Более 100 лет — на службе лесу |
03.07.2013 |
|---|
Касимовский лесник Виктор Лунин поставил перед собой задачу восстановить Вянские бугры.
Хранитель леса в третьем поколении
Заслуженный лесовод РФ, начальник Касимовского лесничества, а также лауреат премии «Экогражданин-2012». Он на деле доказывает свою любовь к лесу, хранимую в его семье из поколения в поколение, вот уже 35 лет.
— Я, можно сказать, родился и вырос в лесу, — улыбается Виктор Лунин. — Проводил много времени у деда. Он жил в лесу, знал каждую тропинку, каждый кустик. Для меня дед был подлинным эталоном могущества: куда бы мы ни приходили, люди встречали его с почтением, которое производило большое впечатление. Сейчас это трудно представить: времена изменились. Но в те годы лесники пользовались огромным уважением.
Если вести рассказ в соответствии с хронологией, то в первую очередь, конечно, личность дедушки моего собеседника, Василия Назаровича, повлияла на его сына, Владимира Васильевича. Тот тоже посвятил лесу всю жизнь и, как ныне его сын, возглавлял Касимовское лесничество.
— Он работал в этом же кабинете, за этим самым столом, — указывает Виктор Владимирович на обстановку. — Отца нет уже 30 лет, а даже мебель осталась та же.
Впрочем, преемственность в семье Луниных — очень важный момент. Вместе они отдали лесу более 100 лет. Деду Виктора Владимировича случалось давать отпор чёрным лесорубам — и не отступить: тогда лесники носили ружья, и Василию Назаровичу было чем пригрозить нарушителю.
Отец нынешнего начальника Касимовского лесничества, помимо прочего, создал цех народных промыслов, набрал штат художников, и местная сувенирная продукция пользовалась популярностью.
Для Виктора Владимировича служба лесу началась ещё в детстве: тогда существовали школьные лесные хозяйства. Ученики убирали мусор, сажали деревья, ухаживали за саженцами в питомниках.
— Мне нравилось этим заниматься: в нашей семье все любили лес, и я с детства хотел для себя такой службы, — признаётся Виктор Лунин.
Лес попросту не может не сформировать чувства прекрасного, уверен он. Кто-то из его служителей пишет книги, кто-то собирает поговорки о нём или же пишет картины, а кто-то тратит много месяцев, чтобы найти очень редкое растение — венерин башмачок...
Виктор Лунин увлекается фотографией. На фото — и редкие моменты природной жизни, и красивейшие уголки, и страшные «лунные» пейзажи, которые остались после пожаров лета 2010 года.
Создали... И разрушили?
Когда мы говорим, что предыдущие поколения оставили нам свои достижения в наследство, как правило, мыслим абстрактно. Виктор Лунин же о делах предшественников говорит конкретно, ведь ими были его дед и отец. И потому ему так горько видеть, как многое из того, за что они боролись всю свою жизнь, брошено, забыто, разрушено...
И Вянские бугры — один из ярких тому примеров.
— Когда здесь работали металлургические заводы братьев Баташевых, требовалось много дерева на топливо для плавки, и леса хищнически истреблялись, — рассказывает Виктор Владимирович. — На площади две тысячи гектаров образовалась настоящая пустыня. Перекати-поле, движущиеся песчаные дюны... Было немало попыток восстановить леса, но безуспешно. В начале 60-х отец и его товарищи решили: они должны их засадить! И в течение 16 лет тысячами высаживались деревья. Причём не было даже транспорта, саженцы везли на лошадях, тащили прямо на себе... И Вянские бугры восстановили. Эти люди совершили подвиг, отцу присвоили звание заслуженного лесовода.
Виктор Владимирович рассуждает: мы, потомки, получили в наследство прекрасный лес на месте, где его появление долгие годы считалось фантастикой. И вспоминает: а грибов там было невероятное количество, убирая с ночи палатки, молодёжь находила под собственными спальниками пять-шесть белых!
