Подробности

Город

Творчество — ключ к социальной адаптации

29.11.2012

Многие люди с ограниченными возможностями здоровья находят себя в сфере культуры. И в Рязани немало примеров, когда они не только посещают секции, кружки, школы искусств, но и оканчивают колледжи, училища, вузы творческого профиля.

Проблемам и перспективам включения инвалидов в социокультурное пространство была посвящена межрегиональная конференция, которая прошла в Рязани в ноябре в рамках Межрегионального фестиваля творчества детей и молодежи «Поверь в себя!». Обратите внимание: в названии фестиваля нет слова «инвалиды», потому что акцент сейчас — на инклюзивное (с фр., англ. «включающее»), то есть совместное обучение творчеству детей здоровых и имеющих ограниченные возможности. Но такое «включение» нужно практиковать не только в образовании.

Сегодня мы беседуем с координатором конференции, кандидатом искусствоведения, деканом факультета искусств, доцентом Рязанского филиала Московского государственного университета культуры и искусств Аллой Сысоевой.

Р.В.: Алла Евгеньевна, почему возникла необходимость провести такую конференцию?
А.С.:
Фестиваль «Поверь в себя!», инициированный музыкальным колледжем им. Г. и А. Пироговых, проводится давно. В регионе накоплен практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях творческого образования, музеях, библиотеках. Между образовательными и культурно-досуговыми учреждениями налажены тесные связи. Но стало ясно, что не хватает теоретической базы, и специалисты из разных сфер должны встретиться и сформулировать принципы, методы работы.

Р.В.: Что подсказывает опыт других регионов?
А.С.:
Мы интересовались, как обстоят дела с инклюзивным образованием в стране. В России уже существуют центры инклюзивного образования. Там практикуется комплексный подход к развитию инвалидов: художественное образование, спортивные секции, методики работы с семьей и т.д. В основном центры существуют по линии образовательных ведомств, институтов.

Р.В.: И к каким выводам можно прийти?
А.С.:
Специалист, работающий с инвалидами, должен иметь несколько квалификаций. И все равно проблемами ребенка и молодого человека должны заниматься специалисты разных направлений деятельности. Мы, профессионалы в области культуры, помогаем людям развиваться творчески. Но рядом обязательно должен быть социальный педагог или медицинский работник. Если я обучаю ребенка, то мне необходимо знать его физические возможности, как можно с ним работать, как нельзя. Поэтому должен быть если не центр, то какое-то координирующее звено.

Р.В.: А как быть с воспитанием терпимости в обществе и поведением здоровых детей? Как организовать инклюзивное образование там, где издеваются даже над полными и «очкариками»?
А.С.:
В художественном образовании все проще. Тут иные, культурные, ценности: ребята оценивают сверстников по творческому результату. Если ты состоятелен как художник, музыкант, то интересен другим. Как раз творчество — это тот ключик, с помощью которого можно вводить инвалидов в социальную среду. В средней школе с распространением инклюзивного образования, конечно, есть проблемы. Где-то инвалидов принимают в сообщество, где-то нет. Необходимо работать и с родителями, и с педагогами школ. Но такими конференциями, фестивалями, другими акциями мы воспитываем людей, формируем общественное мнение.

Проблема и в том, что из-за отсутствия специальных условий для инвалидов на городских улицах, в учреждениях они изолированы в своих квартирах, нечасто выходят на улицу. Поэтому и появление в среде здоровых ребят детей с ограниченными возможностями воспринимается неадекватно.

Р.В.: И над взрослыми инвалидами иногда смеются и не помогают им на улице. Каковы пути решения проблемы?
А.С.:
На федеральном уровне существует программа «Доступная среда», касающаяся приспособления инфраструктуры для инвалидов. Она предусматривает создание региональных программ. Пилотные проекты были опробованы в трех регионах. В нашей области в сентябре этого года принята долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2013–2015 годы».

Но и в другой программе, «Культура Рязанской области на 2010–2015 годы», предусмотрены средства и на улучшение условий пребывания инвалидов в учреждениях культуры, и на закупку специального оборудования, и на проведение методических мероприятий и фестивалей творчества, способствующих включению инвалидов в социокультурное пространство. В рамках областной программы модернизации театров соответствующим образом оснащен театр кукол. Что это значит? Дети, передвигающиеся на коляске, смогут посещать спектакли. И их сверстники постепенно будут привыкать, что рядом с ними есть дети-инвалиды.

Возьмем европейский опыт. Там создана комфортная инфраструктура для всех. Инвалиды на улицах, в кафе, в музеях — естественная картина. И нам необходимо, чтобы транспорт, аптеки, магазины, различные учреждения были соответствующим образом оборудованы. Допустим, в музее или в театре есть пандус, но как добраться до него? Поэтому нужно межведомственное взаимодействие. Одни обеспечивают инфраструктуру, вторые — досуг, третьи — медицинское сопровождение, социальную поддержку, четвертые — образовательные программы.

Р.В.: Последние были в центре внимания на конференции. Вы говорили, что важно создать теоретическую базу.
А.С.:
Программ больше на уровне общего образования, их на форуме распространяли представители специализированных школ. По творческим дисциплинам работ меньше. У нас все начинается с практики: приходит ученик с ограниченными возможностями в класс, — и педагог изучает вопрос, но, как правило, применяет общую для всех методику. Системного подхода пока нет, но разработки есть. По итогам конференции будет издан сборник, где их опубликуют.

Такие конференции и фестивали нужно проводить регулярно, потому что происходит обмен опытом. Если участники форума начнут что-то новое применять на практике – это уже хорошо.

Р.В.: Ведутся ли теоретические разработки в вашем вузе?
А.С.:
У нас подобные программы, в первую очередь, разрабатываются на двух кафедрах: психологии и педагогики, где существует направление инклюзивного образования и социально-культурной деятельности. Но данная проблематика присутствует в тематике курсовых и дипломных работ на разных факультетах и кафедрах института. На факультете искусств — иной профиль. Прежде всего, мы показываем творческие достижения наших студентов — на конкурсах и фестивалях, в концертных программах, в постановках спектаклей, где участвуют, в том числе, и студенты с ограниченными возможностями здоровья. Это и есть форма инклюзивного обучения в вузе. А в научных разработках, относящихся к области педагогики, студенты факультета обычно ориентируются на собственную профессиональную деятельность. В случае если у студентов есть опыт работы с детьми-инвалидами — в школах искусств или дошкольных учреждениях, то они обращаются к этой теме в своих дипломных работах.

Р.В.: Почему вы стали координатором конференции? Есть ли в программе обучения тех же преподавателей творческих дисциплин курс по работе с инвалидами?
А.С.:
Инициатором проведения форума выступил комитет по культуре и туризму, с которым наш вуз работает в тесном контакте. На факультете искусств обучается немало людей с ограниченными возможностями — инвалидов по слуху, зрению и т.д. Мы не разделяем своих студентов на обычных и особенных, повторюсь, у нас инклюзивное образование. Конечно, мы координируем наши усилия с факультетом организации и управления, с кафедрами социально-культурной деятельности, психологии и педагогики, библиотековедения и документоведения.

Как и в других вузах культуры и искусства, у нас пока нет отдельного курса по работе с инвалидами. И наше сообщество должно настаивать на том, чтобы подобные курсы более широко включались в программы творческих вузов.

Беседовала Елена Коренева



Поиск

10:08
В Рязани масштабно благоустроят улицу Павлова

26.11.2024 20:47
Рязанский губернатор Павел Малков поручил разобраться в случаях отключения света после урагана

26.11.2024 15:23
Ростелеком: Начались съёмки сериала по мотивам повести Бориса Полевого «Доктор Вера»

26.11.2024 14:51
Компания «Октафарма-Фармимэкс» расширит сотрудничество с РГУ в сфере подготовки кадров

26.11.2024 14:32
В честь дня рождения «Зелёный сад» не только получает подарки, но и дарит их

26.11.2024 12:59
Экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль будет преподавать в РГУ

26.11.2024 12:30
В Рязани установят восемь пунктов автоматизированного учёта интенсивности дорожного движения

26.11.2024 11:50
В Рязани подвели итоги театрального фестиваля «Свидания на Театральной»

26.11.2024 11:26
Правительство Рязанской области закупит ещё четыре автомобиля «Москвич 6»

26.11.2024 11:01
В Нижнем горпарке Рязани высадят деревья и разобьют клумбы

25.11.2024 21:14
На новый мост через реку Оку под Рязанью выделили 18 миллиардов рублей

25.11.2024 15:43
Фестиваль «Свидания на Театральной» в Рязани состоялся при поддержке Роснефти

25.11.2024 13:25
На новогоднее оформление Рязани хотят потратить 15 миллионов рублей

25.11.2024 11:20
И. о. ректора РГУ Дмитрий Боков предложит изменить законодательство в части стипендий

25.11.2024 10:05
Рязанская область вошла в Топ-10 регионов по приверженности населения здоровому образу жизни

25.11.2024 09:05
Рязанцы оценили комедийную постановку Озёрского драмтеатра «Скупой»

24.11.2024 14:36
Академия ФСИН России сделала заявление по поводу смерти студентки III курса

24.11.2024 11:31
Рязанцам на театральном фестивале показали «Записки сумасшедшего»

23.11.2024 12:55
Рязанцы оценили комедию иллюзий нижегородского детского театра

22.11.2024 17:24
«Зелёный сад» строит новый участок дороги в Московском районе

22.11.2024 16:50
И.о. начальника управления энергетики и ЖКХ Рязани назначен Михаил Палачёв

22.11.2024 15:56
Объявлен новый тендер на строительство Южного обхода Рязани

22.11.2024 13:44
Рязанцы выступили против нового проекта застройки микрорайона в районе улицы Совхозной

22.11.2024 13:38
Рязанцы оценили «Приключения Ходжи Насреддина» в исполнении молодёжного театра из Уфы

22.11.2024 12:12
Рязанская область в 2023 году стала лидером по борьбе с нелегальными свалками

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Ноябрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30