данная система, можно в строго определенных местах. А это, согласитесь, не слишком удобно.
Какой могла бы быть оптимальная система электронной оплаты проезда с точки зрения потребителя? Об этом мы побеседовали с рязанцами, ожидающими свой транспорт на остановках города.
Если обобщить полученные ответы, то это могло бы выглядеть следующим образом. Действительно, пластиковые карты получили весьма широкое распространение, как говорится, «в джинсы оделись уже самые отсталые слои населения». Поэтому ничего особенного в их использовании и на транспорте не было бы. Но только в том случае, если пополнить карту можно было бы самостоятельно, в любое время и в любом месте. То есть по такому же принципу, как мы оплачиваем сотовую связь.
А еще лучше, по мнению горожан, было бы использовать для оплаты проезда уже имеющуюся на руках банковскую зарплатную или пенсионную карту. Но, конечно, этим желаниям рязанцев пока не суждено сбыться. Надо полагать, что обеспечение инфраструктуры, закупка оборудования, программных продуктов станет в копеечку. А кто будет платить за этот банкет, вопрос открытый.
И в заключение хочется напомнить о тех благостных, но далеких временах, когда совесть пассажира была лучшим контролером, а стоимость проезда равнялась пяти копейкам в автобусе и четырем в троллейбусе.
21.06.2025 10:57
В Рязани открылась выставка «Чеширский кот Шрёдингера»
20.06.2025 17:59
В Рязанской области планируют снизить лимит добычи лосей и косуль
20.06.2025 14:25
«ТЕХНОНИКОЛЬ» запустила экологическое исследование в Восточном промышленном узле Рязани
20.06.2025 13:04
Турпоток в Рязанской области вырос вдвое
20.06.2025 11:05
В Рязани определили объекты для приоритетного благоустройства в 2026 году
20.06.2025 09:51
Обнародован рейтинг вакансий с высокой зарплатой в Рязанской области
19.06.2025 22:44
В Рязани построят новую стоматологическую клинику за 500 миллионов рублей
19.06.2025 16:26
Площадь нового индустриального парка под Рязанью составит 200 гектаров
19.06.2025 14:30
В Рязанском регионе создадут филиал подмосковного парка «Патриот»
19.06.2025 13:37
Эксперты Рязанской НПК проводят оценку выпускных работ студентов
19.06.2025 13:12
Рязанские вокалисты стали победителями международного фестиваля-конкурса «Балтийский бриз»
19.06.2025 12:52
Рязанцы оценили рок-мюзикл «Сирано де Бержерак» в музыкальном театре
19.06.2025 09:48
Рязанцы высказались против размещения промышленного объекта в зелёной зоне у ручья Быстрец
19.06.2025 09:18
Рязанские предприятия подписали 11 соглашений с инвесторами на полях ПМЭФ
18.06.2025 16:48
Объявлен тендер на пристройку к школе в Дядьково за 1,2 миллиарда рублей
18.06.2025 15:21
ГК «Зелёный сад» вручила ценные подарки выпускникам-строителям, уходящим в армию
18.06.2025 14:04
Объявлен очередной тендер на проект Южного обхода Рязани
18.06.2025 12:04
Драмтеатр из Сыктывкара показал в Рязани иронический детектив «Ищите женщину»
18.06.2025 10:20
В историческом здании на улице Соборной в Рязани начали реставрировать окна
17.06.2025 17:06
Маскотом Рязани как новогодней столицы выбрали талисман «Снежанушка»
17.06.2025 15:56
На ремонт улиц Введенской и Вознесенской в Рязани потратят 62 миллиона рублей
17.06.2025 15:00
Ремонт улицы Чкалова в Рязани завершён досрочно
17.06.2025 11:53
В Рязани не нашли подрядчика для ремонта «Здания поземельного банка»
17.06.2025 10:57
«Ростелеком» рассказал о главных трендах развития новых коммуникационных интернет-технологий
17.06.2025 09:49
В Рязани «Большие гастроли» драмтеатра из Сыктывкара начались со «Свадьбы с приданым»