Третий звонок на экзамен |
24.06.2010 |
---|
На этих экзаменах не помогут шпаргалки. Не спасут подсказки соседа и не снизойдёт всемогущая «халява».
Уже который год в театре на Соборной проходит своеобразный эксперимент: при поддержке губернаторского гранта театр на своей базе совместно с ЯГТИ осуществляет подготовку актёрских кадров. Кадровые проблемы российских театров, особенно провинциальных, сейчас ни для кого не секрет. Удержать после выпуска молодую талантливую театральную молодёжь на периферии, в то время когда яркими огнями манит столица, — задача не из лёгких. Для Рязани эта проблема особенно острая: Москва всего в 200-х километрах! И пусть потом окажется, что яркие огни оказались однодневными сериалами или другими пустышками, — но драгоценное время уже утекло сквозь пальцы. Поэтому сейчас некоторые российские театры идут по пути эксперимента, обучая студентов непосредственно в своих стенах. Для театра на Соборной такой опыт уже не нов: первый набранный по этой схеме курс уже давно завершил обучение и серьёзно работает в театре. И зимой 2007 года театр совместно с Ярославским театральным институтом проводит новый набор. Полноценную теоретическую подготовку обеспечивают преподаватели ЯГТИ, периодически приезжающие в Рязань с лекционными курсами. И при этом, находясь в театре, студенты получают уникальную возможность изучения практических дисциплин непосредственно на сцене. Тем самым уже с первого года обучения молодой актёр начинает чувствовать себя частью коллектива.
Рассказывает художественный руководитель курса, заслуженный деятель искусств России Василий Грищенко:
— Уже сейчас студенты заняты практически в каждом спектакле нашего театра. Роли пока небольшие, по форме более пластические. Но есть и постановки, сделанные специально под молодых артистов. Такой стала новогодняя сказка «Белый колдун», спектакль «Мальчишки, жить!» и «Кукушкины слёзки» по рассказам Шукшина. Сейчас я планирую восстановить спектакль «День Веселения» («Пеппи Длинный чулок»), который также рассчитан на молодую труппу. Словом, планов много. Такая практика, когда актёр проходит обучение непосредственно в театре, конечно, во многом хороша, но в чём-то и опасна. Студент накапливает актёрской опыт, опыт работы в театре, который не во всём положительный. И здесь на театр возлагается большая ответственность правильно направить формирующуюся личность. В то же время и сами ребята должны чётко понимать для чего они пришли в театр, в чём состоит их задача. Только, осознав это, они могут обрести бесценный опыт работы. Обучение студента при театре — это форма, которая изначально практиковалась в русском театре. Потом школу от театра отделили, создав своеобразный инкубатор. И сейчас мы видим, что большая часть выпускников не идёт в профессию. Лишь некоторые способны продолжить свою судьбу на сцене. Многие актёры, показывавшие прекрасные результаты во время обучения, попав после выпуска в театр, не могут найти в нём своё место. Неожиданно для себя они открывают, что учёба и реальный театр — это совершенно разные вещи. Для наших студентов постижение профессии и постижение театра идут параллельно. Конечно, такая форма обучения тоже не идеальна (идеального в жизни просто не бывает), но на сегодняшний день она, пожалуй, самая прогрессивная.
Действительно, за эти три года молодые студенты крепко «вросли» в театр, получив и свою долю зрительского признания. Они стали с театром «одной крови», как говорит педагог курса, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России Ольга Прищепова. Приняв студентов три года назад под своё крыло, она буквально стала для них второй мамой. И кто ещё лучше может оценить, как растут и изменяются «театральные дети»!
— Конечно ребята меняются, становятся тоньше, деликатнее, — говорит Ольга Прищепова. — Они стали больше читать книжек! С ними становится интереснее общаться. Ведь они пришли к нам практически с улицы, в их лице мы получили года, и мы видим, как разительно они отличаются от своих сверстников! Они по-иному начинают ощущать действительность, воспринимать жизнь. Я им всё время говорю: «Ребята, вы — избранные! Вы можете то, чего не могут многие, вам это дано. Ивы должны свой талант нести через всю жизнь, оберегать его и быть за него ответственными». Сейчас уже курс устоялся, и мы можем с лёгким сердцем сказать, что при отборе сделали правильный выбор. Конечно, всем талант даден в разной степени. Но надо сказать, что очень многое зависит от работоспособности. Бывает, что природа поскупилась, но в процессе работы человек доберёт, разомнёт свои способности, как пластилин, и вылепит себя сам. А другой, не обладая трудолюбием, просто зароет свой талант в землю, и здесь уже никакие педагоги ничего не смогут сделать.
В летнюю сессию 11 студентов отчитывались по дисциплинам «Эстрадный танец», «Сценическая речь», «Сценическое движение». И, конечно же, главное испытание актёрского мастерства: 20 июня был представлен спектакль «Кукушкины слёзки». Атмосферу театральной сессии каждый хорошо может представить по любимому фильму «Карнавал», в котором героиня Ирины Муравьёвой, приоткрывая двери аудитории, попадала будто в новые миры. Так было и здесь: зажигательный эстрадный танец, зловещий «Пир во время чумы» на сценречи, головокружительные бои в лучших голливудских традициях на сцендвижении, проникновенные шукшинские истории.
Мастерство рязанских студентов оценивали не только их театральные учителя, но и ярославские преподаватели: профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Ирина Азеева, профессор, режиссёр, заслуженный деятель искусств России Александр Кузин, доцент, заведующий кафедрой сценической речи Татьяна Гуревич. Назвать комиссию «строгой», честно говоря, рука не поднимается: первый раз на сессии я видела, чтобы экзаменационная комиссия хохотала! Смех смехом, но оценивались работы при этом со всей строгостью, поскольку требования, которые предъявляются к современному актёру, как никогда жёсткие:
— Будущие актёры должны уметь всё: сегодня такой театр, — считает профессор ЯГТИ, режиссёр Александр Кузин. — Они должны блестяще владеть своим телом, хорошо разговаривать. Они должны быть внутри очень подвижны, должны быть обаятельны, красивы, свободны, быть современными и очень образованными людьми. На это и направлен процесс обучения, процесс трудный, продолжительный. И когда это удаётся, тогда мы, действительно, получаем хорошего актёра.
— Как, на ваш взгляд, изменились за три года рязанские студенты?
— Мне нравится этот курс. Мы его вместе набирали, и он растёт на моих глазах. Мальчики превращаются в серьёзных молодых людей, красивых, статных. Девочки становятся прекрасными дамами, хорошо собой владеющими, чувствующими партнера по сцене. Они не просто хорошо контактируют друг с другом на сцене — они ещё ощущают реакцию зрительного зала. А это и есть те профессиональные навыки, которые должны быть присущи каждому артисту. Сейчас ребята на третьем курсе и их уже начинают вводить в спектакли. И это правильно, потому что в это время начинает закладываться школа. И ещё мне понравилось, что артисты театра участвуют в тренинге студентов. Казалось бы, они уже окончили институт и уже давным-давно сданы все зачёты, но они выходят и помогают студентам на показах! В этом есть ещё один плюс такого обучения: студенты будут избавлены от стрессов при поступлении в театр. Театр не всегда принимает молодого актёра с распростёртыми объятиями... Но здесь я вижу отсутствие барьеров между актёрами и студентами, театр их принял за своих.
— Танец, речь, движение — это всё-таки форма. А как заложить в молодого актёра содержание? Мастерство актёра — этому вообще можно научить?
— Научить нельзя. Можно научиться. Как говорят: не я делаю упражнение, а упражнение делает меня. Если упражнение правильно выполнять, то оно будет формировать личность человека. Танец, речь, движение — это технология актёрского мастерства. На спектакле «Кукушкины слёзки» мы увидели серьёзную актёрскую работу. И мне очень понравилось, что одно с другим очень зацепилось. Конечно, есть ещё некоторые проблемы, которые ребятам необходимо будет решать. И они гораздо сложнее сегодняшних зачётов. Я имею в виду глубинное постижение профессии, то, что и называется непосредственно актёрством. Танец, сценическая речь, сценическое движение — конечно, их освоить тоже нелегко, но посильно, поскольку в них есть жёсткая форма. В жёсткой форме всегда работать нелегко, полегче. А всё что касается серьёзного погружения в актёрскую профессию, это гораздо труднее. И совсем не обязательно, что ребята это освоят за время обучения. Это длинная дорога, путь всей жизни.
Вера Новикова
Метки: Рязанский театр на Соборной, Василий Грищенко, Ольга Прищепова
В новом учебном году учителя и старшеклассники могут приобрести знания и практические навыки по тактической медицине и доврачебной помощи Центра военно-патриотического воспитания молодёжи «Гранит».
Молодёжное крыло Народного фронта в Рязани наградило рязанского кинолога и активиста Юрия Кованова за помощь Донбассу. На встрече Юрий рассказал ребятам о начале своей волонтёрской деятельности, работе в минкульте Запорожской области, поделился опытом реализации волонтерских проектов и дал практические советы.
17-летняя школьница Полина Мельник стала лучшим танцором страны — такими заголовками на днях запестрели рязанские информагентства. Юная рязанка успела съездить в Москву на стажировку, сыграть роль в мюзикле на огромный зал и вернулась, чтобы снова собираться в путь.
17.06.2025 17:06
Маскотом Рязани как новогодней столицы выбрали талисман «Снежанушка»
17.06.2025 15:56
На ремонт улиц Введенской и Вознесенской в Рязани потратят 62 миллиона рублей
17.06.2025 15:00
Ремонт улицы Чкалова в Рязани завершён досрочно
17.06.2025 11:53
В Рязани не нашли подрядчика для ремонта «Здания поземельного банка»
17.06.2025 10:57
«Ростелеком» рассказал о главных трендах развития новых коммуникационных интернет-технологий
17.06.2025 09:49
В Рязани «Большие гастроли» драмтеатра из Сыктывкара начались со «Свадьбы с приданым»
16.06.2025 21:26
Ремонт моста на Первомайском проспекте в Рязани завершён досрочно
16.06.2025 15:59
В Рязани обследуют реку Лыбедь
16.06.2025 12:16
Денис Боков назначен первым зампредом правительства Рязанской области
16.06.2025 10:17
Первый зампред рязанского правительства Анна Рослякова сообщила о переходе на новую работу
16.06.2025 09:49
Рязанская область заняла 56 место в рейтинге регионов по доходам населения
14.06.2025 14:47
Рязанский театр драмы готовит премьеру нового сезона «Сахарный ребёнок»
13.06.2025 16:33
На ремонт и замену дорожных знаков в Рязани потратят 10 миллионов рублей
13.06.2025 16:29
Рязанцам предлагают полистать «Фотолетопись» советского периода
11.06.2025 15:45
В рязанских лесах найдена редкая орхидея Венерин башмачок
11.06.2025 12:37
В Лесопарке Рязани готовят участок под устройство экотропы
11.06.2025 11:35
«Зелёный сад» подарит дизайнеру мощный компьютер
11.06.2025 11:02
В Новомичуринске разработали проект рекреационной зоны на берегу Прони
09:54
На Введенском раскопе Рязанского кремля нашли шахматную фигурку коня
09:39
В Рязанской области быстрее всего растут зарплаты у менеджеров по маркетингу
09:23
Константин Савельев назначен генеральным директором ВТБ Факторинг
09:12
Рязанец завоевал бронзу чемпионата мира по бильярдному спорту
17.06.2025 18:14
АО «Рязаньавтодор» приводит в порядок дороги в Сасовском округе
17.06.2025 18:01
В Дашково-Песочне Рязани продолжают фиксировать превышения ПДК озона и сероводорода
17.06.2025 17:49
Прокуратура выявила массовые нарушения в рязанских колониях