Подробности

Беседка

Скульптор без маски

03.08.2011

У Раисы Лысениной удивительная улыбка. Она появляется на лице неожиданно и сразу же захватывает всего человека. Лысенина улыбается не лицом, а всем своим организмом, и очень трудно не улыбнуться в ответ.

«Я, наверное, родилась с улыбкой на лице, – рассказывает она. – Просто органически не могу не улыбаться. Наверное, счастливый человек. Я тут подумала – действительно счастливый. Мне удалось реализоваться в работе. Сколько в мире людей, для которых их работа – это скучная, тяжелая необходимость. А для меня – радость. Есть силы и возможности для воплощения замыслов. И главное, замыслы тоже есть и появляются постоянно. Нужны только время и силы».



Самое время «забронзоветь»…
Мы знакомы давно. Правда, в силу различных обстоятельств встречаемся нечасто. Но вот ведь в чем парадокс – можно не видеться месяцами, но так или иначе ощущать присутствие этого человека в собственной жизни. Это трудно объяснить, но дело тут, скорее всего, в особой загадке, которая всегда присутствует в работах Лысениной, да и в самой ее личности. И это притом, что она совершенно лишена этакой «самости», загадочной многозначительности, присущей многим «творцам». Помню наш разговор после престижнейшей выставки в известном на весь мир Бахрушинском музее, знаменитой Театральной галерее на Малой Ордынке в Москве. Там на стенах Бенуа, Бакст, Лентулов. И тут – Лысенина из Рязани. Искушенная московская публика валом валит, выставка продолжается месяц – случай для провинциального скульптора редчайший. Самое время «забронзоветь», почувствовать себя мэтром. Но… Напустить на себя какую-нибудь солидную муть – это точно не про Лысенину. Она патологически не умеет притворяться. Даже когда очень хочется почувствовать себя этаким «большим художником».

«Наверное, я очень смешливая, – говорит о себе Раиса Лысенина. – Как представлю эту картину со стороны – расступись, народ, Лысенина идет! – не могу, смех разбирает. Я вообще-то не мастер прикидываться. Это еще с детства. В школе все мечтали стать кем-то выдающимся – космонавтом, актрисой или на худой конец милиционером. И мне иногда до слез хотелось придумать себе какую-нибудь возвышенную мечту, но получалось, честно говоря, как-то недостоверно». Кстати, это неумение и нежелание примерять на себя различные маски порой доставляет Раисе Лысениной массу неудобств. Ну, надо иногда «прогнуться» перед начальством, произвести на нужного человека приятное впечатление, стать в компании «своей». И она честно пытается, но получается не слишком достоверно. Если ей что-то не по душе, это сразу же отражается на лице. Вот и ходят разговоры о Раином неуживчивом характере. «Думаешь, мне самой не обидно? Еще как… Бывает, в компании все радуются, веселятся, а я сижу как бука. Прихожу домой и думаю – что ж такое? Опять не получилось… Ребята, я ведь хорошая, только вот притворяться не умею!» – грустно сообщает она.

Неуловимая точка надлома
Наверное, к работам Раисы Лысениной можно было бы приклеить какой-нибудь яркий искусствоведческий ярлык. Обозвать солидно звучащим «измом» и поставить на полочку, чтобы покрывался архивной пылью где-нибудь в разделе: «Скульптура современной России». Только вряд ли получится. Автор и ее работы выбиваются из общего ряда. Если бы попросили назвать ее произведения одним словом, сказал бы – «хрупкость»… Казалось бы, скульптура, особенно монументальная, – это застывшая форма, рассчитанная на века. Какая уж тут хрупкость. Но даже в монументальных работах Раисы Лысениной всегда присутствует неуловимая точка надлома, как в очень высокой и чисто взятой певческой ноте, когда становится до слез страшно: еще мгновение – и сорвется, собьется на фальшь. А звук все длится, заставляя замирать в отчаянной радости того единственного мгновения, которое невозможно ни повторить, ни зафиксировать. Часто пытался определить, в чем истоки ее творчества. Кто учителя? Кому, пусть подсознательно, подражает?

«Нет у меня образцов для подражания, – сообщает Лысенина. – Конечно, мне нравятся работы многих художников. Но чтобы сказать – вот это тот, на кого я хотела бы быть похожей, – такого нет. Истоки… Наверное, это русская деревянная скульптура, русская икона. Но опять-таки, копировать что-то – занятие изначально бессмысленное. Скорее это своеобразная творческая подпитка, духовный фундамент, на который опираюсь в своих замыслах».

Оживающие во Христе
Многие работы Раисы Лысениной последних лет посвящены религиозной теме. Это и надвратная икона Благовещенского храма на улице Затинной, и памятник одному из самых почитаемых и любимых православных святых – Святителю и Чудотворцу Николаю, и Преподобный Серафим Саровский, и поклонный крест у Казанского монастыря на той же Затинке. «Я родилась на улице Затинной, – рассказывает она, – рядом с Казанским монастырем. Район этот, надо сказать, был в то время жутковатый – настоящие городские трущобы. Местные “низовские”, или “монастырские”, хулиганы славились на весь город. На месте, где сейчас стоит крест, до революции был престижный Казанский некрополь. Здесь покоились, кроме настоятельниц и монахинь, останки почетных граждан города: Протасьевы, Бухвостовы, Живаго, Гагины, Бутурлин и другие известные рязанские фамилии. А потом был концлагерь, где в 1919 году расстреливали и в братских могилах закапывали десятки людей. Страшно представить, сколько же страданий видели эти стены.

Потом наступило запустение – роскошнейшие надгробья валялись бесхозными грудами. Постепенно исчезли и они, и это место начало зарастать всяким мусором, превращаться в городскую помойку. К тому времени в монастыре был уже государственный архив. Когда храм передали епархии и начались службы, в четверике (основная архитектурная форма русского храма, четырехугольная) даже не было пола! Мы спускались на полтора метра вниз и осторожно ступали по доскам. Отопления не было, и зимой я подходила поближе к теплушке и слушала божественный хор. Как пели девушки… Порой даже молиться забывала... Наверное, мои детские воспоминания, переживания по поводу судьбы храма, вся история его возрождения – все это постепенно накапливалось где-то в глубине души… Видимо, помимо моей воли мозг уже начал работать. Ведь на самом деле все идеи приходят свыше. А дальше они либо проскакивают мимо, либо оседают и воплощаются в наших замыслах.

Сначала я подала проект по созданию некрополя. Вычистила найденные надгробия, позолотила надписи. Конечно, некрополь получился в большей степени мемориальным, но, по крайней мере, обозначено место бывшего захоронения. И уже дальше я предложила матушке идею Поклонного креста. Это была трудная, но одновременно радостная работа. Необходимо было соблюсти все православные каноны и в то же время хотелось передать свои чувства. Все время вспоминались слова апостола Павла: «Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Для меня главное в этой работе – эмоциональное состояние фигуры Спасителя, движение его рук. Мягко склоненная голова Христа выражает не смерть, а всепрощение и любовь. А руки… Как сказал однажды батюшка: “Христос обнимает нас и прощает”».

«Живу и работаю сердцем»
Еще у Раисы Лысениной есть энергия и желание помогать. Согласитесь, в наше прагматическое время не столь часто встречающееся качество. Причем она приходит на помощь даже тогда, когда ее не просят. Часто обжигается на этом и все равно по-другому не может. Очевидно, это нужно в первую очередь для нее самой, для сохранения собственной цельности. Она приходит на помощь даже тогда, когда человека уже нет в живых. Собрала по кусочкам и восстановила варварски разрушенную скульптуру талантливейшего рязанского скульптора с трагической судьбой Антонины Усаченко. Вместе с известным фотохудожником Евгением Кашириным создала фонд «Творческое наследие». Основная цель – сохранение работ умерших рязанских художников. Честно говоря, изначально мало кто верил в успех этой лысенинской затеи. Искали какие-то меркантильные мотивы – ведь не может быть, чтобы человек просто так взвалил на себя этот груз? Тратил время, ходил по инстанциям, выбивал помещение, ремонтировал его, организовывал выставки, искал средства и чаще всего вкладывал свои собственные деньги. Потом привыкли и даже сплетничать перестали. Можно сказать, махнули рукой – Лысенина, одним словом…

А она часто приходит домой, проклинает свой неуемный характер, говорит, что завтра плюнет на все, запрется в мастерской и будет работать. Но наступает новый день, на лице снова появляется улыбка-открытие, и все начинается сначала… И вновь Раиса Лысенина ходит по инстанциям, убеждает, просит, доказывает. И в Музее молодежного движения открывается удивительная выставка, посвященная 105-летию со дня рождения Андрея Дмитриевича Мелешкова, который, по сути, был одним из первых скульпторов Рязани.
«Я живу сердцем и работаю сердцем, – говорит Раиса Лысенина. – Не умею просчитывать, видимо, уже никогда не научусь. Наверное, Бог не вложил в меня способность к анализу. Зато щедро одарил способностью любить».

Беседовал Михаил Колкер

Лысенина Раиса Алексеевна. Скульптор. Заслуженный художник РФ. Родилась в 1955 году в Рязани. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Член Союза художников России. Участник и лауреат многих российских и международных выставок. Автор барельефа «Юрий Гагарин» (Брессюир, Франция), памятника 60-летию освобождения г. Скопина от фашистских оккупантов (г. Скопин), многочисленных декоративных скульптур в Уфе, Азове, Рязани, Казани, Брессюире (Франция), Сеговии (Испания), Вейпетри (Чехия). Работы Раисы Лысениной находятся в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге, в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина, Рязанском театре кукол, в коллекциях Голландии, Франции, Испании.



Метки: Раиса Лысенина, искусство, скульптура


Поиск

14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30