ПОНЕДЕЛЬНИК
6/16/2025 8:05:14 AM

Подробности

Служба

То, что нравственно

05.08.2010

В 1993 году среди почитателей таланта Екатерины Васильевой прокатился слух – актриса ушла в монастырь. Народная артистка, обожаемая миллионами за роли в «Чародеях», «Обыкновенном чуде», «Экипаже» и десятках других, отреклась от светской жизни.

Как выяснилось позже, ни в какой монастырь Васильева не уходила, просто по благословению своего духовника отказалась от лицедейства, решила посвятить себя семье и служит казначеем в храмах Антипы и Софии Премудрости Божьей.

Гениальный второй план

Однако общения с прессой Екатерина Васильева сейчас не избегает, да и в прежнюю профессию постепенно возвращается. И это не может не радовать настоящих ценителей киноискусства и хороших театральных постановок. Ведь Екатерина Васильева – это в некотором роде явление в актерской среде. В самом начале карьеры в кинематографическом мире к ней отнеслись совершенно несерьезно, и причиной тому была нестандартная внешность. Режиссер Сергей Соловьев, который впоследствии стал первым мужем актрисы, так вспоминает подслушанный им разговор преподавателей ВГИКА о новой студентке: «Девица несомненно способная, но с никакими внешними данными - уж так отчаянно некрасива, страшнее Раневской. Но та-то - Раневская!». Да, о красоте в ее классическом понимании, конечно, речи не шло. Зато в первых же ролях Васильевой проявилась способность актрисы к острой, гротесковой интерпретации образов. Кинорежиссеры быстро разглядели в ней талант и стали приглашать как на комедийные, так и на драматические роли. И ей все удавалось прекрасно. Чаще всего это были роли второго плана, но какие роли – нередко они почти затмевали главных героев. Взять хотя бы ее атаманшу из фильма «Бумбараш», дежурную в комедии «Вас вызывает Таймыр» или Анаис в музыкальной комедии «Соломенная шляпка» – эти героини сразу бросались в глаза и запоминались.

Екатерина Васильева - создательница образов властных, независимых женских характеров. В то же время, большинство героинь Васильевой не лишены нежных чувств и лиричности. Даже атаманша из «Бумбараша» и колдунья Шамаханская из «Чародеев» мечтают о светлой любви. А ее Эмилия из фильма «Обыкновенное чудо» стала классическим образцом женщины, которая положила любовь на алтарь карьеры королевской фрейлины, а сама при этом всю жизнь мечтала о тихой семейной жизни с любимым человеком.

Любимая женщина писателя Достоевского

Наверно, нет ничего удивительного и в том, что Екатерина Васильева после стольких лет отсутствия на театральной сцене согласилась на роль в спектакле «Я была счастлива». Ведь ее героиня, как и все прошлые образы, является простой женщиной, которая будучи женой известнейшего человека, не предается мечтаниям о пышной светской жизни или славе, а хочет обычного семейного счастья.

В основу антрепризного спектакля Салюка «Я была счастлива», который посмотрели рязанские зрители, легли дневники жены Федора Михайловича Достоевского Анны Сниткиной и отрывки из его романов. Ставшая сначала его личным стенографом, а затем и спутницей жизни Анна Григорьевна в своих мемуарах отразила все нюансы совместного проживания с мужем, который, безусловно, был гением, но при этом обладал совершено невыносимым характером. Раздражительному, обидчивому, ужасно ревнивому, вспыльчивому неврастенику Достоевскому Бог послал для равновесия спокойную и умиротворяющую жену, настоящего ангела, и это признавали даже его соратники по цеху. Лев Толстой, чья жена, Софья Андреевна, считается образцом супруги писателя, не без зависти отмечал: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского».

Зрители могли видеть, как на их глазах Екатерина Васильева виртуозно перевоплощалась из любящей, всепрощающей жены и стенографистки писателя то в азартную эксцентричную бабушку из «Игрока», то в скорбящую мать Раскольникова из «Преступления и наказания», то в разбитную и непутевую, но не потерявшую совесть Настасью Филипповну из «Идиота». Роль партнеров Васильевой, которые исполнили Александр Мезенцев и Ярослав Здоров, скорее была фоновой, чтобы ненавязчиво подыграть главной героине и не нарушать ее монолога, идущего из самой глубины души.

Декорации, исполненные в минималистском ключе, напоминали книжный переплет с портретом Достоевского на обложке. Да и вообще, вся постановка не предполагала развлекательного действия: пропитанная религиозной философией, христианскими заповедями, она предназначена для тех, кого волнуют вечные вопросы и кому близки идеи Достоевского. Отрывки из дневников Анны Сниткиной были так органично скомбинированы со сценами из романов Достоевского, что становилось ясно – творчество писателя выстрадано не только личной болью и кровью, но и тяжелыми душевными жертвами его близких.

Пьеса «Я была счастлива» была написана специально для Васильевой при ее непосредственном участии. Сама она так определяет основную мысль постановки: «Это спектакль о христианской любви, о православной женщине, ее долге и предназначении, о том, как она должна относиться к мужу, к семье. В наше время, когда семьи рушатся, это адресный спектакль, больше проповеднический, чем театральный или литературный. Я очень радуюсь, когда вижу на спектакле молодые или вообще семейные пары. Все слова, которые я произношу со сцены в этом спектакле, не противоречат моим внутренним убеждениям. Может быть, тому, кто не ходит в церковь, это будет полезным и нужным, поэтому работать в этом смысле мне очень легко, хотя трудно физически». Не так давно Екатерина Васильева перенесла операцию на сердце, и в этом контексте ее работу можно назвать уровнем высочайшего класса: находясь почти три часа на цене в тяжеловесном платье, кутаясь в различные наряды при перемене образа, она при этом играет, как говорится, «на разрыв аорты», ни разу не показав зрителю какой-либо усталости. Рязанские зрители оценили этот маленький подвиг по достоинству: по окончании спектакля, который, не будем забывать, проходил в нашем городе при температуре 40 градусов, Екатерину Васильеву вполне заслуженно завалили цветами и долго не отпускали со сцены.

Возвращение королевы

Она все-таки вернулась и в кино, и на сцену, несмотря на то, что называет эту профессию «ужасной», а свое поступление во ВГИК – ошибкой. В 1998 году она появилась в картине Валерия Приемыхова «Кто, если не мы», а чуть позже - в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». Актриса так объясняет свое возвращение: «В каждом случае есть свое идейное оправдание. Согласилась, потому что мне очень понравилась идея фильма «Приходи на меня посмотреть» о воссоздании семьи, а это одна из самых важных проблем в России. Я также знала, для чего Валера Приемыхов делал картину «Кто, если не мы» - это плач, картина о России, о наших детях». И все же сама Екатерина Васильева называет себя в первую очередь матерью священника (ее сын Дмитрий, окончив ВГИК, решил стать дьяконом) и лишь во вторую - актрисой. В кино снимается она редко, и продолжает работать при храме. Каждую свою новую работу над фильмом или спектаклем, заинтересовавшим ее, начинает с благословления своего духовного наставника: «Он мне говорит: «Играйте только то, что нравственно, что несет добро, любовь», - я играю. Скажет: «Перестаньте», - я перестану».

Наталья Гончарова (использованы материалы официального сайта Екатерины Васильевой и сайта rusactors.ru) 

«По сводкам», 08/2010


Метки: Екатерина Васильева


Поиск

10:17
Первый зампред рязанского правительства Анна Рослякова сообщила о переходе на новую работу

09:49
Рязанская область заняла 56 место в рейтинге регионов по доходам населения

14.06.2025 14:47
Рязанский театр драмы готовит премьеру нового сезона «Сахарный ребёнок»

13.06.2025 16:33
На ремонт и замену дорожных знаков в Рязани потратят 10 миллионов рублей

13.06.2025 16:29
Рязанцам предлагают полистать «Фотолетопись» советского периода

11.06.2025 15:45
В рязанских лесах найдена редкая орхидея Венерин башмачок

11.06.2025 12:37
В Лесопарке Рязани готовят участок под устройство экотропы

11.06.2025 11:35
«Зелёный сад» подарит дизайнеру мощный компьютер

11.06.2025 11:02
В Новомичуринске разработали проект рекреационной зоны на берегу Прони

11.06.2025 09:52
Администрация Рязани разыскивает наследников двух квартир

10.06.2025 20:32
В Шацке планируют реанимировать городскую набережную

10.06.2025 17:06
Работы по благоустройству ЦПКиО Рязани начнутся в июле-августе

10.06.2025 16:40
Проект строительства ливнёвки в Кальном Рязани переделали

10.06.2025 14:04
«Народный контроль» проверил спортшколу «Локомотив» в Рязани

10.06.2025 12:43
Мэрия Рязани в судебном порядке требует сменить арендатора Дома Циолковского

10.06.2025 10:36
Рязань закупит ещё 14 троллейбусов

10.06.2025 09:59
На Лыбедском бульваре в Рязани построят детский сад

09.06.2025 21:28
В Рязанской области участники СВО смогут получить гранты на открытие агробизнеса

09.06.2025 17:24
Рязоблсуд оставил главреда издания «Вид сбоку» Константина Смирнова под стражей

09.06.2025 15:02
Рязанские единороссы сформировали итоговый список кандидатов на выборах в Рязоблдуму

09.06.2025 14:42
Рязанская НПК провела профориентационный практикум для учащихся «Роснефть-класса»

09.06.2025 12:58
Спасск-Рязанский представил новый проект благоустройства «Ключ от города»

10:55
В Касимове убрали крышу здания речного вокзала

10:45
Жители села Дядьково под Рязанью лишились холодной воды

10:35
В Путятинском районе погиб водитель ВАЗ-2114, столкнувшийся с фурой

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер