Подробности

Наука

Набор в Сасовское летное училище увеличился в 6 раз

27.02.2014

Альма-матер российской гражданской авиации выходит «на заданную высоту».

Летчик сегодня — не только романтическая профессия, но и достойный доход. Однако еще 5-7лет назад ситуация была иной. Не требовались ни покорители неба, ни заведения, где их могли готовить. В этот трудный период выстояло Сасовское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза Георгия Тарана. И вот сегодня оно снова востребовано, наши самолеты летают все чаще, российской авиации требуется все больше высококвалифицированных летчиков.

Евгений Смольников пришел в училище в 1981 году, через четыре — стал замдиректора по учебной работе и проработал на этой должности два десятка лет. Он был в числе тех, кто сохранил потенциал Сасовского летного училища в трудные времена. Директором Евгений Васильевич стал в 2005 году:
— В лучшие времена набирали по пятьсот курсантов, а тогда вместо тридцати по плану набрали двадцать пять. Стремление стать пилотом падало, начиная с конца девяностых — тогда другие профессии в моде были. Да и гражданская авиация «проваливалась», и воздушных перевозок стало мало.

Спустя пару лет российские власти обратили внимание на гражданский воздушный флот — появилось финансирование. В 2009-м пришло в Сасово девятнадцать новеньких самолетов Як-18, через год появился двухмоторный Л-410. Кстати, Сасовское училище — единственное, в котором есть такой «большой» самолет.
— Мы — школа, а школа готовит пилотов, которые должны просто уметь летать, — поясняет Смольников специально для тех, кто задает вопрос, почему в Сасове нет «Боингов». — Учеба на подобных самолетах — это огромные затраты, и учить на конкретных самолетах в училище нет необходимости.

Летчик должен постоянно брать «новую высоту»: после училища прийти в авиакомпанию и летать на небольшом самолете вторым пилотом, потом с налетом часов становиться командиром, затем переходить на больший самолет, переучившись с помощью авиакомпании, стать командиром воздушного судна. А что сейчас?
— Если брать десятый — одиннадцатый годы, то мы резко с 25-ти набрали 120 курсантов, в прошлом году — уже 180, из которых 60 — по спецпрограмме, — приводит цифры развития директор училища. — Цифра стабилизируется пока на отметке в сто пятьдесят. Это — одно учебное заведение, в стране — около тысячи выпускается. И говорить о том, что существует нехватка летчиков — не совсем верно. Пилотов, которых мы выпускаем, достаточно — не хватает командиров воздушных судов. В девяностых годах был провал, и он ощущается сегодня: как говорится, если не было детей, то они сразу не станут взрослыми.

Евгений Смольников рассуждает философски, что это процесс «просто нужно пережить». Несомненно, в этот момент авиакомпаниям будет какое-то время очень тяжело.
— Но они должны готовить первых пилотов, — резюмирует директор летного училища. — Летчики-иностранцы — не выход. К тому же я не уверен, что к нам массово пойдут классные пилоты из-за границы...

«Инструктор должен получать больше, чем пилот любой авиакомпании»
Сейчас 60% сасовских курсантов уже имеют высшее образование. И это — не случайно. У пилотов в авиакомпаниях очень высокие зарплаты — поверьте, названные нам суммы контрактов впечатляют. А как с теми, кто их «отправляет в небо»?
— Возьмем техника — сейчас самая болезненная тема. Мы довели ему зарплату до 17-ти тысяч — с одной стороны, для Сасова нормально, — рассуждает Евгений Вильевич. — Но для крупных городов — ненормально. А техников готовят не в Сасове, а вузы в Москве и Санкт-Петербурге. Разве они поедут на «17 тысяч» в Сасово, грубо говоря — в деревню?



По мнению Смольникова, есть два варианта. Либо поднять зарплату, как на Севере вахтовикам: техники, а это же относится к преподавателям, придут хотя бы на время, чтобы заработать.
— Либо, как в тот период, когда я приехал из Риги — распределение, — подводит черту директор училища. — Отработаешь три года, а там видно будет. И пока этот вопрос не решится, у нас так и останется невероятный кадровый голод.

Пилот-инструктор по определению должен быть лучшим в своей профессии. Ведь он постоянно летает с новичком, который допускает, в отличие от полноценного члена экипажа в авиакомпании, массу ошибок. Но, в отличие от пилота, к примеру, «Аэрофлота», инструктор зарабатывает в три-четыре раза меньше.
— Пилот-инструктор то садится, то взлетает, и так — целыми днями, а это самые опасные элементы, — приводит пример Смольников. — Такого нигде нет в авиакомпаниях. У инструктора должен быть огромный опыт, в том числе педагогический. А ответственность? Он ведь выпускает курсанта в полет: он стоит на земле, а тот начинает сам вылетать через определенное количество часов. У нас есть опытные, есть заслуженные, но новые не приходят. И мы вынуждены брать выпускников своего училища, которые не имеют огромного опыта. Я считаю, что инструктор должен получать больше, чем любой пилот любой авиакомпании. И, если стране важно,
кто будет перевозить ее граждан, а готовить их должны лучшие — государство должно раскошелиться!

Традиции и династии
— От тех, кто на вопрос, зачем он пришел в училище, отвечает: «Попробовать», меня просто коробит, — директор Евгений Смольников откровенен. — Три с половиной миллиона бюджетных рублей — цена «пробы» слишком велика. А если у тебя все свербит: я — здоровый, я буду летать! Тогда приходи, а пробовать не стоит!

Поэтому и приходят сегодня в Сасовское училище в основном «дети летных семей». В которых или один, или оба родителя так или иначе связаны с небом. Юноши и девушки (а в Сасове на пилотов учатся, и учатся успешно, девушки) прекрасно знают, что такое жизнь летчика — жизнь строго по расписанию, без праздников и выходных.

А таких будущих пилотов на просторах России — множество, от Калининграда до Сибири. И едут они поступать в Сасовское летное училище не всегда после школьной скамьи, при конкурсе в пять человек на место. Мы познакомились с двумя ребятами из Новокузнецка: Александром Доморенко и Павлом Артемовым. Обоим — по двадцать семь лет, курсанты — далеко не безусые юнцы. Александр закончил Новокузнецкую педагогическую академию, преподаватель информатики и английского языка. Всю жизнь мечтал стать летчиком, говорит, что «гены виноваты»:
— Отец мечтал стать летчиком, но по здоровью не получилось — техником всю жизнь проработал в аэропорту. А мне вот удалось.

Павел тоже закончил вуз, проработал бортпроводником и знает о жизни в авиации не понаслышке.
— Давно хотел стать пилотом, появился шанс, и я им воспользовался — всегда хотел пойти по столпам своего отца — пилота. Знаю, что ждет отрыв от семьи, серьезная психологическая нагрузка.
Кстати, у Павла — жена и маленький сын, сейчас живут в столице, но скоро приедут в Сасово:
— У меня жена из категории «декабристок». И я хочу, чтобы мой сын стал пилотом в третьем поколении.

Училище делает все, чтобы курсантам и их семьям жилось комфортно. За последние годы была произведена реконструкция трех общежитий, введена в эксплуатацию новая курсантская столовая на 450 мест, создана отличная база для занятий спортом и художественной самодеятельностью.

«Цель — не потерять школу Сасовского летного училища»
— Я хочу внедрить все новые технологии в учебный процесс — именно мы должны готовить пилотов, которые будут на голову выше тех летчиков, которых готовят на Западе. И это возможно, — директор училища Евгений Смольников считает, что для этого есть все предпосылки. — Мы не до конца растеряли советскую школу, когда преподаватель индивидуально работал с каждым курсантом — это с одной стороны. С другой стороны — взять новейшие компьютерные технологии. Но не превращать процесс обучения в дистанционный! Хочу, чтобы в училище были современные воздушные суда. Это мои задачи. А цель — не потерять школу Сасовского летного училища.

И после того, как мы целый день провели в училище, волей-неволей поверишь, что так и будет. Ведь там мы познакомились с такими людьми, которых запоминаешь надолго, иногда — на всю оставшуюся жизнь. Но это — тема уже для другой статьи. В которой хотелось бы рассказать и о «полетах» на тренажерах, и о том, как вкусно кормят в курсантской столовой, и о том, какой он ухоженный — сам городок летного училища. И попробовать свои силы в английском, без которого в современной авиации — никуда — нужен четвертый уровень. И курсанты его достигают, а как же — ведь небо зовет!

Наша справка
Обучение в училище проводится на четырех типах воздушных судов: Як-18Т 36-ой серии; Ан-2; CESSNA 172S; Л-410-УВП Э-20. Общий налет выпускника — 150 часов. Выпускным типом является Л-410-УВП Э-20 — оснащенный современным цифровым оборудованием кабины пилотов. Что положительно влияет на качество подготовки курсантов, которые приобретают опыт полетов, близких по своему содержанию к рейсовым. Курсанты при этом имеют возможность получить устойчивые навыки эксплуатации современных средств аэронавигации.


За дополнительной информацией обращайтесь по адресу: Рязанская область, Сасово, Авиагородок, 42, телефон: (49133) 5-19-68.

Павел Аверин

«КП-Рязань», №9/2014


Поиск

21.12.2024 09:15
В Рязани открылась выставка питерского художника Валерия Обедкова

20.12.2024 17:49
Рязанская РЭК утвердила повышение тарифа на перевозку пассажиров пригородными поездами

20.12.2024 15:30
В центре Рязани продаётся дом за 105 миллионов рублей

20.12.2024 14:44
Иван Бахилов избран главой Касимовского муниципального округа

20.12.2024 11:45
Количество смертей в Рязанской области в 2,6 раза превысило количество родившихся

20.12.2024 09:26
Названы самые высокооплачиваемые профессии в Рязанской области в 2024 году

19.12.2024 14:13
РЭСК заняла первое место в региональном этапе всероссийского конкурса

19.12.2024 13:26
Суд продлил Ирине Петиной содержание под стражей на 4 месяца

19.12.2024 10:44
Рязанские легальные таксисты заработали в 2024 году два миллиарда рублей

19.12.2024 10:12
Рязанский театр кукол рассказал детали предстоящего благоустройства территории

19.12.2024 09:17
В Рязанском театре драмы показали новогодние приключения пса Арахиса

18.12.2024 14:29
В Рязанский музыкальный театр заехали «Бременские музыканты»

18.12.2024 13:34
Рязанская НПК посвятила в нефтяники молодых сотрудников

18.12.2024 13:29
Бывшего вице-губернатора Рязанской области Игоря Грекова оставили под стражей

18.12.2024 12:41
Павел Малков предложил привести все маршрутки в Рязани к единому стилю

18.12.2024 10:57
В Варских хотят возвести индивидуальные, блокированные и малоэтажные многоквартирные дома

18.12.2024 10:43
В Рязанской области с начала года построено 330 тысяч квадратных метров жилья

18.12.2024 09:44
В Рязани территорию у театра кукол благоустроят за 119 миллионов рублей

17.12.2024 17:47
Под Рязанью продаётся дом за 99 миллионов рублей

17.12.2024 16:40
В Скопине для фармпроизводства запустили очистные сооружения

17.12.2024 13:12
Суд в Рязани перевёл под домашний арест подозреваемых в мошенничестве судебных приставов

17.12.2024 11:47
Кожа рязанского производства будет использоваться для салона нового седана Lada Aura

17.12.2024 09:58
Рязанский театр кукол представил новогодний спектакль «Морозко»

17.12.2024 09:27
В Рязанскую область прибыли новые школьные автобусы

16.12.2024 17:40
ГК «Зелёный сад»: наша забота – от двери подъезда

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31