Вокальная философия Галины Разутовой |
23.10.2013 |
|---|
Рязанская певица и педагог Галина Разутова рассказала, почему не может не петь.
«Индия — моя любовь»
— Галина Николаевна, расскажите, откуда вы родом?
— Я коренная сибирячка. Родилась и выросла в Кемерово. Родители — рабочие. Отец — электрик, мама трудилась на заводе. Обычная трудовая семья. А вот история маминой семьи непростая. Мамин отец, мой дедушка, был из семьи батрака, а бабушка — из обедневшей ветви царской семьи Романовых. Когда началась революция, очень опасно было оставаться с известной дворянской фамилией. И она приняла предложение молодого батрака. Представляете мезальянс? Это был во всех смыслах неравный брак...
Вы спросите, откуда тогда взялась я как музыкант? Дядя, муж маминой сестры, в пору моего детства был баянистом. Он-то и вывел меня на сцену, когда мне было лет семь. С каким восторгом и упоением я исполняла тогда русские народные песни под баян! Пела интуитивно, как чувствовала…
— Вы наверняка были самой яркой звездочкой в школьной художественной самодеятельности. Ведь так?
— Пела я действительно много, на всех школьных концертах. Но ведь мечтала-то о другом.
— Интересно, о чем?
— Я хотела танцевать. Унизав всю себя браслетами, сделанными из выпрошенных у отца проводочков, проволочек, бусинок, высушенных цветов и ягод, я танцевала дома индийские танцы.
— Почему индийские?
— Видимо, в моих прошлых жизнях я жила где-то там. Ну как объяснить то, что до сих пор с замиранием сердца я каждый раз смотрю индийские фильмы? Причем сюжет меня мало интересует. А вот природа, люди, мелодика индийских песен пленяют необыкновенно. Откуда это, не знаю. Я с огромным удовольствием ходила на занятия в хореографический кружок.
И все же балет, к которому я очень тянулась, пришлось оставить. Жили мы бедно, а такие расходы, как балетная пачка, например, белые носочки и прочее пробивали брешь в куцем семейном бюджете. Денег взять было просто негде. Я ведь даже на физкультуру старалась не ходить, потому что не было спортивной формы. Не помню, чтобы кто-то особенно занимался со мной музыкой.
Уличная хулиганка
— А какие еще воспоминания детства особенно врезались в память?
— Росла я в основном на улице с мальчишками. Хулиганила вместе со всеми. Однажды для того, чтобы подсмотреть что-то, я залезла на забор, да так, что он рухнул на землю. Бывало и так: если в школе что-то случалось, к директору первым делом вызывали меня.
— Значит, «слава» по пятам ходила за вами?
— Я росла неуправляемой, это правда. Но при этом всегда была лидером — председателем совета отряда, дружины, ведущей пионерского слета.
— Но артистичность в крови, видимо, была всегда. Вам хотелось блистать на сцене?
— Тогда я не думала об этом. Сразу после школы пошла работать на завод. Пела в самодеятельности. И вот как-то руководитель эстрадного оркестра, можно сказать, взял меня за руку и привел в институт культуры. На дворе стоял октябрь, занятия шли полным ходом.
И вот после прослушивания мне позволили стать «вольным слушателем» дирижерско-хорового отделения, без стипендии, при условии, что я догоню остальных первокурсников. А я ведь не знала ни одной ноты. И что вы думаете? За полгода догнала остальных, освоив весь курс музыкальной школы, всю теорию, кроме фортепиано. А уже на третьем курсе (когда не было экзамена по фортепиано) я получала повышенную стипендию.
— То есть судьба целенаправленно вела вас к сцене…
— Все, что происходит в жизни, не случайно. После окончания Кемеровского института культуры я с мужем и маленьким сыном переехала в Таганрог, где уже через некоторое время занимала должность заместителя декана музыкально-педагогического факультета. Преподавала там вокал. Прожив пять лет в Таганроге, мы вернулись в Кемерово, а оттуда уже в Рязань.
Голос «своими руками»
Случилось так, что, когда я вернулась в Сибирь из теплого Таганрога, у меня начался гайморит. Форсируя звучание, я постепенно стала терять голос. И вот как-то у нас в гостях оказался заведующий кафедрой вокала Ленинградской консерватории Анатолий Николаевич Киселев. Послушав меня, посоветовал выровнять все ноты по фа-диез. Эта нота осталась единственной правильной нотой, которую я пела. Он уехал, а я села к фортепиано и день ото дня стала настраивать свой голос, все верхние звуки, ничего не меняя в голосообразующем инструменте. Я сделала такой голос! Зазвучали высокие ноты! На конкурсе в Красноярске я действительно блеснула. Было много предложений от оперных театров, областных филармоний. Я выбрала Кемеровскую филармонию. И вот что интересно: в Красноярске судьба снова столкнула меня с Киселевым. Он был в жюри конкурса. «Верхний регистр я поправила. Что делать с нижним?» — спрашиваю я. «Настраивать, как и верхние», — дал совет опытный педагог.
Вернувшись домой, настроила нижние ноты. В результате диапазон голоса у меня — три октавы.
— Так вам патентовать надо свою методику!
— А я и работаю по ней. Ведь не случайно моя ученица Катя Щербаченко признана лучшей певицей мира. Все я ей дать не могла, есть определенный потолок, но фундамент был заложен здесь, в Рязани. Два моих ученика поют в Германии, одна ученица работает в Гнесинке. С большинством моих ребят у меня очень тесные связи.
— Почему не сложилась большая сольная карьера, ведь для этого были все задатки?
— Когда-то мой бывший муж (тоже педагог-хоровик) однажды сказал: «Голос потрясающий, но ты же не эмоциональная». И я долгие годы жила с этим комплексом. Меня приглашали в оперный театр Нижнего Новгорода. А зарплата у начинающей певицы в то время была 90 рублей, репертуар надо было осваивать с нуля. Я не рискнула… Здесь, в Рязани, более 20 лет выступала на сцене вместе с пианисткой Маргаритой Тимофеевой. И в этом дуэте я развернулась в полной мере как певица.
Я не жалею о сцене, потому что полностью реализовываю себя в своих учениках. А все они меня переросли, чему я очень рада. Если удачный урок, то я домой не просто еду — лечу, словно крылья вырастают.
За пределами понимания…
— Как вы оттачиваете певческий талант?
— Первый вопрос, который задаю пришедшему ученику: «Для чего тебе нужен вокал?» Если человек хочет петь для себя, мне уже не хочется с ним работать. Цель должна быть великая, желания — конкретными. Когда накапливается критическая масса собственных усилий, эти желания становятся магнитом, притягивая необходимые обстоятельства. «Надо мыслить себя мировой звездой, но это не значит, что ты должен ощущать себя выше всех, — говорю я своим ученикам. — Талант тебе дан от Бога. Если ты будешь служить людям, отдача будет другая. Когда певец поет, демонстрируя лишь свой певческий инструмент, зал, отпустив первые восторги по поводу техники и костюма, будет слушать и дальше. Но только из вежливости».
Что касается исполнительской техники, то это ежедневный упорный труд. Еще родоначальник русской певческой школы Даргомыжский говорил: «Пой, как говоришь, а говори, как поешь». Это основа пения.
— Галина Николаевна, слушая вас на концертах, каждый раз удивляюсь, что ваш голос нисколько не меняется с годами. А произведения каких авторов для вас особенно желанны?
— Я в принципе могу петь все. Обожаю старинные и классические русские романсы. Люблю исполнять Чайковского, Рахманинова, Мусоргского и многих других русских и зарубежных классиков. Недавно заново открыла для себя Глиера.
— То есть открытия происходят все время?
— Совсем недавно с оркестром под управлением Александра Лаврухина мы готовили концерт, посвященный дню рождения Есенина. «Осень» из цикла «Отчалившая Русь» Свиридова мне показалась вначале совершенно скупой. Я долго отнекивалась, так не хотелось петь эту музыку! Но Лаврухин настоял. Когда мы стали репетировать, и я и оркестранты просто влюбились в эту музыку! Там такая глубина и такая проникновенность!
Я долго не пела Булахова, и теперь его произведения как бы открываю заново. Есть такой романс «Ночь» Рубинштейна, который я исполняю уже не один десяток лет. Как уверяют те, кто его слушает, в моем исполнении он каждый раз звучит по-иному. Когда музыка не надуманная, она не имеет дна…
— Но вернемся к вашим ученикам. Екатерина Щербаченко как-то в интервью сказала: «Первое, что сделала Галина Николаевна, — это поставила на место мои мозги».
— И это правда. Мои ученики говорят: «Вы меня развернули на 180 градусов». Я объясню. Люди, как правило, отождествляют себя с рассудком, нисколько не думая, что мы не тело, а дух. Тело и наш рассудок принадлежат земле. Человек же существо духовное.
А музыка, не устаю повторять я своим ученикам, за пределами ума и нашего понимания. Вокал, как и любое искусство, можно понять лишь в ощущениях. Эти вещи я тоже стараюсь донести до учеников, и они понимают меня. Помогает здесь и специальная литература. Я думаю, поэтому и результаты хорошие.
Знаки судьбы
— Какие книги на вашей полке?
— В основном я читаю «реализованных» авторов. Это мистика с общепринятой точки зрения, она дает ответы почти на все вопросы. Ошо, Абд-Ру-Шин, Анатолий Некрасов, Анатолий Луценко. Их книги потрясающие. На любой вопрос есть ответ. Людям, серьезно устремленным к познанию законов Творца, к воплощению этого знания в жизни, такая литература здорово помогает. Бывает так, что возникает какой-то вопрос или пытаешься решить проблему. Открываешь книгу, и на этой странице обязательно есть ответ. Или вдруг услышишь оброненную кем-то фразу. Ответ обязательно приходит. Видимо, я этому открыта. И часто экспериментирую.
— Действительно, судьба дает знаки. Надо уметь их читать.
— Надо понимать, что, если человек не занимается самовнушением, это сделают другие. Через телевидение, через дурацкие книги. А ведь все очень просто: ложась вечером спать, поблагодарите Творца за прожитый день. Проанализируйте свои удачи и ошибки и запрограммируйте день завтрашний. Лучше это делать в пограничном состоянии, когда еще не сон, но уже и не бодрствование. Так же и утром. Программируйте себя на хороший день.
— Я знаю, что оптимизма вам не занимать. Хотя у вас очень непростой период, связанный с болезнью сына.
— Сейчас много занимаюсь здоровьем Олега. 10 месяцев назад сын перенес инсульт, и некоторое время назад сдвиги наконец-то начали происходить. Он встал на ноги. Чтобы получить полную реабилитацию, нужны большие средства. Меня же моя профессия почти не кормит. Не поверите, но зарплата солистки оркестра — 3 тысячи рублей в месяц. Я, наверное, старомодна, но не умею на своем искусстве делать деньги.
— Чем заполнена ваша жизнь помимо музыки?
— Я живу в своем доме, при нем большой участок — 13 соток. Все это я обрабатываю сама.
— В это трудно поверить. Сажаете цветы?
— Не только. Вообще я все выращиваю: фрукты, овощи. Столько, что приходится раздавать.
— Вы прекрасно выглядите. Вашей фигуре можно только позавидовать. Это результат работы над собой?
— Не без этого. Был период в моей жизни, когда я, заболев, решила поднять себя с низкой точки упадка. Четыре года моржевания, ежедневный пятикилометровый бег — в любую погоду. И я поднялась. А фигура — гимнастика и обруч. Все очень просто — 150 раз в одну и в другую сторону. Видимо, поэтому я и держусь в том весе, в каком была 20 лет назад.
— О чем вы мечтаете?
— Я бы хотела жить в уединении, в небольшом доме с уютным садом. Иметь много свободного времени, читать, медитировать… На самом деле самосовершенствование возможно только тогда, когда ничто и никто не мешает. Я хочу познать наконец саму себя, принять себя такой, какая я есть. А пока судьба испытывает меня на прочность…
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие
17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле
17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»
17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку
17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт
17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники
17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам
17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения
17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера
16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С
16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года
16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной
16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина
15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»
15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»
15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области
15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн
15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения









