Подробности > Конфликт

Поделиться:

Быть или не быть

Вопрос о присвоении посёлку Солотча и прилегающей территории статуса курортной зоны поднимался ещё в 2007 году. Тогда жители выступили против проекта Генплана и обратились во все инстанции с просьбой защитить их от хаотичной застройки и вырубки близлежащих лесных массивов.

Власть не осталась глуха к просящим и, потратив свыше 2 миллионов рублей и более трёх лет, предложила свой способ решения проблемы — создание природного парка «Солотчинский» с множеством преимуществ и внушительным рядом ограничений. За ответом на жизненно важные вопросы в администрацию Рязани прибыл солотчинский актив. Ответствовали разработчик проекта Владимир Усков, заместитель министра природопользования Рязанской области Ирина Юхина, представители правового управления администрации. За баталиями местного значения из президиума наблюдали депутаты городской и областной Дум.

Вопросы без ответов
Обстановка в зале была накалена с первых минут общения. По-боевому настроенные солотчинцы приехали с конкретными вопросами и пожеланиями получить гарантии соблюдения своих интересов от власти. Ответов требовали внятных, не раз упрекая выступающих в словоблудии и отсутствии конкретики, в достаточно жёсткой форме пресекая реплики и ироничные улыбки депутатов из президиума. А вопросы поднимались действительно серьёзные и касались жизни и смерти, как бы высокопарно это не звучало.

Согласно представленному проекту создание природного парка на территории в 11 тысяч гектаров, включая сам посёлок Солотча, предполагает выделение функциональных зон с различным назначением и режимом охраны. У жителей сразу возник ряд вопросов к разработчику проекта природного парка, сотруднику кафедры географии РГУ Владимиру Ускову: почему он полностью повторяет ряд пунктов проекта Генерального плана, отвергнутого три года назад жителями Солотчи, почему не были включены в зону парка такие населённые пункты как Заборье, Полково, часть Агра-Пустыни, а главное — территория санатория «Старица» с прилегающим лесным массивом. Именно в этом живописном месте, по словам жителей, уже готовят котлованы для застройки многоэтажными домами.

Ответ разработчика о принятых методиках естественных границ, о сохранении экологии и регулировании туристического потока не удовлетворил и не убедил жителей, которые тут же выдвинули контраргумент — на улице Казанской в Солотче три дома высокопоставленных чиновников странным образом не вписались в естественные границы всего посёлка. О недоверии говорили открыто, зачитывая отвергнутый проект Генплана трёхлетней давности и новый проект парка «Солотчинский», который слово в слово повторяет организационные моменты создания туристической зоны с гостиницами, административным центром, торговыми комплексами, ресторанами и кафе. На вопрос о местонахождении многочисленных построек и необходимости освоения новых лесных территорий или изъятия земель собственников ответа не последовало. Как попытались объяснить чиновники, предмет слушаний — не Генеральный план Солотчи, а принятие статуса природного парка. Жители требовали гарантии сохранения прав собственности на землю, которая в случае «государственной необходимости» не будет у них изъята. Масло в огонь подлил представитель правового управления администрации, из выступления которого каждый собственник домика в Солотче сделал вывод, что случаи изъятия возможны, а компенсация за это вряд ли кого устроит. Более того, в самом невыгодном положении пребывают те, кто не оформил право собственности на землю, и, таким образом, является всего лишь арендатором.

Вопросы жизни и смерти
Много разногласий вызвали и запреты, которые предполагает статус природного парка. Во-первых, запрещается строительство без согласования с администрацией природного парка домов, зданий, дорог, трубопроводов, других коммуникаций, а также хозяйственных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населённых пунктов. Все объекты должны иметь положительное заключение Государственной экологической экспертизы. С этим пунктом не согласились многие, кто планировал на своём участке впоследствии пристроить летнюю кухню, баню или мансарду. И хотя заместитель министра природопользования Юхина убеждала, что в областном законодательстве строительство бань и летних кухонь не запрещено, но озвученная в аудитории астрономическая стоимость экологической экспертизы стала ещё одним аргументом против создания парка. Также ущемление своих интересов жители усмотрели в запрете на вырубку любых деревьев на своём же участке, который автоматически с принятием статуса, станет зоной парка.

Даже запрет на складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов и сбросов, включая создание свалок и полигонов, вызвал отрицание и был расценен жителями как запрет на содержание мусорных контейнеров и своевременный вывоз мусора. А запрет на размещение кладбищ (за исключением использования существующих в их исходных границах), по мнению жительницы Солотчи Александры Леденёвой, должен рассматриваться в числе первых аргументов по принятию особого статуса. Ведь старое кладбище исчерпало свои возможности, строительство нового под запретом, а нежелание солотчинцев найти покой вдали от своих предков где-то в Рязани очевидно.

Напрасно депутаты областной Думы Александр Шевырёв и Александр Рольгейзер пытались донести все плюсы принятия статуса природного парка, говоря о сохранении, восстановлении лесов и привлечении дополнительного финансирования, предупреждая о грозящей экологической катастрофе в случае затягивания вопроса. Жители были непреклонны, ссылаясь на безобразное состояние территории Ласковских озёр, которая давно уже имеет статус особо охраняемой зоны. Мусор, захламлённость — яркое подтверждение бездействия закона.

Сырой проект на доработку!
В результате жарких дебатов представители Солотчи всё-таки оформили свои предложения и требования. Они были единогласны в том, что представленный проект — сырой и оттого порождает непонимание и отрицание всех положительных сторон статуса природного парка. Проект необходимо отправить на доработку, а в это время объявить мораторий на любое строительство на территории предполагаемого парка. Более того, необходимо включить в границы парка лесную зону в районе «Старицы» и все лесные массивы вокруг Солотчи, при этом исключив сам посёлок из природоохранной зоны. Все объекты туристической зоны удалить от жилых домов посёлка и сохранить самобытный архитектурный стиль. Решить вопрос о выделении земли под новое кладбище. И главное, юридически обосновать преимущества и недостатки принятия статуса природного парка. Жители хотели бы увидеть пусть даже схематично, как будет выглядеть Солотча, если она станет природным парком и что её ждёт, если они отклонят предложение особого статуса, которого добивались сами же три года.

Евгения Морозова
«По сводкам», №12/2010


Метки: Солотча , Агро-Пустынь , Александр Шевырёв , Александр Рольгейзер , Заборье , Полково , РГУ , Владимир Усков , Рязанский район , Ирина Юхина , Рязанская городская Дума , администрация Рязани


Грачиные страсти
Вокруг небольшого участка леса в центре Солотчи — Грачиной рощи, где предполагается обустройство парка и глэмпинга, — страсти не утихают. И если разгорался этот шум во имя экозащиты, то спустя какое-то время стало выясняться, что причина всего — конфликт хозяйствующих субъектов.
Яблоко забора
Жильцы дома №25 на улице Крупской в Рязани самовольно поставили железный забор и заложили его бетонными сваями, тем самым заблокировав проход и проезд промышленным организациям.
Суд да дело
Автосалон «Рязаньавто» судится с одним из автовладельцев на протяжении нескольких лет. Ситуация уже вышла за рамки обычного противостояния сторон.
Без тепла
Полгода жители двух домов в Рязани остаются без горячей воды.