СУББОТА
6/21/2025 6:00:36 AM

Подробности

Служба

То, что нравственно

05.08.2010

В 1993 году среди почитателей таланта Екатерины Васильевой прокатился слух – актриса ушла в монастырь. Народная артистка, обожаемая миллионами за роли в «Чародеях», «Обыкновенном чуде», «Экипаже» и десятках других, отреклась от светской жизни.

Как выяснилось позже, ни в какой монастырь Васильева не уходила, просто по благословению своего духовника отказалась от лицедейства, решила посвятить себя семье и служит казначеем в храмах Антипы и Софии Премудрости Божьей.

Гениальный второй план

Однако общения с прессой Екатерина Васильева сейчас не избегает, да и в прежнюю профессию постепенно возвращается. И это не может не радовать настоящих ценителей киноискусства и хороших театральных постановок. Ведь Екатерина Васильева – это в некотором роде явление в актерской среде. В самом начале карьеры в кинематографическом мире к ней отнеслись совершенно несерьезно, и причиной тому была нестандартная внешность. Режиссер Сергей Соловьев, который впоследствии стал первым мужем актрисы, так вспоминает подслушанный им разговор преподавателей ВГИКА о новой студентке: «Девица несомненно способная, но с никакими внешними данными - уж так отчаянно некрасива, страшнее Раневской. Но та-то - Раневская!». Да, о красоте в ее классическом понимании, конечно, речи не шло. Зато в первых же ролях Васильевой проявилась способность актрисы к острой, гротесковой интерпретации образов. Кинорежиссеры быстро разглядели в ней талант и стали приглашать как на комедийные, так и на драматические роли. И ей все удавалось прекрасно. Чаще всего это были роли второго плана, но какие роли – нередко они почти затмевали главных героев. Взять хотя бы ее атаманшу из фильма «Бумбараш», дежурную в комедии «Вас вызывает Таймыр» или Анаис в музыкальной комедии «Соломенная шляпка» – эти героини сразу бросались в глаза и запоминались.

Екатерина Васильева - создательница образов властных, независимых женских характеров. В то же время, большинство героинь Васильевой не лишены нежных чувств и лиричности. Даже атаманша из «Бумбараша» и колдунья Шамаханская из «Чародеев» мечтают о светлой любви. А ее Эмилия из фильма «Обыкновенное чудо» стала классическим образцом женщины, которая положила любовь на алтарь карьеры королевской фрейлины, а сама при этом всю жизнь мечтала о тихой семейной жизни с любимым человеком.

Любимая женщина писателя Достоевского

Наверно, нет ничего удивительного и в том, что Екатерина Васильева после стольких лет отсутствия на театральной сцене согласилась на роль в спектакле «Я была счастлива». Ведь ее героиня, как и все прошлые образы, является простой женщиной, которая будучи женой известнейшего человека, не предается мечтаниям о пышной светской жизни или славе, а хочет обычного семейного счастья.

В основу антрепризного спектакля Салюка «Я была счастлива», который посмотрели рязанские зрители, легли дневники жены Федора Михайловича Достоевского Анны Сниткиной и отрывки из его романов. Ставшая сначала его личным стенографом, а затем и спутницей жизни Анна Григорьевна в своих мемуарах отразила все нюансы совместного проживания с мужем, который, безусловно, был гением, но при этом обладал совершено невыносимым характером. Раздражительному, обидчивому, ужасно ревнивому, вспыльчивому неврастенику Достоевскому Бог послал для равновесия спокойную и умиротворяющую жену, настоящего ангела, и это признавали даже его соратники по цеху. Лев Толстой, чья жена, Софья Андреевна, считается образцом супруги писателя, не без зависти отмечал: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского».

Зрители могли видеть, как на их глазах Екатерина Васильева виртуозно перевоплощалась из любящей, всепрощающей жены и стенографистки писателя то в азартную эксцентричную бабушку из «Игрока», то в скорбящую мать Раскольникова из «Преступления и наказания», то в разбитную и непутевую, но не потерявшую совесть Настасью Филипповну из «Идиота». Роль партнеров Васильевой, которые исполнили Александр Мезенцев и Ярослав Здоров, скорее была фоновой, чтобы ненавязчиво подыграть главной героине и не нарушать ее монолога, идущего из самой глубины души.

Декорации, исполненные в минималистском ключе, напоминали книжный переплет с портретом Достоевского на обложке. Да и вообще, вся постановка не предполагала развлекательного действия: пропитанная религиозной философией, христианскими заповедями, она предназначена для тех, кого волнуют вечные вопросы и кому близки идеи Достоевского. Отрывки из дневников Анны Сниткиной были так органично скомбинированы со сценами из романов Достоевского, что становилось ясно – творчество писателя выстрадано не только личной болью и кровью, но и тяжелыми душевными жертвами его близких.

Пьеса «Я была счастлива» была написана специально для Васильевой при ее непосредственном участии. Сама она так определяет основную мысль постановки: «Это спектакль о христианской любви, о православной женщине, ее долге и предназначении, о том, как она должна относиться к мужу, к семье. В наше время, когда семьи рушатся, это адресный спектакль, больше проповеднический, чем театральный или литературный. Я очень радуюсь, когда вижу на спектакле молодые или вообще семейные пары. Все слова, которые я произношу со сцены в этом спектакле, не противоречат моим внутренним убеждениям. Может быть, тому, кто не ходит в церковь, это будет полезным и нужным, поэтому работать в этом смысле мне очень легко, хотя трудно физически». Не так давно Екатерина Васильева перенесла операцию на сердце, и в этом контексте ее работу можно назвать уровнем высочайшего класса: находясь почти три часа на цене в тяжеловесном платье, кутаясь в различные наряды при перемене образа, она при этом играет, как говорится, «на разрыв аорты», ни разу не показав зрителю какой-либо усталости. Рязанские зрители оценили этот маленький подвиг по достоинству: по окончании спектакля, который, не будем забывать, проходил в нашем городе при температуре 40 градусов, Екатерину Васильеву вполне заслуженно завалили цветами и долго не отпускали со сцены.

Возвращение королевы

Она все-таки вернулась и в кино, и на сцену, несмотря на то, что называет эту профессию «ужасной», а свое поступление во ВГИК – ошибкой. В 1998 году она появилась в картине Валерия Приемыхова «Кто, если не мы», а чуть позже - в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». Актриса так объясняет свое возвращение: «В каждом случае есть свое идейное оправдание. Согласилась, потому что мне очень понравилась идея фильма «Приходи на меня посмотреть» о воссоздании семьи, а это одна из самых важных проблем в России. Я также знала, для чего Валера Приемыхов делал картину «Кто, если не мы» - это плач, картина о России, о наших детях». И все же сама Екатерина Васильева называет себя в первую очередь матерью священника (ее сын Дмитрий, окончив ВГИК, решил стать дьяконом) и лишь во вторую - актрисой. В кино снимается она редко, и продолжает работать при храме. Каждую свою новую работу над фильмом или спектаклем, заинтересовавшим ее, начинает с благословления своего духовного наставника: «Он мне говорит: «Играйте только то, что нравственно, что несет добро, любовь», - я играю. Скажет: «Перестаньте», - я перестану».

Наталья Гончарова (использованы материалы официального сайта Екатерины Васильевой и сайта rusactors.ru) 

«По сводкам», 08/2010


Метки: Екатерина Васильева


Поиск

20.06.2025 17:59
В Рязанской области планируют снизить лимит добычи лосей и косуль

20.06.2025 14:25
«ТЕХНОНИКОЛЬ» запустила экологическое исследование в Восточном промышленном узле Рязани

20.06.2025 13:04
Турпоток в Рязанской области вырос вдвое

20.06.2025 11:05
В Рязани определили объекты для приоритетного благоустройства в 2026 году

20.06.2025 09:51
Обнародован рейтинг вакансий с высокой зарплатой в Рязанской области

19.06.2025 22:44
В Рязани построят новую стоматологическую клинику за 500 миллионов рублей

19.06.2025 16:26
Площадь нового индустриального парка под Рязанью составит 200 гектаров

19.06.2025 14:30
В Рязанском регионе создадут филиал подмосковного парка «Патриот»

19.06.2025 13:37
Эксперты Рязанской НПК проводят оценку выпускных работ студентов

19.06.2025 13:12
Рязанские вокалисты стали победителями международного фестиваля-конкурса «Балтийский бриз»

19.06.2025 12:52
Рязанцы оценили рок-мюзикл «Сирано де Бержерак» в музыкальном театре

19.06.2025 09:48
Рязанцы высказались против размещения промышленного объекта в зелёной зоне у ручья Быстрец

19.06.2025 09:18
Рязанские предприятия подписали 11 соглашений с инвесторами на полях ПМЭФ

18.06.2025 16:48
Объявлен тендер на пристройку к школе в Дядьково за 1,2 миллиарда рублей

18.06.2025 15:21
ГК «Зелёный сад» вручила ценные подарки выпускникам-строителям, уходящим в армию

18.06.2025 14:04
Объявлен очередной тендер на проект Южного обхода Рязани

18.06.2025 12:04
Драмтеатр из Сыктывкара показал в Рязани иронический детектив «Ищите женщину»

18.06.2025 10:20
В историческом здании на улице Соборной в Рязани начали реставрировать окна

17.06.2025 17:06
Маскотом Рязани как новогодней столицы выбрали талисман «Снежанушка»

17.06.2025 15:56
На ремонт улиц Введенской и Вознесенской в Рязани потратят 62 миллиона рублей

17.06.2025 15:00
Ремонт улицы Чкалова в Рязани завершён досрочно

17.06.2025 11:53
В Рязани не нашли подрядчика для ремонта «Здания поземельного банка»

17.06.2025 10:57
«Ростелеком» рассказал о главных трендах развития новых коммуникационных интернет-технологий

17.06.2025 09:49
В Рязани «Большие гастроли» драмтеатра из Сыктывкара начались со «Свадьбы с приданым»

16.06.2025 21:26
Ремонт моста на Первомайском проспекте в Рязани завершён досрочно

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер