ВТОРНИК
6/24/2025 3:40:35 PM

Подробности

Наука

Педагоги, артисты, психологи…

17.09.2014

Как найти подход к ребёнку с ограниченными возможностями.

Что мы знаем о глухих и слабослышащих людях, об их нуждах, заботах, проблемах? Честно говоря, не так уж и много. Время от времени мы встречаем их на улицах города и видим, что они, как правило, держатся обособленными группами…

Однако если в повседневной жизни взрослые глухие и слабослышащие люди ещё могут обходиться без посторонней помощи, то таким детям просто необходима помощь сурдопереводчиков. Особенно в учёбе. Между тем, сурдопереводчик в наших местах — профессия крайне редкая. Так, в полумиллионной Рязани — всего 4 специалиста... Двое из них на прошлой неделе побывали в гостях у еженедельника «АиФ-Рязань». С педагогами коррекционной школы-интерната №18 г. Рязани Зоей Волковой и Татьяной Золотарёвой мы побеседовали о трудностях в общении между теми, кто слышит, и теми, кто лишён такой возможности...

Обучение без поблажек
— Как сложилось, что вы выбрали для себя профессию сурдопереводчика?
Зоя Волкова (З.В.):
— Я ходила в обычную школу в Сасове, и дружила с девочкой, у которой были проблемы со слухом. Вот с подругой-то мы и решили, что, как получим аттестаты, отправимся на учёбу в Ленинградский восстановительный центр. И через 3 года вышли оттуда дипломированными специалистами: она стала режиссёром культмассовых мероприятий, а я — сурдопереводчиком-дефектологом. С тех пор и работаю. К слову, мне не раз предлагали сменить профессию, обещали зарплату повыше и жизнь поспокойнее... Но не могу я бросить своих подопечных, тех, кому я нужна.
Татьяна Золотарёва (Т. 3.): — Я же окончила Рязанский госуниверситет и пришла работать в нашу коррекционную школу. А уже вскоре меня направили в Москву — учиться на сурдопереводчика. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга больше этой профессии нигде не учат.

— Предположу, что работать с глухими и слабослышащими детьми бывает нелегко. Вы как считаете?
Т. 3.:
— Когда дети приходят ко мне на занятия как к дефектологу, моя задача — поставить им речь. В такие моменты мне нельзя пользоваться жестовым языком. Но они-то этого не понимают, ведь для многих из них общаться жестами проще. Впрочем, ещё сложнее порою приходится с родителями, которые так и не смирились с тем, что у их ребёнка проблемы со слухом. Они нередко возмущаются, считая школьную нагрузку непосильной, требуют снизить требования. Но как потом жить ребёнку с тепличным воспитанием? Ведь во взрослой жизни поблажек уже не будет...
3. В.: — Но в то же время некоторые перемены в образовательных стандартах расхолаживают детей. Например, в советские годы в коррекционных школах был обязательный предмет «Чтение с губ», дети даже сдавали экзамен. Теперь же — это факультатив, хочешь — ходи, не хочешь — не надо... Потому и отношение к нему другое, менее серьёзное. А ведь научившись читать по губам, глухой человек заметно упрощает себе жизнь.

Главное — заслужить доверие
— По сути, сурдопереводчик — единственное связующее звено между глухими и слышащими. А насколько различаются эти два мира?
Т. 3.:
— Это действительно два абсолютно разных мира. Причём слабослышащие и глухие в свой мир впускают неохотно. Они будто чувствуют человека, «читают» его, как открытую книгу. И должно пройти время, прежде чем они начнут тебе доверять. При этом надо быть для них не только учителем, но и немного психологом, артистом, заводилой...

