Подробности

Голос

Рабочий орган

10.03.2014

Фото автора

В Доме общественных организаций состоялось очередное заседание Клуба политологов. На этот раз тут решали, каким быть местному самоуправлению, а также как делить соответственные полномочия.

В дискуссии приняли участие представители районных администраций, городской и областной Дум, министр регионального правительства и, разумеется, рязанские политологи. Поводом для встречи стала реформа местного самоуправления, затевающаяся с подачи президента России, который обмолвился о такой необходимости в своём последнем послании к Федеральному Собранию. В апреле в Госдуме ожидаются парламентские слушания по данному вопросу, которые, скорее всего, выльются в законопроект. А это значит, что нынешнему самоуправлению осталось недолго. В связи с этим на прошедшем Клубе политологов министр по делами территориальных образований Рязанской области Антон Астафьев периодически перетягивал одеяло модерации процессов у бессменного модератора клуба Юрия Мостяева.

Варианты реформы местного самоуправления сейчас активно обсуждаются на самых разных уровнях, тем интересней мнение действующих его представителей. На заседании Клуба политологов присутствовали главы сельских муниципальных образований (Шиловского, Рыбновского, Пронского и Захаровского районов), а также представители городского округа – Рязань — председатель комитета по развитию местного самоуправления и связям с общественными организациями Рязанской городской Думы.

 Пётр Акульшин, заведующий научно-образовательным центром историко-гуманитарных и социально-экономических исследований РГУ
— У нас настолько богатая история, что порой не знаешь, что с ней делать. 1 января 1864 года император Александр II подписал Указ о реформе местного самоуправления. Появилось земство, которое существовало вплоть до 1917 года. Среди первых пяти земских губерний была и Рязанская. Конечно, сейчас всё уже иначе, но напрямую убрать земский опыт неправильно — и минусы, и плюсы земства нужно учитывать.

 Ирина Сизова, журналист газеты «Рязанские ведомости»
— Если сравнивать реальность с тем, от чего мы ушли в советское время, то нужно учесть, то в систему самоуправления тогда очень хорошо были встроены предприятия. Ситуации, когда существует сельское поселение, а колхоз не принимает участия в его жизни поселения, тогда быть не могло. Предприятия обеспечивали условия для благополучной работы людей — культурные, социальные, образовательные; строились дороги, возводилось жильё. Сейчас этого нет, но журналистский опыт показывает, что некоторые главы районов находят способы привлекать представителей бизнеса к решению социальных проблем. Нынешняя система налогообложения не заинтересовывает местные бизнес-структуры в участии развития территорий. Но опыт показывает, что есть главы поселений, которые научились зарабатывать на территории поселения деньги. Но, на мой взгляд, это не системное явление, а исключение из общего правила. Мы придём к тому, что для конструктивной работы нужно будет менять систему налогообложения. Об этом должны думать экономисты и финансисты, люди, которые работают с бюджетами. И естественно, перераспределения полномочий нам тоже не избежать. У сельских поселений масса полномочий, не обеспеченных никакими финансовыми средствами. Можно создать сколько угодно уровневую систему самоуправления, но она должна опираться на какую-то финансовую базу. Сейчас на любом уровне работать невозможно, если нет денег. Но, как правило, всякое укрупнение связано с сокращением количеством предоставляемых услуг. Так вышло и в образовании, и в здравоохранении. Надо думать, как пройти между этими крайностями.

 Давний глава Шиловского района, председатель Совета муниципальных образований Рязанской области Василий Фомин выступил за укрупнение муниципалитетов. А также за то, чтобы данная работа шла наравне с реструктуризацией областных и федеральных органов, которые находятся на территории муниципалитетов.
— Я считаю, что глава сельского поселения должен назначаться главой администрации района, а районная администрация должна стать нижним уровнем государственной власти, соответственно, глава района должен назначаться губернатором. Также считаю, что часть налогов надо отдавать в районы, поскольку если не отдадим — главы перестанут заниматься вопросами привлечения инвестиций в виде новых предприятий на свою территорию. Также сегодня мы совершенно перестали работать с населением. В советское время был отдел пропаганды, который выезжал и объяснял позицию власти. Сегодня указывают на газеты, интернет. А на деревне верят простому глашатаю. На мой взгляд, именно депутаты должны выполнять роль агитаторов — доносить сегодня до населения ту правду, которая есть. Что касается укрупнения поселений в районе, то это нужно делать — у нас на 40 тысяч жителей 16 поселений, считаю, что это многовато.

 Александр Шеститко, глава администрации Пронского района
— Если мы сегодня говорим об уровне власти, то должны ставить критерии депутатскому корпусу, который изъявил желание управлять территорией. Но лозунг «Каждая кухарка может управлять государством» давно должен уйти в прошлое. Невозможно сегодня, не имея соответствующих навыков, опыта или образования быть депутатом либо сельского поселения либо района и принимать компетентные решения. Что касается полномочий, то не все они подкреплены финансово. Что касается укрупнения, то наш район 6лет назад укрупнился и сегодня имеет население 32 тысячи человек и при этом восемь поселений. Мы считаем, что для нас это оптимально. Касательно тезиса, что какие-то поселения стали зарабатывать, то думаю, в основном это всё-таки обусловлено сложившимися историческими обстоятельствами на территории: где есть работающее предприятие, там поселение зарабатывает, где нет — не зарабатывает. Так что роль главы в этом на данный момент, по-моему, преувеличена. На одном из форумов муниципальных образований звучало предложение, которое мне понравилось: идея в том, чтобы оставлять в поселении больше налогов не от старых, а от вновь привлечённых на территорию предприятий. В этом случае у поселения появляется стимул заниматься своей инвестиционной привлекательностью.

 Александр Сергеев, начальник правового управления администрации Рыбновского района
— Укрупнение поселений Рыбновского района проходит в два этапа. Из семи поселений мы делаем три, итоге же хотим сделать в районе 13 сельских поселений и одно городское. Мы имеем полное сотрудничество и поддержку населения, которое практически на 100% поддержало данный вопрос. Моё предложение — ни в коем случае не ломать двухуровневую систему, минимизировать количество полномочий на уровне сельских поселений, а количество полномочий на районном уровне, наоборот, требуется увеличить.

 Ильдус Абдюшев, глава Захаровского района
— Моё предложение — оставить двухуровневую систему, я за минимизацию полномочий на поселенческом уровне, а депутатов на местах нужно оставить. Также хочу сказать, что в последнее время мы стали лучше работать с федеральными структурами, в частности, с прокуратурой. Я убеждён, что если будет работать экономика, то будут нормально жить и органы местного самоуправления.

 Местный политолог Александр Семёнов поведал о двух концепциях модернизации системы местного самоуправления. Первая предлагает оставить в нынешнем виде все органы местного самоуправления согласно закону №131 только на уровне поселений, а из депутатов глав поселений формировать районные Думы либо Думы городских округов. Главу районной администрации в данном случае определяет губернатор. Вторая концепция разводит муниципальные районы и городские округа. Здесь районная Дума формируется из глав поселений, из этого состава избирается глава муниципального образования. Глава администрации же избирается на конкурсной основе (сити-менеджер). Но при этом предлагается изменить состав конкурсных комиссий: 50% — представители губернатора, 50% — депутаты районных Дум. Что касается полномочий, то они абсолютно минимальные на уровне поселений и усиленные на районном уровне.
— По городским районам предложение такое — депутат не может представлять более пяти тысяч избирателей, потому что это физически невозможно. В каждом районе — своя общественная районная Дума, которая избирается на прямых выборах, а из своего состава делегируют депутатов в состав городской Думы. Депутаты городской Думы избирают из своего состава главу муниципального образования, председателя городской Думы. А глава администрации избирается также на конкурсной основе. Экономические вопросы предполагается передать на уровень субъекта Российской Федерации.

 Евгений Зызин, председатель комитета по развитию местного самоуправления и связям с общественными организациями Рязанской городской Думы
— Задача местного самоуправления — в во влечении как можно большего количества людей в решение так называемых местных проблем. Не считаю, что для этого необходимо увеличивать количество депутатов и, помимо городской Думы, создавать в Рязани Думы в каждом из четырёх городских районов. Само создание таких Дум приведёт, во-первых, к увеличению расходов на содержание органов власти — ведь даже если районные депутаты будут работать на безвозмездной основе, без расходов на аппарат не обойтись — кто-то ведь должен готовить повестки, публиковать решения, в конце концов, на столах перед депутатами должен лежать элементарный лист бумаги и ручка. Во-вторых, какие будут у районных депутатов полномочия и насколько они будут обеспечены средствами для их выполнения? У каждого района будет свой бюджет? Как и из каких источников он будет наполняться? Как поступать, если, к примеру, необходим срочный ремонт канализационного коллектора, проходящего на территории двух городских районов — не получится ли так, что один район выделит деньги на ремонт своего участка быстро, а второй с этим решением затянет? И что тогда? В общем, вопросов очень много. Не случайно представители сельских районов говорят о необходимости укрупнения поселений — наличие общей казны при скудности финансирования и ограниченном кадровом ресурсе даёт больше возможностей оптимизировать затраты и развиваться.

В то же время я, безусловно, согласен с тем, что связь представительного органа с населением должна быть более плотной. На сегодняшний день в Рязани успешно работают Советы территорий. Они привязаны к границам избирательных округов в которых избирались депутаты Рязанской городской Думы нынешнего созыва. В Советы территорий входят представители общественности конкретного округа — старшие домов, председатели ТСЖ, просто активные граждане. По сути, у каждого городского депутата уже сейчас есть свой консультативный орган. Причём этот орган принимает и конкретные решения — именно Советы территорий, например, решают, какие дворы в округе нуждаются в первоочередной установке детских игровых площадок. Город выделяет на площадки средства из бюджета, а в какой конкретно двор их направить, решают сами жители на заседаниях этого органа. Так вот, задачи местного самоуправления вполне можно решать через Советы территорий. На мой взгляд, необходимо их развивать, делать более значимыми и статусными. К примеру, почему бы перед тем, как опубликовать перечень работ по капитальному ремонту в многоквартирных жилых домах, в котором прописаны конкретные сроки выполнения тех или иных работ, не обсудить этот документ внутри Советов территорий? Мне кажется, тогда можно было бы свести к минимуму те ошибки, которые есть сейчас. К примеру, в доме, в котором капитальный ремонт крыши не проводился 50 лет, согласно опубликованному перечню, этот вид работ будет произведен в 2028 году, а в доме, где кровлю меняли в 2013 году, она почему то отнесена к замене и в 2014-м.

Уверен, что необходима более чёткая регламентация деятельности Советов территорий. Они должны собираться не реже раза в месяц. В них должны быть представлены не только жители нескольких домов (пусть и чрезвычайно активных), а, скажем так, все территории, входящие в округ должны иметь своего представителя. Отрадно, что исполнительная власть в лице администрации Рязани ставит задачу по развитию Советов территорий. В её структуре создано управление по работе с населением на территории, прямой задачей которого является поддержка инициатив населения и работа с жителями. Именно Советы территорий, на мой взгляд, могут стать альтернативой районным Думам. Причём с точки зрения приближения власти к людям — даже более качественной альтернативой. Ведь городских округов у нас четыре, а избирательных — двадцать.

 Антон Астафьев, министр по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области
— Вся реформа местного самоуправления должна быть направлена на одно — на то, чтобы искоренить инфантильность и иждивенчество нашего населения в управлении территорий. Если мы вернёмся к определению 131-го закона о местном самоуправлении, то местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти самостоятельно и непосредственно через органы местного самоуправления. Сегодня, к сожалению, преобладает «только через органы местного самоуправления», а население самоустранилось от того, чтобы что-то решать.

Людмила Рубцова


Метки: Клуб политологов, Дом общественных организаций, Антон Астафьев, Василий Фомин, Евгений Зызин, Ильдус Абдюшев, Александр Семёнов, Александр Сергеев, Александр Шеститко, Ирина Сизова, Пётр Акульшин


Поиск

14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30