Подробности

Беседка

Созидательное мышление Анатолия Лиферова

27.11.2013

Собеседник газеты «Дом.Строй» — академик, почетный гражданин города Рязани Анатолий Лиферов.

Один из наиболее ярких российских ученых в сфере образования в юности не собирался быть педагогом. Его высокие спортивные результаты давали возможность мечтать о тренерской работе. Но судьба распорядилась иначе, и молодой выпускник Смоленского пединститута реализовал себя как квалифицированный преподаватель, перспективный ученый и компетентный организатор.

Интересно, что за годы учебы в аспирантуре герой нашей публикации изучил два языка: чешский и словацкий. Дело в том, что тема его кандидатской диссертации была связана с анализом состояния и перспектив развития промышленного потенциала тогда еще единой Чехословацкой Республики. Поэтому вполне естественно, что делом чести для Анатолия Петровича стало хорошее знание первоисточников.

В 46 лет нынешний гость нашей постоянной рубрики переехал в Рязань, где за 20 с лишним лет благодаря своему таланту руководителя и высокому авторитету в научном сообществе смог превратить вуз второй категории в единственный в регионе классический университет.

Наш сегодняшний собеседник — академик Российской академии образования, обладатель более 30 государственных, общественных наград и званий, почетный гражданин города Рязани, советник ректора Рязанского государственного университета по вопросам стратегического развития Анатолий Лиферов.

Неожиданный выбор копьеметателя
— Расскажите, откуда ваши корни, кем были ваши родители?
— Папа происходит из донских казаков, родился в станице Родники Ростовской области, мама — крестьянка из Смоленской губернии. Папа работал на крупном заводе «Россельмаш». Как раз в то время это предприятие начинало производить первые советские комбайны, и ему довелось обучать комбайнеров осваивать новые машины. Именно для этого отца командировали в Луховицы. Мама стала первым водителем — женщиной на Смоленщине. Устроиться работать было сложно, но здесь помог отчим. Один из его давних товарищей по партийной работе в то время занимал серьезную должность в наркомате внутренних дел. И мама по его протекции стала личным шофером председателя Луховицкого райисполкома. Именно в этом городе они и познакомились с папой. А в августе 1940 года в деревне Врачево Горки Луховицкого района появился на свет я.



— Кем вы мечтали стать в детстве?
— Военным. Городок Дорогобуж Смоленской области, где мы жили с 1952 года, находился рядом с полигонами Кантемировской и Таманской дивизий. Во время половодья солдаты и офицеры наводили понтонные мосты для переправы. Большие скопления движущихся танков и бронетранспортеров были для нас, мальчишек, впечатляющим зрелищем.

Но когда в 9-м классе я проходил в военкомате медкомиссию, сказали, что зрение не позволит мне реализовать себя на армейском поприще. Конечно, было обидно, тем более что я до сих пор считаю, что военная служба закаляет характер, формирует самодисциплину и чувство ответственности. Потом собирался поступить в Смоленский институт физкультуры. К тому времени я был чемпионом области по метанию копья в рамках первенства общества «Трудовые резервы».

Приехал в Смоленск. Жилья у меня не было. Провел две ночи на вокзале, всякий раз сталкиваясь с милицейским патрулем. И вот наступил день, когда нужно было проходить медкомиссию для поступления в вуз. У меня проверили давление, и оказалось, что по состоянию здоровья меня не примут в институт! Видимо, две бессонные ночи не прошли даром.

Я сидел расстроенный на стадионе, и ко мне подошел мой старший товарищ по школе, который уже учился в Смоленском пединституте. Выслушав рассказ о моих злоключениях, он стал бойко агитировать меня поступать. Вскоре к разговору подключился завкафедрой физкультуры. Он узнал из уст своего студента о моих спортивных успехах, выразил готовность помочь, но прием документов был уже окончен. Тогда этот отзывчивый человек пошел к ректору, и меня в порядке исключения после подачи заявления и сдачи экзаменов приняли на естественно-географический факультет. Но педагогом я в юности стать не мечтал.



— Чем же тогда был условлен столь неожиданный выбор?
— В школе мне нравились и легко давались география, биология, основы дарвинизма. Технические предметы не привлекали. Поэтому я и решил поступить на этот факультет. А потом были годы напряженной учебы. Я женился уже на втором курсе, что было редкостью даже по тем временам, в начале третьего курса у нас родилась дочь. Семейная жизнь накладывала дополнительную ответственность. Я получал повышенную ленинскую стипендию и, как и многие сверстники, подрабатывал в свободное время.

Когда я заканчивал институт, заведующий кафедрой экономической и политической географии сказал, что мне год нужно поработать в школе, а потом освободится место на кафедре и меня возьмут работать в родной вуз. Пока мы устраивались на новом месте, в феврале 1965 года родился сын Руслан. Условия проживания в деревне Болдино, что в 100 с лишним километрах от Смоленска, были тяжелые. Мы жили в старом холодном монастырском доме, где постоянно нужно было топить печь. Я каждый день вставал в 4 утра, чтобы набрать дров и разжечь печку.

Как и обещал мне заведующий кафедрой, через год я возвратился в вуз, два года отработал ассистентом, и мне дали направление в аспирантуру. В то время, в отличие от нынешнего, невозможно было поступить в аспирантуру, не проработав несколько лет в вузе по специальности. Я защитил диссертацию и вернулся в тот же институт, стал доцентом, и вскоре меня назначили деканом естественно-географического факультета.

— Вы были, наверное, самым молодым руководителем факультета в вузе?
— Да. Многие преподаватели, у которых я еще совсем недавно учился, фактически стали моими подчиненными. В такой ситуации требовалась особая модель поведения. Ни о каком командном стиле руководства не могло быть и речи. Я не представлял успешную работу в таком коллективе без взаимного уважения и консультаций с более опытными коллегами по важнейшим вопросам.



А в 1981 году меня избрали секретарем парткома — в то время это была вторая по значимости должность после ректора. Смоленский пединститут был тогда на виду, активно участвовал в научной жизни страны во многом благодаря стараниям его тогдашнего ректора Алексея Алексеевича Кондрашенкова, у которого я многому научился. В 1985 году меня избрали членом бюро горкома партии. Должность предполагала активные контакты с руководством республиканского и союзного ранга по линии образования. Видимо, к моей работе в вузе в Москве относились благожелательно. Вскоре представители министерства просвещения предложили мне должность ректора в Рязани.

Мотор университета
— Каким было первое впечатление от нового места работы?
— Войдя на территорию, а потом и в само здание института, я понял, что работа предстоит огромная. Тогда Рязанский государственный педагогический институт был вузом второй категории. Ниже котировались лишь институты областного масштаба. Коллектив для меня был совершенно незнакомый. Я понял, что нужны реальные шаги по выправлению ситуации, улучшению материальной базы, качественному пополнению преподавательского состава. Когда я пришел на должность ректора, в институте было 9 докторов наук, а когда срок моих полномочий истек, их было уже 70.

— Впечатляющий показатель.
— Тогда, почти 27 лет назад, я понимал, что времени на раскачку не было. По практике, сложившейся в Смоленске, руководство педагогического вуза конструктивно взаимодействовало с обкомом партии и получало весомую поддержку. Я пошел в Рязанский обком КПСС, где мне сообщили, что первый секретарь Павел Смольский находится на лечении в Москве. Далее отправился к председателю облисполкома, там вроде бы пообещали помочь после получения конкретных предложений. Через неделю я послал конкретный список срочных потребностей вуза, но ответа не было. В следующий визит почувствовал, что моей настойчивости здесь никто не рад. Пришлось искать другие пути.

Я обзвонил директоров заводов и договорился о встречах. Раньше килограмм гвоздей и лист жести даже при наличии денег было почти невозможно купить, потому что на все поставки были специальные лимиты. Тем временем в институте текли крыши, сыпалась штукатурка. С директорами я договорился о поставках материалов при наличии финансирования. Поехал в Москву к заместителю министра просвещения, который рекомендовал меня на эту должность. Разговор был непростой, но в итоге мне удалось убедить его выделить вузу 200 тысяч рублей на два квартала (немалая сумма по тем временам) при условии 100%-го и своевременного освоения средств.