— Татьяна Сергеевна, насколько я знаю, вам в своё время с диагнозом «Детский церебральный паралич» тоже довелось пережить немало трудностей, приспосабливаясь к миру здоровых людей... Вам что помогало?
Т. 3.
: — В первую очередь — силы давало, когда ко мне относились, как к обычному человеку, такому же, как и все остальные. Спасибо родителям, они научили меня бороться и жить полноценной жизнью. И до сих пор я не позволяю себе расслабляться. Потому, наверное, во мне и в моей работе нуждаются. Так, наверняка откликнусь на приглашение поработать в центре социального обслуживания «Семья», где планируют учить сотрудников языку жестов. Возможно, смогу пригодиться и в родном для меня госуниверситете, где жестовый язык собираются преподавать на первом курсе магистратуры. Если у тебя — физический недостаток, ты должен работать вдвое, а то и втрое больше, чтобы не только догнать, но и перегнать здорового человека. Этому я учу и своих подопечных.

— Но что ждёт их после школы? Кто возьмёт их на работу?
3. В.:
— В Рязани, к сожалению, нет специализированного училища для таких детей. В Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Тамбове — есть, там глухие и слабослышащие дети учатся на автомехаников, поваров, слесарей... И главное — после учёбы им предоставляют возможность устроиться на работу. Потому-то и уезжают наши выпускники из Рязани, здесь им, увы, делать нечего...

Досье
Зоя Волкова. Окончила Ленинградский восстановительный центр Всероссийского общества глухих в 1970 году. Работала сурдопереводчиком на заводе «Рязсельмаш». С 1993 года трудится в специальной коррекционной школе-интернате № 18 г. Рязани.

Татьяна Золотарёва. Инвалид детства (ДЦП). После школы окончила филологический факультет Рязанского государственного университета им. Есенина, курсы жестового языка в Московском социальном университете. С 2011 года работает в специальной коррекционной школе-интернате № 18 г. Рязани.

Тамара Бутина



Поиск

17:13
ПАО «РЭСК» напоминает об изменении тарифов на электроэнергию

15:23
Рязгордума приняла поправки по ставкам туристического налога

13:37
В Рязанской области запустят завод по производству лечебного питания

12:49
Рязанцев познакомят с графическим наследием Кандинского

11:03
Рязанский госуниверситет сообщил об изменениях в правилах приёма на платные места

10:00
Рязанские предприниматели узнают о новых трендах в продвижении брендов

09:24
В Рязани стоматолог-ортопед может зарабатывать от 300 тысяч рублей

23.06.2025 17:32
«Технониколь» вложит 2 миллиарда рублей в развитие безотходного производства в Рязани

23.06.2025 14:07
В Рязани продают здание детской реабилитации «Шаг за шагом»

23.06.2025 10:03
Автопарк Рязани пополнили 20 новых автобусов

21.06.2025 10:57
В Рязани открылась выставка «Чеширский кот Шрёдингера»

20.06.2025 17:59
В Рязанской области планируют снизить лимит добычи лосей и косуль

20.06.2025 14:25
«ТЕХНОНИКОЛЬ» запустила экологическое исследование в Восточном промышленном узле Рязани

20.06.2025 13:04
Турпоток в Рязанской области вырос вдвое

20.06.2025 11:05
В Рязани определили объекты для приоритетного благоустройства в 2026 году

20.06.2025 09:51
Обнародован рейтинг вакансий с высокой зарплатой в Рязанской области

19.06.2025 22:44
В Рязани построят новую стоматологическую клинику за 500 миллионов рублей

19.06.2025 16:26
Площадь нового индустриального парка под Рязанью составит 200 гектаров

19.06.2025 14:30
В Рязанском регионе создадут филиал подмосковного парка «Патриот»

19.06.2025 13:37
Эксперты Рязанской НПК проводят оценку выпускных работ студентов

19.06.2025 13:12
Рязанские вокалисты стали победителями международного фестиваля-конкурса «Балтийский бриз»

19.06.2025 12:52
Рязанцы оценили рок-мюзикл «Сирано де Бержерак» в музыкальном театре

19.06.2025 09:48
Рязанцы высказались против размещения промышленного объекта в зелёной зоне у ручья Быстрец

19.06.2025 09:18
Рязанские предприятия подписали 11 соглашений с инвесторами на полях ПМЭФ

18.06.2025 16:48
Объявлен тендер на пристройку к школе в Дядьково за 1,2 миллиарда рублей

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер