Нужно ли навязывать классику? |
24.10.2014 |
|---|
Фото: Иван Пантюшин
Хорошая музыка необходима человеку, как чистый воздух.
Ласковая диктатура
— Сергей Анатольевич, думаю, вам знаком фильм Феллини «Репетиция оркестра», в котором дирижер представляется фигурой едва ли не деспотичной. А дирижер Сергей Оселков — он какой?
— На мой взгляд, эта картина — точная копия оркестровой жизни, причём в любом государстве. Свою роль обрисую словами всемирно известного дирижера Геннадия Рождественского, который сказал о себе: «Я ласковый диктатор». Демократии как таковой в оркестре быть не может. Чтобы был результат, дирижеру в той или иной мере приходится применять методы диктата. Ведь он, можно сказать, медиум между партитурой и слушателями. Другой вопрос, что необходимо прислушиваться к иным мнениям. Я стараюсь выслушать мнения не только музыкантов, но и слушателей, и солистов. Все предложения стараюсь переварить и, пожалуй, в 90% случаев соглашаюсь.
— Получается, оркестр — своего рода государство, которым дирижер должен искусно управлять.
— В 20-е годы прошлого века в Москве создали оркестр с названием в духе того времени «Персимфанс» — «Первый симфонический ансамбль». Это было полностью демократическое сообщество. Но опыт показал; на то, что оркестру с дирижером требовались три репетиции, этому ансамблю нужно было 30. Так что демократия — не самая подходящая форма управления для оркестра.
Колорит репертуарной палитры
— Какие цели вы ставите перед своим коллективом?
— Конечно, мы не можем пройти мимо юбилейного года П.И. Чайковского, поэтому мы сыграем все его симфонии. А кроме этого первоочередная задача, которую я вижу перед собой, — разнообразить репертуарную палитру. Хочется, чтобы в концертных программах присутствовала музыка от эпохи барокко до первой половины XX века.
— Цель этой задумки — позволить слушателям оценить возможности оркестра?
— Думаю, разнообразие поможет привлечь большую аудиторию. Нельзя забывать, что наш оркестр несёт и просветительскую функцию. Возможно, благодаря таким музыкальным «коктейлям» кто-то откроет для себя что-то новое...
История важнее колбасы!
— Многие люди живут, не имея представления о том, кто такой Брамс или Штраус, Бетховен для них — это собака из кино… И в принципе, они не сильно нуждаются в музыке. А как вы считаете, всем ли нужна классика?
— Да. Для чего людям нужен чистый воздух? Можно жить и дышать воздухом, отравленным вредными выбросами, и организм адаптируется. Но изначально в природе человека заложена потребность в чистом воздухе. И его уши должны слышать чистую музыку, а глаза — видеть картины, за которыми стоит сильное духовное начало. На мой взгляд, есть серьезная проблема в том, что люди живут без этого.
— Как же можно её решить?
— Возможно, это будет звучать несколько грубо, но я думаю, навязыванием. У меня на кухне телевизор, который я смотрю утром и вечером, каналов там штук 120, и из них не меньше сотни каналов, выдающих продукт, который портит людей, — это нам охотно навязывают. А вот каналов, посвященных живописи, музыке, литературе, как-то не предусмотрено. И, переломить ситуацию можно только при государственной поддержке. В принципе, я представляю, какие меры нужно было бы предпринять.
В первую очередь, на мой субъективный взгляд, стоило бы запретить в маршрутках, другом общественном транспорте звучание блатных песен — под страхом штрафа. Кроме этого, уличная реклама не должна информировать нас исключительно о колбасе и кредитах. Должно быть как можно больше информации об истории, о наших земляках. Два года назад, когда ещё ничего не предвещало сегодняшних украинских событий, я был в Одессе. Меня поразило, что все билборды на центральных улицах города были отданы не коммерческой информации, вместо этого на щитах с социальной рекламой поместили высказывания Пушкина, Достоевского, Гоголя о русском языке!
Так что моё мнение — нужно как можно скорее заниматься тем самым «навязыванием». Причём прививать культуру надо с детских лет. Ребёнок слышит музыку, ещё находясь в утробе матери. К слову, поэтому мы затеяли проект «В ожидании чуда» и провели несколько концертов для будущих мам в больнице №8. Ещё один наш выездной проект — «На концерт в ползунках», для малышей до двух лет, проходит в детских поликлиниках. А для студенчества придумали проект «Гаудеамус». Кстати, совсем скоро пройдет второй концерт этого цикла — 29 октября мы будем играть в Рязанском агроуниверситете.
— Есть представление, что в Рязани музыкантам некуда расти, поэтому все стремятся уехать в столицу... Так ли это на самом деле?
— Чем быстрее исчезнет стереотип, мол, есть Москва, а есть остальная Россия, тем быстрее мы сможем говорить о нормальном развитии отечественной культуры. В огромном Токио всего 2-3 симфонических оркестра. В Москве — не меньше 20. А в некоторых российских городах нет ни одного. Нужно уходить от этого дисбаланса. Провинциальной культуре необходимо идти вперед и ни в коем случае не допускать остановок. Остановка — это даже хуже, чем шаг назад. Шаг назад дает стимул для дальнейшего движения, а остановка — это болото, в котором ты начинаешь тонуть, и даже не всегда успеваешь это заметить...
Досье
Сергей Оселков родился в 1973 году в г. Макеевка Донецкой области в семье музыкантов. Отец — дирижер симфонического оркестра, мать — пианиста, педагог музыкального училища. В 1992 году окончил Луганское музыкальное училище по классу ударных инструментов, в 2002 году — Новосибирскую государственную консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования. Работал дирижером Ярославского академического симфонического оркестра. С декабря 2008 года возглавляет Рязанский губернаторский симфонический оркестр.
Метки: музыка, искусство, Сергей Оселков
24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната
24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу
24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность
24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте
24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»
23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили
23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам
23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
24.12.2025 20:57
Ещё два БПЛА сбили над Рязанской областью
24.12.2025 17:54
Павел Малков: «Гостей нашей области ждёт много интересных гастрономических мест»
24.12.2025 17:35
Юлия Швакова рассказала о развитии промышленного потенциала региона
24.12.2025 17:05
В Рязанской области будут развивать ещё четыре инвестиционных проекта
24.12.2025 16:27
Аркадий Фомин встретился с участником региональной кадровой программы «ГЕРОИ62» Романом Денисовым









