Подробности

Беседка

Мистические знаки Зои Пятницкой

08.11.2014

Актриса Рязанского театра на Соборной не мучается переходом в новое возрастное амплуа.

Она человек творческий. Эта банальная фраза точно определяет первое впечатление от встречи с актрисой Рязанского театра на Соборной Зоей Пятницкой… И уже далее, погружаясь в беседу с этим человеком, понимаешь: да, действительно, иначе не скажешь. Даже если вы впервые увидели эту женщину в уличной толпе, глаз обязательно выхватит из многообразия лиц именно ее. Она совершенно не похожа на основную массу прохожих. И дело тут не в одежде, хотя одевается Зоя Пятницкая достаточно экстравагантно, а именно в лице, походке, манере держаться.

Несостоявшийся адвокат
— Мне было шесть лет, когда мы с мамой впервые пришли в театр, — вспоминает Зоя Пятницкая. — Здесь, в Рязанском ТЮЗе, шел спектакль по пьесе Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Зал был переполнен, и, чтобы лучше видеть, я пробилась к самой сцене и буквально повисла на рампе. Вот в такой не слишком удобной позе и «провисела» весь спектакль… И тогда совершенно точно поняла: я обязательно буду здесь, в этом волшебном мире, в этом удивительном здании, на этой сцене. Так оно и получилось. Через много лет, помотавшись по городам и весям, я оказалась в Рязанском ТЮЗе и вот уже почти четверть века выхожу на эту сцену.

На самом деле в судьбе Зои Пятницкой можно найти много судьбоносных знаков и мистических предзнаменований. Познакомившись с этим человеком поближе, понимаешь, что иначе и быть не может. Она, словно магнит, притягивает к себе все необычное, иррациональное. И это не маска, не продуманная актерская игра в инфернальность, а способ существования.
— Родители были в ужасе, когда поняли, что я хочу стать актрисой, — улыбается Зоя Пятницкая. — Мама была педагогом, отец — известным в Рязани юристом. Кстати, папа очень хотел, чтобы я пошла по его стопам. Был уверен, что с моей эмоциональностью и образным мышлением меня ждет блестящее адвокатское будущее. Он еще очень долго не терял этой надежды. Я уже училась в театральном институте, потом работала в театре, а отец при каждой встрече спрашивал: «Ну что, Зоя, не надумала еще профессию менять? Не разочаровалась?»

— Ну и как, до сих пор не разочаровались?
— Нет. Это мое… Я никогда даже мысли не допускала, что могу уйти из профессии.
— И что, ни разу не было желания послать все это творчество куда подальше и зажить нормальной человеческой жизнью?
— Так в том-то все и дело, что именно эта жизнь для меня нормальная и единственно возможная.
— А как же литература?
— Это для меня естественное продолжение театральной профессии. Возможность взглянуть на нее под другим углом, реализовать свои несбывшиеся актерские мечты.

Там, за закрытой дверью
Литература — еще одна творческая ипостась Зои Пятницкой. Она пишет стихи и прозу, у нее вышло пять сборников, где причудливо и в то же время очень органично переплетаются стихотворные строки и проза. Хотя проза в данном случае не совсем точное определение… Это особенный жанр, где поэтическое начало определяет смысл и форму выражения. И не важно, что в данный момент автор не пытается зарифмовать строку. Поэзия — это ее стихия, где она чувствует себя совершенно органично. Мир поэтических образов рождается на наших глазах, погружая читателя в иное пространство…

«Я стою у начала книги. Письменный стол. Гелевая ручка в руках, чистая тетрадь, но мне кажется, что я стою у причала, от которого отплывают корабли моей памяти. А может быть, я стою на самом краешке самолета, у раскрытой настежь двери, зависая над бездной с рюкзачком нераскрывшегося парашюта за спиной. И страшно, и радостно, и холодно под ложечкой… Миг — и ты пересечешь пространство страха и воспаришь, подобно птице, над бренностью земного притяжения.

…Жизнь день за днем несется по ледяной накатанной дорожке, да еще накрененной вниз, под гору. И там, внизу, дверь. В другую реальность. И надо помнить о ней каждый день. Тогда изменится вес времени. Изменится и вес багажа, с которым подкатим к неведомой двери. Вес накоплений души. Вес крыла бабочки или вес камней земных деяний, сплав памяти».

Эта цитата из новой книги Зои Пятницкой очень точно отражает ее взгляд на мир и на себя в нем. Нельзя сказать, что судьба была всегда благосклонна к актрисе. Да иначе и не бывает, если человек выбирает для себя эту непростую дорогу творческого постижения окружающего мира.

— Я училась в Воронежском институте искусств, — вспоминает актриса, — у прекрасного педагога Алексея Дундукова. Актерская школа много значит в нашей профессии. И хотя настоящее понимание театра приходит с опытом, то, что в тебя заложили изначально, определяет твое движение, траекторию, линию творческой жизни. Мне повезло, ведь в институте я переиграла практически весь классический репертуар. Примерила на себя и Шекспира, и Чехова, и моего любимого Достоевского. Нам давали такую возможность… Да и потом, работая в театре, ролями не была обижена. Но существуют роли, в которые врастаешь всеми нервами, кожей, судьбой. У любого актера их можно пересчитать по пальцам.

Айседора и другие
В Рязанский ТЮЗ Зоя Пятницкая пришла опытной актрисой. За плечами был не один сезон в театрах Нальчика, Кирова, Хабаровска… Жизнь привела ее в театр, с которого все начиналось, в город детства, и, видимо, это тоже знак судьбы.
— Я пришла в театр со своим моноспектаклем по произведениям Марины Цветаевой «Голос», и мне дали возможность играть его на малой сцене.

— Но ведь это такой сложный жанр? Да еще в детском театре, да еще с таким непростым автором…
— Ну что сказать… Конечно, непросто. Но я уверена, что мои зрители меня понимают и принимают. Гениальная поэзия воздействует на каком-то ионном уровне. Это как музыка, которая проникает в самые глубинные тайники души, хочешь ты этого или нет. Тогда рождается настоящее взаимопонимание – не на уровне слов, а на уровне сердца. Так было с Цветаевой, так было со спектаклем о судьбе Айседоры Дункан, который много лет шел у нас на малой сцене.
Кстати, с Дункан связан еще один мистический знак… Оказывается, еще до моего прихода в Рязанский ТЮЗ его художник уже создал эскиз оформления спектакля об Айседоре. Просто так, без конкретной цели. Когда мы познакомились, он показал мне свою работу и сказал: «Ты будешь играть в этом оформлении».

Обычно к моноспектаклям актер приходит не в самые простые жизненные периоды. Это способ найти себя в другом жанре, где зависишь только от себя, с партнером не связан. Только ты и зритель. Жанр трудный, и далеко не каждый артист с ним справляется. Зое Пятницкой это удается… И такая возможность реализации для нее так же органична, как и литературное творчество. Видно, поэтический строй души дает возможность для воплощения в самых разных направлениях.
— Я очень люблю эксперимент, — признается актриса. — Для меня интересны и острая форма, и неожиданные, порой парадоксальные смысловые акценты. В последнее время играю острохарактерные роли, и это тоже безумно привлекает.

Зое Пятницкой в этом году исполняется 60 лет. Для творческого человека, а тем более для актрисы это непростой возраст. Но складывается впечатление, что она не мучается переходом в новое возрастное амплуа. Спасает всегдашнее любопытство — а что там, за еще не открытой дверью? Уверен: там новый этап, новые знаки судьбы, новый творческий поиск.

Михаил Колкер



Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30