Мнение

Поделиться:
Наталья Рубцова

Двое в поле

3 октября в Рязанском театре драмы состоялся предпремьерный показ авторского спектакля-притчи режиссёра-постановщика Никиты Москового-Руссо «Двое в поле».

Ключевое слово в афише — притча. Для справки, по мнению Василия Великого, церковного писателя и богослова, термин «притча» означает «припутное изречение, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям».

«Двое в поле» - экспериментальная постановка малой формы, предполагающая камерное исполнение пьес философской направленности небольшой продолжительности. Для этой цели в драмтеатре есть специальный зал, который так и называется — малый, в нём создаётся атмосфера приватности исполнения.

В пьесе всего три действующих лица, у них нет имён, а просто Первый (актёр Денис Чистяков), Второй (актёр Вячеслав Мельник) и Человек в белом костюме (актёр Дмитрий Рахманин), нет привычного сюжета и логических действий, зато много диалогов. Сначала даже непонятно, что происходит на сцене.

Двое странных мужчин, чтобы скоротать время, занимаются бессмысленным делом — копают яму. Видно, что вместе они очень давно, занимают себя разговорами, порой не слушая друг друга, ссорятся и мирятся, но уйти никуда не могут, они словно завязли во времени и пространстве. Жизнь для них абсурдна. Появление Человека в белом костюме полностью меняет весь уклад.

Зрительский мозг в продолжение всего спектакля работает на полную катушку, стараясь понять, в чём, собственно, дело? Кто все эти люди? Как они здесь оказались? Чтобы не допустить перегрева черепной коробки, продолжительность ограничена временем — 55 минут и это спасает.

Переосмысление приходит уже ближе к финалу или даже по окончании представления.

Режиссёр в основу своей пьесы положил отрывок из притчи «В ожидании Годо» французского драматурга ХХ века Самюэля Беккета.

Как сказал Никита Московой-Руссо, этот отрывок почти полностью перенесён в сцену разговора главных героев о судьбе двух разбойников, которые были распяты вместе со спасителем и что с ними стало. Именно эта часть драмы глубоко запала в душу режиссёра и в конце-концов созрела в собственную историю.

Герои Беккета полностью разбитые люди, у них богатое прошлое. Режиссёр взял тех же персонажей, только помоложе и поглупее, у которых нет никаких размышлений. Это разбойники, они осуждены и находятся в пространстве между так называемым Раем и Адом, их судьба не предрешена, это люди, которым не хватает какого-то рычага, чтобы перейти на светлую сторону, изменить свою судьбу.

Этим определённым рычагом является Человек в белом костюме, в трактовке режиссёра олицетворяющий некую божественную силу, стороннее вмешательство, которое заставляет наших безвольных героев подняться, пойти за ним, вынуждает бросить цикличную рутинную работу.

Но путь к свету оказался тернист, персонажам предстояло переплыть опасную реку.

Постепенно меняется и сознание героев, появляются зачатки духовного развития. Важно, что у них появился моральный выбор и возникла необходимость помогать друг другу, а не спасаться в одиночку. К счастью, они справились с этим испытанием. Конец мучениям — герои готовы к новой жизни и для них проявилась заветная дверь, озарённая ярким светом, с доносящимся оттуда пением птиц.

На сцене минимальное количество не только актёров, но и реквизита. Основной декорацией является игра света (художник по свету Пётр Чирков), когда тьма, олицетворяющая рутину и безнадёгу, ярко граничит со светом — радостью бытия, переходом в новое качество.

На вопрос, не тяжело ли неподготовленному зрителю будет воспринимать постановку, режиссёр ответил, «что спектакль рассчитан на думающего зрителя, ведь притча по своей природе неподвластна времени и легко накладывается на современную жизнь, где мы всегда что-то делаем, роемся, образно говоря, каждый в своей яме, иногда задумываясь, куда идти дальше, зачем я здесь, не предпринимая никаких шагов в развитии, но каждый верит в свою исключительность, верит, что за ним придут, его заметят, похвалят и наградят».

Я согласна с автором, что многим из нас порой очень не хватает такого Человека, который бы однажды пришёл, согнал с дивана, повёл за собой и заставил предпринять решительные действия, при этом возложил на себя моральную ответственность. Уверена, такие периоды в жизни встречаются у каждого, если только он не обладает суперволей.

А ещё после спектакля захотелось полностью прочесть Самюэля Беккета «В ожидании Годо».

Режиссёр надеется, что спектакль будет поводом для дискуссий, ведь у каждого могут быть свои ответы на одни и те же вопросы, свои выводы и своя трактовка увиденного.

Никита Московой-Руссо - актёр Рязанского театра драмы, «Двое в поле» - это его вторая режиссёрская работа.


Также в разделе МНЕНИЕ

Также в колонке автора