Предварительная договоренность с руководителями крупнейших рязанских предприятий очень помогла оправдать оказанное в Москве доверие. Кроме того, на уровне министерства в 1987 году был подписан приказ о переводе вуза из второй категории в первую. В свою очередь, я обязался довести число студентов до соответствующего норматива и выполнил взятое на себя обязательство.

После распада Союза на федеральном уровне появилась идея создания педагогических университетов. В министерстве мне дали понять, что сначала этот статус будет присвоен столичным вузам, а затем провинциальным. Я понял, что ждать придется не один год, и пошел к депутатам Верховного совета России от Рязанской области. Мою идею поддержали, и через две недели я вновь приехал в Москву, где тогдашний спикер парламента Хасбулатов поддержал ходатайство депутатов о присвоении институту статуса педагогического университета. Мы были в первой десятке вузов России, получивших такое право. Памятный документ хранится в Музее РГУ.

— А следующий этап эволюции университета — присвоение ему классического статуса…
— Этого нам удалось достичь благодаря высококвалифицированному профессорско-преподавательскому составу, расширению числа специальностей, улучшению материальной базы, студенческого быта. Без этих слагаемых нет поступательного развития. Сейчас сфера высшего образования переживает эпоху реформирования, сверху постоянно выдвигаются новые идеи порою сомнительного толка, стандарты меняются чуть ли не каждые два года, и при таком бумажном цунами успешно работать и сохранить завоеванные вузом позиции, поверьте, очень сложно.

В поисках гармонии
— Вы возглавляли университет более 20 лет. Скажите, что самое сложное в работе ректора?
— Сделать так, чтобы коллектив тебе поверил. Добиться этого можно только неустанным трудом. Когда люди видят, что руководитель всецело отдается работе, они начинают ему верить. Только в этом случае коллегам можно предъявлять какие-либо требования, выдвигать смелые идеи, рассчитывая на их поддержку. Как я уже сказал, необходимо грамотно подбирать команду, делая ставку на ответственных и компетентных людей. Конечно, идеальных людей нет, и надо уметь мириться с их недостатками, делать ставку на положительные качества, в определенных ситуациях прощать за ошибки.

Не принимать во внимание наушничества недоброжелателей. Люди редко приходят к тебе с радостью, они стремятся поделиться проблемой, и даже если ты не можешь ее решить, нужно повернуть дело так, чтобы человек не обиделся. Руководитель вуза несет персональную ответственность за университет и действия подчиненных, умеет держать удар, не сваливает вину на коллег при первом удобном случае.



— Чему вы посвящаете досуг?
— У меня практически нет свободного времени. Мое главное хобби — это написание книг и научных статей. Иногда получается вырваться на рыбалку, но для меня важен не улов, а возможность побыть в тишине, наедине с самим собой, спокойно, без суеты обдумать какие-то важные вещи.

— Как обычно снимаете стресс?
—Никакого специального метода у меня нет. После тяжелого рабочего дня приезжаю на нашу дачу в Солотче и, находясь на лоне природы среди близких людей, обретаю гармонию.

— Есть ли у вас мечта?
— Больше свободного времени для научной работы и общения с близкими.
Но я благодарен руководителям нашего вуза, которые и после моего ухода с поста ректора обеспечили комфортные условия для плодотворной работы.

Денис Абраков



Поиск

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

10:32
Фестиваль «Дикая Мята» объявил новую волну молодых артистов

09:37
Экоактивисты попросили рязанцев сдавать в переработку только подходящие крышки

09:13
ФК «Рязань» в гостях выиграл у «Сахалина»

09:09
В Рязани сгорел дом на улице 7-я Линия

09:03
Рязанца привлекают к уголовной ответственности за покупки с чужой карты

08:38
Митрополит Марк обратился к рязанцам с пасхальным посланием

08:12
Губернатор Павел Малков посетил пасхальную службу в Рязани

04.05.2024 20:02
В ДТП с троллейбусом в Рязани пострадали три человека

04.05.2024 17:43
Ряжский авторемонтный завод разработал для Рязани коммунальную технику на базе УАЗа

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31