Подробности > Проблема

Поделиться:

Пожарная тревога

Село Отводное, расположенное километрах в двух от Передельцев, находится прямо посреди леса. Тут живут преимущественно пенсионеры и несколько дачников.

Всего пятьдесят домов, окружённых высокими елями и песчаными просеками с молодыми берёзками и кустарниками. Две недели назад, когда Рязанщина медленно, но верно стала погружаться во мглу, они начали свою войну с огненной стихией, которая продолжается и по сей день. Александр Кривов — один из местных жителей. На самом деле он дачник, однако в своём доме в Отводном видит нечто большее, чем просто загородный дачный участок. Когда знакомый позвонил ему и сообщил, что уже вовсю горят Криуши и Передельцы, Александр через некоторое время был здесь. «Когда я зашёл в дом, в тот момент меня накрыла такая волна воспоминаний, — говорит он. — Я ведь тут 15 лет живу. Шёл по дому и вспоминал, сколько всего у меня связано с этим местом, сколько сил вложил, когда своими руками его строил. И так стало тяжело от осознания того, что вот сейчас я могу всё это потерять».

В тот вечер, собрав небольшой отряд из других неравнодушных жителей Отводного, Александр Павлович начал бороться с огненной стихией. Всю ночь, без какой либо помощи со стороны, отводновцы пытались не пустить огонь из Передельцев в своё село. «Сбить огонь удалось лишь к утру, после чего люди без сил рухнули и на несколько часов заснули. Проснувшись, мы отправились в оперативный штаб, чтобы понять, чего нам ждать от стихии в следующие дни», — вспоминает Александр Кривов. По его словам, в последствии ему не раз ещё пришлось участвовать в координационных заседаниях оперативного штаба. «Меня с лёгкой руки сделали ответственным за тушение лесных пожаров в Отводном, хотя никаких должностей я в местной администрации никогда не занимал и лишь организовал отряд селян, который решил противостоять лесным пожарам», — поясняет Александр Павлович.

Стараниями местных жителей борьба с огнём в Отводном длится вот уже вторую неделю. Пока его удается сдерживать на дальних подступах к деревне, и, хотя много леса на отводновских землях уже безвозвратно погибло, есть шансы, что добровольцам удастся отстоять хотя бы его часть леса, а также саму деревню. Когда мы встретились с Александром Кривовым, то сразу отправились в небольшую поездку по самым «горячим» местам обороны. Недавно купленный им новый джип походил на участника какого-нибудь недавнего ралли — коричневой слой пыли и гари покрывал автомобиль не только снаружи, но и внутри, а защитный узор старого камуфляжа, в который был одет сам Кривов, был едва различим. С помощью пальца обнаружилось, что внедорожник на самом деле чёрный. «У нас сейчас две патрульных машины — мой внедорожник и «Волга» — одного из соседей. Если бы у нас не было машин, даже не знаю, что бы мы делали. Вся координация деревенских противопожарных патрулей организована исключительно с помощью них», — рассказывает Кривов.

Навстречу по соседней дороге пролетает та самая «Волга», едва различимого за пылью белого цвета. «Видно, опять очаг образовался, — с тревогой замечает Кривов. — Сейчас у селян одна забота — лишь бы не подул ветер, ибо тогда любой даже самый маленький дымящий пенёчек может превратиться в огненный ураган». Пока ветра нет, небольшие отряды добровольцев патрулируют территорию в поисках низовых пожаров, засыпая очаги песком и проливая водой. «Не так давно к нам направили поливальные машины, благодаря которым удалось отстоять деревню в минувшие выходные, когда к Отводному в очередной раз подошёл огонь. Помню, в ту ночь зарево стояло такое, что было светло, как днём, — это шёл огонь от лесов за Передельцами. Мы думали, что не справимся и потеряем деревню, но огню не хватило воздуха и он «задохнулся». Всю ночь с субботы на воскресенье мы тушили этот пожар, люди не спали больше суток, — говорит Кривов. Однако, по его словам, не все относятся к продолжающейся войне с огненной стихией как Кривов. «Не удивляйтесь, у нас в деревне не все участвуют в тушении пожаров, есть такие, кому всё равно. Они за последние две недели и пальцем не пошевелили — горит, ну и пусть горит», — сетует он, хотя никого и не осуждает.

По мнению Кривова, нечто подобное происходит и в областном центре. «Я пару раз ездил в Рязань, чтобы помыться и подписать некоторые важные документы на работе. Вы представляете: там такое спокойствие! Сядешь в кресло — и хорошо, удобно, никуда спешить не надо, тушить там что-то, ездить в пыли и смоге. Этой огненной войны просто не существует. Мне не по себе... Впрочем, вы знаете, тушить пожары гораздо проще, чем заниматься бизнесом. В Отводном всё просто и понятно, в бизнесе сложнее, — делится мыслями Александр Павлович.

Но просто бывает не всегда. Несколько дней назад в окрестностях Отводного появились горы горелого мусора. «Когда стал разбираться, откуда это всё взялось, оказалось, что этот мусор — остатки сгоревших домов из Передельцев, в которых приступили к восстановлению домов. При этом никто почему-то даже не удосужился проверить, огнеопасны ли они или нет», — рассказывает Александр Кривов. Опасность отходов обнаружили лишь после того, как в 150 метрах от деревни от одной из мусорных куч чуть не начался пожар, который мог уничтожить всё село. «Тогда мы наотрез запретили машинам сгружать сгоревший хлам из Передельцев в наших лесах. Через некоторое время к нам приехала милиция и прокуратура, хотели разбираться, почему мы препятствуем расчистке Передельцев. Правда, когда немного разобрались, приняли нашу сторону, сейчас уже ищут тех, кто отдал распоряжение утилизировать остатки сгоревшей деревни прямо в лесу. Но сколько ещё деревень надо будет расчистить? Если мы смогли заметить происходящие, то где-то ведь могут и не заметить? — задаётся вопросом он.

Сейчас грузовики больше не возят мусор в Отводное, однако у селян и без этого полно проблем — то тут, то там огонь даёт о себе знать, грозя прорваться в сторону Заборья. Тут никто уже не считает, сколько дней длиться борьба с огнём и сколько испытаний ещё предстоит. Единственное, о чём мечтают защитники Отводного — о многодневном проливном дожде.
Пожарная тревога
Александр Джафаров


Метки: Александр Кривов , Отводное , Передельцы , Заборье , Рязанский район , пожар


Вопрос жизни и смерти
С начала 2022 года в Рязанской области стала резко расти младенческая смертность. По итогам первого полугодия показатель оказался одним из худших в ЦФО и превысил общероссийский более чем вдвое. Была ли возможность избежать катастрофического развития событий?
Реновация
Бывший главный инженер Рязанского шпалозавода Виталий Беззубцев рассказал, что креозот на предприятии не использовался уже 40 лет. Город видит в освоении территории застройщиком способ экологической реновации промзоны.
Обман рязанского ВООПИиК №5
Игорь Кочетков 24 ноября сделал очередное фальшивое заявление, адресованное губернатору Рязанской области Павлу Малкову, с просьбой спасти рязанцев от креозота. Речь идёт о проекте редевелопмента бывшего шпалозавода.
Между прошлым и будущим
Обсуждение вопроса жилой застройки в посёлке Борки в Рязани свелось к решению: город либо развивается, либо стагнирует.