Но... Сегодня Виктор Лунин поставил перед собой, как ни странно, ту же задачу: восстановить Вянские бугры. Только уже не две тысячи гектаров, а шесть. Пожары-2010. Встречный пал — позже говорили, что так хотели защитить один из удалённых посёлков.
— И самое горькое, что это результат несогласованности действий разных структур, — считает Виктор Лунин. — Конечно, после драки кулаками не машут. Восстанавливаем.
«Шлагбаум должен быть внутри»
Пожары 2010-го Виктор Лунин принял как личную трагедию — которая, он уверен, не случилась бы при советской системе лесного хозяйства.
— Болезнь легче предупредить, чем лечить, — простая же истина! — говорит он. — Прежде был большой штат лесников, которые каждый день обходили свои участки, чуть что — сообщали наверх. Они знали все особенности местности: как подойти к возгоранию, как тушить — где огонь разойдётся, а где сам погаснет, уперевшись в болото. Но таких специалистов не осталось, и это естественное следствие развала системы. Парадоксально, но факт: технических средств было несравнимо меньше, чем ныне, но, видимо, ответственность и любовь способны на большее, чем сотовые телефоны и системы видеонаблюдения.
Виктор Владимирович жалеет, что лесник сегодня имеет не много общего с образом его дедушки — всезнающего и всемогущего. Он рассказывает: шла ли посадка — Василий Назарович лично следил, чтобы всё делалось правильно, а получившему второе замечание отказывали от места. Ныне некому и слово сказать, если гастарбайтер воткнёт в лунку 3-4 саженца. Или поймали человека за самовольную рубку — составлялся протокол, нарушителя ждал суд.
— А сегодня дело нередко спускается на тормозах в бумажной волоките, — вздыхает Виктор Лунин.
Зато, говорит он, молодёжь у нас хорошая. Приезжают волонтёры сажать деревья — и делают это с горящими глазами, радуется Виктор Владимирович. А ребята из Касимовского дома детского творчества, с которым активно сотрудничает лесничество, вешают скворечники, наводят порядок — не из-под палки, сами. Виктор Лунин хочет повесить в популярных для шашлычного отдыха местах плакаты: «Мусор за вами приходится убирать детям», — вдруг кого-то они заставят довезти тарелки-бутылки до урны?
— Кругом стоят шлагбаумы, запрещающие въезд в лес, — говорит Виктор Лунин. — Но шлагбаум должен быть внутри нас. Какое-то поколение, этого не понимающее, мы потеряли. Но те, кто подрастают сегодня, не такие! А значит, будущее у нашего леса есть.
05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова
05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров
05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа
04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья
04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны
04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому
04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла
04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками
03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре
03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности
03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать
03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте
02.12.2025 17:46
В Рязани выставили на продажу трикотажное производство
02.12.2025 14:38
Галерея Летнего клуба Благородного собрания в Рязани грозила обрушиться без реставрации
02.12.2025 11:55
Рязанский филиал МГИК рассчитывает получить средства на ремонт здания в 2026 году
01.12.2025 16:16
В рязанском минтрансе рассказали о планах ремонта дороги в Дядьково
01.12.2025 15:28
«Зелёный сад – наш дом» наградил лучших в мире спортсменов-джитсеров
01.12.2025 11:58
Рязанская область вошла в число регионов с наиболее подорожавшей арендой коттеджей на Новый год
16:43
Рязанский театр балета представит премьеру «Щелкунчик»
16:09
Почётный гражданин города Рязани Николай Плетнёв отмечает юбилей
15:44
Инвестиционные предпочтения россиян смещаются в сторону фондов
15:41
В Рязанской области в три раза выросло количество административных дел в отношении вандалов
15:01
Единый центр диспансеризации в Рязани начнёт работу в январе
14:41
Рязанцам пообещали туман и гололедицу
13:03
В Рязани поймали мужчин, укравших ювелирку с места работы на 50 тысяч рублей










