Подробности

Беседка

«Погружение в музыку — это как падение в пропасть»

14.01.2014

15 января «легенда рязанского джаза» Константин Панкратов отмечает юбилей.

Трудно представить, Константину Панкратову — 60! Внешне, как говорится, ни за что не подумаешь. Тем, кто в теме, этого человека представлять не надо. Для прочих сообщаем: Панкратов – знаменитый контрабасист и бас-гитарист, выступал практически со всеми рязанскими группами, и с множеством российских и зарубежных звезд. Он постоянный участник группы Feelin’s, автор собственных музыкально-поэтических проектов, наставник молодых музыкантов и прочая, и прочая… Накануне юбилея мы расспросили его о былом и будущем.

Быки на фоне Чака Берри
— Константин, традиционный вопрос: как все начиналось?
— Это было давно, в восьмом классе. Ко мне подошел рыжий парень из параллельного класса и, вот как вы сейчас, спросил: «Константин, я слышал, ты на гитаре играешь?» Я ответил: «Да», и аж сжался внутри, потому что играл совсем чуть-чуть. Но главное — ввязаться… У меня всегда так получается, я сначала начинаю что-то делать, а уже потом — осознавать и анализировать. По-другому не умею, но для импровизации это очень необходимое качество.



— А как вообще гитара появилась в жизни?
— Это вообще мистика. Однажды, возвращаясь из школы, я зашел к другу. Он жил в частном доме и у него часто собрались компании. В тот вечер кто-то пел, сам себе аккомпанируя на гитаре. В тот момент этот человек стал для меня главным, все остальное ушло на второй план… Был еще один шикарный момент. Раньше в Торговом городке регулярно проводились сельхозвыставки. Помню, из какого-то совхоза привезли трех племенных быков. Огромные, с кольцами в носу, они что-то лениво жевали в вольере, и одновременно из репродуктора доносился рок-н-ролл Чака Берри. Понятное дело, о том, что это был Чак, я узнал гораздо позже, но сам видеоряд и музыкальное сопровождение своим сюрреализмом меня тогда просто шокировало. Плюс «Битлз». Я их впервые услышал на набережной, случайно. Шел человек с переносным магнитофоном, звучала «Bad Boy», это первое, что я услышал из «битлов», и я, как на веревочке, так и пошел за этим человеком по его маршруту. Рыжий парень, Чак Берри, быки, человек с магнитофоном… Это они сыграли свою «роковую» роль в моей жизни, после чего я стал музыкантом, остаюсь им и горжусь этим.

— То есть, от музыки вы до сих пор не устали?
— Не то что не устал, наоборот, чем дальше, тем больше приобретаю к ней какой-то патологический интерес. Погружение в музыкальную жизнь — это как падение в пропасть.

«Джаз хочешь поиграть?»
— Начинали вы сразу с джаза?
— Нет, с рок-н-ролла. Когда я познакомился с этой музыкой, в Советском Союзе настал момент «оттепели», и хотя страна по-прежнему оставалась закрытой, западные музыкальные новинки понемногу просачивались. В Рязани в 60-70-х годах музыкальных команд было множество. В каждой школе — по нескольку ансамблей. Была такая радиоинститутская группа «Синие звезды», так вот у них почти вся программа состояла из хитов «Роллинг-стоунз».

Первым человеком, который меня посвятил в джаз, стал Александр Васильевич Семечкин. Этот человек изначально был «болен» джазом. От него вирус перешел ко мне. Помню, пришел в ресторан «Москва»: нормальная одежда, длинные волосы, сразу видно — музыкант. И он мне говорит: «Джаз хочешь поиграть?» Разумеется, я согласился, хотя, понятия не имел об этом направлении. Так что мой осознанный интерес к джазовой музыке зародился как раз благодаря Семечкину. В «Москве» я проработал 10 лет. На сцену выходили каждый день, выходной — понедельник, зарплата — 110 рублей, плюс — индивидуальные заказы. Хорошая зарплата.



— Вы никогда не хотели уехать из Рязани?
— Несколько раз уезжал, но исключительно по творческой необходимости. Например, я три года подряд не мог поступить в наше рязанское музыкальное училище. Меня не брали, потому что были длинные волосы и одевался нестандартно. А во Владимирское взяли, несмотря на внешний вид. Я закончил его по классу контрабаса. Но еще до училища, год работал в Калмыцкой государственной филармонии, в Элисте. Дело было в 1970-м, с группой «Вега» мы играли на танцах в горпарке, а рядом в Зеленом театре выступал ВИА из Элисты. Когда их антрепренер услышал нас, предложил профессиональную работу. И мы согласились. Из «Веги» превратились в «Черный тюльпан» и были официальным ансамблем, представлявшим Калмыкию. Кстати, в ресторан «Москва» я как раз устроился после возвращения из Калмыкии.

Уехать из Рязани навсегда никогда желания не возникало. Мне всегда нравился наш город, а сейчас я еще в большей степени стал его патриотом. Здесь я знаю и вижу себя, а в другом месте — нет. Я много ездил, бывал за границей, все равно Рязань ближе.

— Расскажите, как вам работается с таким экстравагантным исполнителем, как Вилли Мельников?
— Да, Мельников сложный и странный человек. Познакомил нас Дмитрий Макаров, в 90-е он редактировал самиздатовский альманах «Devotion». Отслеживал литературную жизнь Рязани и публиковал, что ему нравилось. У меня есть трилогия, написанная в свободном стиле: «Куница», «Путь на Восток», третья часть без названия — «Икс». На ее основе я записал литературно-музыкальную композицию, но раскруткой своих проектов я не занимаюсь. Макарова заинтересовала эта композиция, заботу о продвижении он взял на себя, и в итоге нас пригласили выступить в столичном «Ирландском доме на Арбате». Туда пришел Вилли, там второпях и познакомились. Потом он приехал к нам, и я ему аккомпанировал. Это была абсолютная импровизация, и этого стиля мы придерживаемся до сих пор. Можно, конечно, все спланировать, довести до совершенства, но мне так работать не интересно. Для меня сцена — это экстремальная ситуация. Психологический экстрим. Хотя, разумеется, работая на таком уровне легко довести себя до саморазрушения.

От постмодерна к Данте
— Помимо музыки вы еще пишете стихи и прозу, как они появились в вашей жизни?
— Я очень люблю постмодерн. Люблю фильмы Соловьева и Германа, мне близка их стилистика. Люблю французских постмодернистов, философов, прежде всего — Жорж Батай, Жиль Делёз, Феликс Гваттари. Балдею от эквилибристики слов в их текстах. А так как я просто так ничего не делаю, мне нужен посыл, они и стали импульсом для пробы собственного пера. Это и не стихи и не проза в чистом виде, это некая стихопроза. Но к литераторам я себя не причисляю, поэтому ничего не издаю, писать продолжаю, именно в виде средства для музыкального выражения.



— Что в планах?
— У меня есть два любимых произведения, на тему которых я хотел бы написать крупные музыкальные формы. Во-первых, «Божественная комедия» Данте. Я когда первый раз ее читал, у меня было ощущение, что я вошел в саму поэму, почувствовал происходящее в ней. Это какая-то внутренняя жизнь, погружающая читателя в страх через видения самого Данте и, одновременно, победа этих древних страхов, живущих в нас. Для меня написание музыки к «Божественной комедии» станет чем-то вроде самоочищения. И есть еще автор, которого часто называют «русским Данте» — Даниил Андреев. Я хочу озвучить его поэму «Навна». Это если говорить о перспективе. А в самых ближайших планах организация большого проекта с известнейшей джазовой вокалисткой и пианисткой Екатериной Черноусовой. 5 марта она выступит с нашими музыкантами.

— Вы свой возраст чувствуете?
— Нет. Я к своему юбилею вообще с улыбкой отношусь.

— Вы довольны прожитой жизнью?
— Не жалею ни о единой минуте.

Ольга Челышева

«Родной город», №1-2/2014


Поиск

27.12.2025 16:11
Рязанский художественный музей приглашает оценить труд реставраторов

27.12.2025 14:57
В Рязани открылась выставка знаков и символов «Энигма»

26.12.2025 16:26
В Рязанской области подорожают газ и электроэнергия

26.12.2025 14:17
«Гранд Комфорт» в Жуковском: скоро старт продаж третьей очереди

26.12.2025 10:28
Рязань снова встречает Государственный Русский музей из Санкт-Петербурга

25.12.2025 14:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания дарит детям праздник

24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната

24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу

24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность

24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте

24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»

23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили

23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам

23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников

23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ

22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин

22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов

22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений

21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью

27.12.2025 18:51
Игуменом Иоанно-Богословского монастыря назначен Иеромонах Тихон (Белов)

27.12.2025 16:48
ХК «Рязань-ВДВ» завершил год победой над воронежским «Бураном»

27.12.2025 16:25
Рязанский Совет ветеранов спорта отмечен на Всероссийском конкурсе

27.12.2025 15:48
Рязанский театр балета приглашает на премьеру «Щелкунчика»

27.12.2025 14:25
Андрей Калугин назначен на должность Рязанского межрайонного природоохранного прокурора

27.12.2025 14:12
Рязанская филармония приглашает слушателей на Рождественский Сочельник

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер