Музей дальней авиации |
---|
Познакомиться с историей военной авиации, посмотреть настоящие боевые самолёты возможно прямо на территории военной части в Дягилевском городке в Рязани.
Фото автора
В назначенный день и час визитёров встретят и проведут на территорию гарнизона. Экскурсоводы музея — пилоты дальней авиации в отставке, люди, не обделённые чувством юмора и готовые поделиться с гостями байками из лётной и приземлённой среды. Руководит предприятием майор в отставке, пилот с приличным лётным стажем Владимир Васильевич Самошин. Он как никто владеет информацией об истории музея, и для тех, кто не знал, но забыл, пояснит, что Беляков (неслучайно улица в его честь) — основатель гарнизона. А точнее — первой в стране штурманской школы, которая была создана на этом месте в 1940 году. Генерал-майор авиации Александр Беляков — тот самый штурман экипажа Чкалова, который первым на АНТ-25 совершил перелёт через Северный полюс в США и возглавил рязанскую школу штурманов. Название школы многократно менялось и сегодня зовётся «43-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС».
Сама идея организовать при авиабазе музей принадлежит ныне здравствующему преподавателю центра подполковнику Юлию Николаевичу Ермакову. Инициативу одобрил командующий дальней авиацией, Герой Советского Союза авиации дальнего действия ныне здравствующий (23 декабря прошлого года ему исполнилось 98 лет) Василий Васильевич Решетников. Музей открыли накануне 30-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне — 28 апреля 1975 года. Над экспозициями работал назначенный руководителем и экскурсоводом Ермаков. К слову, бюст, что встречает посетителей, лепили как раз с него. Залы музея — это восточное и западное крыло второго этажа центрального и самого красивого здания гарнизона, и, конечно, площадка с семью настоящими самолётами у лётного поля. Налюбоваться ими вдоволь позволят, когда в головах посетителей уже осядет и сформируется полное представление о рязанцах, покоривших небо.
История покорения берёт начало в восточном крыле. Для погружения экскурсантам запускают трёхминутный сюжетик о попытках человека взлететь из кинофильма «Воздушное приключение». В целом же за 42 года внешне музей почти не изменился, признаётся Самошин. Но от него и не ждёшь мультимедийности. Рязанский музей дальней авиации пока ещё хранит атмосферу прошлого, а вовсе не пережитки. Расскажут тут о полёте холопа Никиты с Распятской колокольни на деревянных крыльях, который при этом остался жив, но голова его долго на плечах не продержалась — царь Иван Васильевич велел её удалить. Поведают про Крякутного, который якобы первый оторвался от земли на воздушном шаре в 1731 году. Укажут на портреты людей, которые влияли на авиационную науку: отца русской авиации Николая Жуковского, создателя первого в мире самолёта Александра Можайского, изобретателя всего на свете Михаила Ломоносова, члена общества воздухоплавателей Дмитрия Менделеева и, конечно же, Константина Циолковского.
В одном масштабе для сравнения здесь висят самолётики Можайского и братьев Райт. Попытку взлёта пионеру авиации не зачли, в приоритете оказались братья Райт — Уилбур и Орвилл, которые пробыли в воздухе 8 секунд и пролетели при этом 36 метров. И, как известно, 17 декабря 1903 года считают днём рождения авиации. Здесь же и стенд первых русских лётчиков в активной фазе летания. Учились они во Франции, а демонстрировали своё умение на самых больших и ровных в то время полях — ипподромах. Михаил Ефремов, получив документ (brevet №31) об окончании лётной школы, стал 31-м в мире дипломированным лётчиком и первым из русских, кто овладел лётными навыками.
С фотографии смотрит и первая жертва русской авиации — капитан Лев Мациевич, который выпал из разрушающегося самолёта над Санкт-Петербургом. Трагическую картину наблюдал актёр питерского театра Глеб Котельников: тогда-то и пришла ему в голову гениальная мысль о парашюте. В региональном архиве удалось найти снимок первого полёта самолёта рязанского лётчика Адама Габер-Влынского. Говорят, он ругался так, что ему завидовали все ломовые извозчики Питера.
В металле для наглядности можно увидеть и первую мёртвую петлю, которую продемонстрировал Пётр Нестеров. С тех пор все международные соревнования по высшему пилотажу на спортивных поршневых самолётах проходят на Кубок Нестерова. Он же и автор первого воздушного тарана — 8 сентября 1914 года, в начале Первой мировой, Нестеров протаранил австрийский альбатрос. Это был первый результативный воздушный бой, но со смертельным для пилота исходом. Интересно, что в Рязани проживал единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана и остался жив. Им был Герой Советского Союза Борис Ковзан, начальник Рязанского аэроклуба, а жил он на улице Грибоедова.
Доминирует надо всей экспозицией, нависая под самым потолком, «Илья Муромец». С этого самолёта и принято вести отсчёт всей дальней авиации России. Конструкцию этого аэроплана разработал недоучившийся студент Киевского политехнического института Игорь Сикорский, который увлёкся авиацией, отучился во Франции, привёз оттуда два двигателя и занялся конструированием. Воплотит он свои мечты уже в Америке. К слову, на вертолёте Сикорского до сих пор летают президенты США.
А заметили его ещё на родине, когда Сикорский с друзьями гоняли на выставки свои первые самолёты. Председатель акционерского общества Русско-балтийского вагонного завода Михаил Шидловский пригласил его на роль главного конструктора на только открывшееся на предприятии авиационное отделение для разработки многомоторных самолётов, хотя в эту затею не верил даже сам отец русской авиации. С самолётом Сикорский справился довольно быстро — назвали его «Гранд», и когда он трансформировался до четырёх моторов, то получил название «Русский витязь», в котором успел полетать и сам император Николай II.
Осенью 1913 года взлетает совсем новая машина Сикорского с именем уже конкретного богатыря — «Илья Муромец». Аппарат служил и для пассажироперевозок — на борту имелись столики и кресла из плетёных ивовых прутьев, комната отдыха и даже туалет.
Военные увидели в «Илье Муромце» бомбардировщика, заказали крупную партию. Сикорский, чтобы проверить, как поведёт себя машина на дальних перелётах, летит из Петербурга в Киев. С вынужденной пересадкой «Илья Муромец» триумфально приземлился в назначенном месте, а уже на банкете в честь перелёта Сикорский узнаёт об убийстве эрцгерцога Фердинанда. И уже через месяц в воздушные бои Первой мировой вступают «Муромцы». Сикорский и Михаил Шидловский убеждают царя в необходимости подчинить все аэропланы одному человеку. Согласившись с доводами, Николай II 23 декабря 1914 года издаёт Указ о создании эскадры воздушных кораблей. Уже в постсоветское время эта дата стала днём рождения дальней авиации. Михаил Шидловский стал первым в стране авиационным генералом.
В рязанском музее можно разглядеть самодельную, но идентичную реальной носовую часть кабины пилота «Ильи Муромца», а также макеты бомб легендарного самолёта. Макет аэродрома в Яблонне под Варшавой, где базировалась эскадра боевых воздушных кораблей. Модель штурмовика Ил-2 со стола Сергея Ильюшина. Собирая экспонаты в музей, Юлий Ермаков наведался к авиаконструктору, который прямо-таки с порога заявил — «Что я тебе дам? У меня последние штаны забрали». Потом поглядел на свой рабочий стол, затем на расстроенное лицо гостя и решил, что любимую модель для рязанского музея не жалко.
В восточном крыле музея можно обогатиться знаниями и нескучными байками военного и мирного времени вплоть до развала Советского Союза. Здесь и формы лётчиков 1930-х годов с кожаными регланами, шлемофонами, планшетами, очками бабочкой с лозунгом «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!». Подробная схема перелётов Валерия Чкалова, карта маршрута, нарисованная его рукой, и лицевая кротовая маска, в которой лётчик покорял Америку через Северный полюс. Делалась маска из шкурки крота по той причине, что она (шкурка) совсем не впитывает влагу.
В стеклянном шкафу музея имеется немало значимых предметов лётчицкой одежды. К примеру, плащ Николая Гастелло. Лётчик-штурмовик Иван Воробьёв служил в соседнем полку с Гастелло, их жёны дружили, супруга Воробьёва же была родом из-под Рязани. Когда их эвакуировали (пришлось собираться на бегу, похватали, что успели), жена Гастелло взяла плащ мужа, а в дороге отдала подруге, чтобы та смогла укутать малыша. Воробьёвы сохранили плащ как реликвию, правда, меховую подкладку съела моль. Передал в музей плащ внук Воробьёва, который работает в Рязанском военном суде.
Среди других экспонатов одежды — шарф генерала Тихонова. Он был одним из первых, кто получил задание бомбить Берлин. Перед стартом каждому члену экипажа вручались такие шарфики. К слову, в одном из стендов можно обнаружить проект приказа о поощрении личного состава 432-го полка за штурм Берлина, который Иосиф Сталин правил своей рукой. В рязанском музее, конечно, репродукция, а оригинал можно лицезреть в Энгельсе. После этого приказа стало принято выдавать деньги за успешные боевые действия — сбитые самолёты противника и прочее.
Не утаит Владимир Васильевич, как ведёт себя в работе панорама ночного Берлина в августе 1941 года, печка-буржуйка, самодельный светильник и заведёт на патефоне популярную у военных лётчиков Второй мировой песню «Бомбардировщик» Леонида Утёсова. Расскажет невероятный случай о том, как штурман Иван Чиссов на высоте 7 тысяч метров под Вязьмой в феврале 1943 года выпрыгнул из горящего самолёта, как парашют не раскрылся, но спас Ивана крутой склон оврага, по которому он и приземлился по касательной, сильно поломанный, но живой.
Возможно, каждому, кто заглянет в оба крыла музея авиации, приятно будет узнать, что до него здесь побывали такие влиятельные в истории люди, как Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Владимир Аксёнов, Алексей Леонов, Павел Попович, Пётр Дейнекин. Но есть тут и одно вакантное место — берегут для кого-нибудь из прославленных и знаменитых, так что можно попробовать попасть в рязанский музей в доску почётных посетителей. К слову, оставил о себе память один из таких — бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Он всем своим видом показывал, что желал бы наградной пистолет генерала, дважды Героя Советского Союза Евгения Фёдорова — 9-миллиметровый Browning High-Power с тринадцатью патронами в обойме. Но что-то его остановило: то ли кондового вида стекло, то ли скромность.
В западной части музея можно усвоить развитие авиации после войны. Поможет в этом и чёрный ящик, и приборная доска самолёта Ту-16, кресла и штурвалы Ту-95, кресло-катапульта самолёта Ту-16, шлемофоны. Всем обязательно дадут подержаться за штурвал, почувствовать себя настоящим пилотом, а уже скоро обещают запустить в шлемофоны радиопереговоры, чтобы слушать полёт.
А на подходе к лётному полю авиабазы на свежем воздухе в нужном порядке красуются самолёты с историей — это образцы техники, которые в разные годы стояли на вооружении дальней авиации. В этом ряду, к примеру, первый советский стратегический турбореактивный бомбардировщик М4: он мог загрузить более 20 тонн бомб и пролететь с ними почти 10 тысяч километров. Первый в стране сверхзвуковой реактивный дальний бомбардировщик Ту-22 уникален своим аварийным выходом — все три члена экипажа катапультируются не вверх, а вниз. А его модифицированный вариант Ту-22ПД попал в музей волей случая: он участвовал в боях в Афганистане и потребовал ремонта, а когда перегоняли на 360-й авиаремонтный завод, который тут совсем поблизости, отказал один из двигателей, ремонтировать не стали и через год передали в музей дальней авиации. Стоит на рязанском поле и такой музейный экспонат, который находился в составе эскадрильи в Моздоке, а в середине 1980-х Ту-95К пригнали в Рязань для подготовки командиров кораблей.
Обитатели Дягилевского городка и прилегающих районов уже давно привыкли к взлётно-посадочному гулу, да и прочих рязанцев не удивишь внезапностью появления самолёта из-за угла. Но несмотря на будничность, немыслимое количество гостей собирает
Адрес музея — Дягилевский городок, улица Белякова, дом 9А. Проехать сюда можно общественным транспортом на троллейбусе №1, маршрутном такси №41 или №168 до остановки «Дягилевский военный городок». Ориентиром станет самолёт Ту-16 напротив остановки. От него полкилометра по аллее до КПП. Работает музей с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00 только по предварительным заявкам. Созвониться с руководителями музея можно по телефонам: (4912) 33-53-36, 8-910-503-78-58.
Метки: Рязанский музей дальней авиации, авиация, Дягилево, Великая Отечественная война, история
16.11.2024 15:27
Т2 запускает новогодний тариф «Хватит!» с безлимитным интернетом в выходные и заморозкой цены навечно
16.11.2024 09:38
Во Дворце Олега открылась выставка «Рязанский кремль в фотографиях»
15.11.2024 15:39
«Зелёный сад» дарит «Алису» за подписку
15.11.2024 14:17
Назначены публичные слушания про проекту бюджета Рязани на 2025 год
15.11.2024 11:48
Павел Малков рассказал о съёмках короткометражки в Рязанской области
15.11.2024 09:57
В Рязани увеличат количество льготных поездок на общественном транспорте
14.11.2024 16:04
Свидетели по делу о закупке техники в Рязани озвучили новые подробности
14.11.2024 15:37
Ещё один подрядчик начал вывозить грунт со стройплощадки в Борках
14.11.2024 15:26
Экс-мэр Рязани Елена Сорокина дала показания в суде по делу о закупке коммунальной техники
14.11.2024 12:56
В Рязани вводится туристический налог
14.11.2024 12:20
В Сасовском округе обустроят нерегулируемые пешеходные переходы возле школ
14.11.2024 11:57
На работу вертолёта санавиации в Рязанской области потратят ещё 2,8 миллиона рублей
13.11.2024 21:31
Создано агентство по развитию Рязани
13.11.2024 15:56
В Рязанской области состоялся слёт юных волонтёров при поддержке РНПК
13.11.2024 13:23
Завод каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ в Рязани приступает к установке постов мониторинга воздуха
13.11.2024 12:15
На ремонт участка канализации в центре Рязани потратят 41,4 миллиона рублей
13.11.2024 11:52
На установку и замену дорожных знаков в Рязани потратят 3,2 миллиона рублей
13.11.2024 11:40
На базе РГРТУ могут открыть проект «Передовые инженерные школы»
13.11.2024 10:20
Ростелеком: Компания предложила новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда
13.11.2024 09:22
В Рязанской области объём промпроизводства вырос почти на 12%
12.11.2024 17:10
В Рязанской области установили нормативы затрат на ремонт и содержание дорог V категории
12.11.2024 15:22
Школа в Борках будет возведена за территорией бывшего шпалозавода
12.11.2024 14:04
В Рязани нашли подрядчика для строительства второй очереди кладбища «Преображенское»
12.11.2024 12:45
Производитель сельхозтехники из Китая планирует строительство завода в Рязанской области
12.11.2024 10:55
Ливнёвку в Московском районе Рязани оборудуют локальными очистными сооружениями