Ответное слово |
26.12.2020 |
---|
21 декабря на пресс-конференции, посвящённой годовым итогам развития городского хозяйства, руководители администрации Рязани объявили о желании расторгнуть договор аренды с Ново-Рязанской ТЭЦ из-за «кабальных» условий.
Как всё начиналось?
На встрече с представителями СМИ в горадминистрации было заявлено, что «до 2005 года ТЭЦ была государственной структурой. В 2012 году договор аренды перешёл к городу, при этом сам договор не меняется. С 2018 года арендодателем выступает РМПТС». Между тем, на Ново-Рязанской ТЭЦ напоминают, что ТЭЦ стала арендным предприятием ещё 30 лет назад. Организация арендаторов была создана на Ново-Рязанской ТЭЦ в августе 1990 года, а в ноябре того же года был заключён договор аренды между коллективом станции и Рязаньэнерго. В 1992 году договор аренды от 20 ноября 1990 года был перезаключён на основании указа президента РФ от 14.10.92 №1230 между ТОО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и Рязанским областным комитетом по управлению государственным имуществом. Государственное имущество, имевшееся в составе станции, было передано по договору аренды от 30 декабря 1992 года.
В 2005 году договор аренды был перезаключён на новых условиях, соответствующих изменившемуся законодательству. В апреле 2012 года государственное имущество, используемое станцией, передано в муниципальную собственность. Арендодателем по договору стало выступать управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации Рязани. В сентябре 2018 года городское имущество было передано в хозяйственное ведение МУП «РМПТС», и тогда муниципальное предприятие стало арендодателем по договору.
Почему уменьшается арендная плата?
Ново-Рязанская ТЭЦ не только вырабатывает тепло для населения, но и поставляет электроэнергию на оптовый рынок и тепловую энергию в паре потребителям промузла. Если принять во внимание действующий тариф на горячую воду, прибыль предприятие получает не за счёт тарифов для населения, а за счёт работы на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Эффективности работы ТЭЦ удалось добиться, в том числе благодаря замене устаревшего и изношенного оборудования на новое.
В соответствии с договором арендная плата, которую Ново-Рязанская ТЭЦ уплачивает муниципалитету, устанавливается на основании независимой и профессиональной оценки рыночной стоимости имущества. Она может быть изменена договором аренды только по соглашению сторон, либо по решению суда. С 2012 года муниципалитет не предпринимал никаких юридических действий по изменению арендной платы, в том числе не обращался в суд.
Также нет ни одного решения суда о взыскании с ТЭЦ задолженности по арендной плате — с 1992 года она оплачивается в соответствии с условиями договора в полном размере. Отдельно замглавы администрации города Владимир Бурмистров коснулся оплаты аренды в 2016 году, которая составила «0» рублей. Как пояснили на станции, администрации не следует путать понятия «неотделимые улучшения» и «зачёт денежных требований по капитальному ремонту». Фактическая оплата аренды осуществлялась с проведением зачёта встречных денежных обязательств арендодателя и арендатора. И эти операции не имеют никакого отношения к неотделимым улучшениям. Такая форма взаиморасчётов соответствует требованиям статьи 410 Гражданского кодекса РФ, что подтверждается конкретными решениями Арбитражного суда.
Соглашение о долевой собственности, стороной которого является администрация города, подразумевает, что на ТЭЦ возложена обязанность по капитальному ремонту всего имущества, с распределением ремонтных затрат на стороны пропорционально их доле. Стоимость этих ремонтов администрация должна возмещать станции способом зачёта встречных денежных обязательств, что и производилось арендатором. Именно зачёты затрат приводят к колебаниям сумм оплаченной аренды, но такие законные подходы почему-то не признаются арендодателем.
В ответ на упрёки Владимира Бурмистрова о том, что по договору арендатор вправе проводить без согласования с собственником неотделимые улучшения, и затем вычитать стоимость затрат на неотделимые улучшения из арендной платы, на станции разъясняют, что за всё время арендных отношений с городом мэрия согласовала для ТЭЦ одно-единственное неотделимое улучшение — реконструкцию оборудования химического цеха в период 2018–2020 годов. Это улучшение было согласовано в феврале 2018 года на условиях «без возмещения затрат» — фактически это безвозмездная передача городу стоимости неотделимых улучшений.
По претензии, что «арендная плата мала и не рыночная» на ТЭЦ только разводят руками, поскольку чиновники не представили энергетикам свои желаемые размеры арендной платы и методики расчётов. Арендная плата рассчитывается по утверждённой договором методике на основе профессиональной оценки рыночной стоимости имущества и с учётом уровня инфляции. В суде администрация города арендную плату никогда не оспаривала. Приведённое Бурмистровым сравнение прибыли предприятия с размером арендной платы, по мнению ТЭЦ, некорректно. Привязка аренды к выручке является участием в распределении прибыли предприятия. Насколько это согласуется с антикоррупционным законодательством, должны, по всей видимости, ответить правовое управление города и суд. По логике вице-мэра получается, если прибыль предприятия резко снизится, то арендную плату можно будет понизить или даже не начислять? Энергетикам непонятно, почему в прошлые годы арендодатель не предъявлял станции претензии в суде о якобы кабальности условий договора.
Почему ТЭЦ выводит городское оборудование из эксплуатации?
В договоре аренды есть условие, согласно которому арендатор может в одностороннем порядке вывести объекты из эксплуатации без согласия и без обсуждения с собственником имущества. Это условие было включено в договор аренды в первую очередь для защиты интересов потребителей, в том числе жителей Рязани. Если бы ТЭЦ была вынуждена арендовать неиспользуемое, изношенное и устаревшее оборудование, а также содержать его и ремонтировать, то это привело бы к росту себестоимости конечного продукта, а в конечном счёте — росту тарифа для населения. К тому же муниципальные турбины 1960-х годов выпуска неизбежно морально устаревают и не могут использоваться на оптовом рынке электроэнергии из-за несоответствия их технических параметров современным требованиям.
На пресс-конференции горадминистрацией было озвучено, что «с 2014 года из аренды было выведено 176 муниципальных объектов, которые участвовали в производстве. Из них 13 объектов оформлено в частную собственность посредством приватизации, оставшиеся 163 муниципальных объекта выведены из аренды и брошены, и их судьба выясняется в ходе инвентаризации». ТЭЦ приводит другие данные — выведены из эксплуатации и приобретены на приватизационных аукционах в частную собственность пять муниципальных объектов: турбогенератор №4; паропровод от ТЭЦ до теплопункта ликвидированного завода Химволокна; паропровод от ТЭЦ до Промбазы; паропровод от поворота у завода Химволокна до теплопункта КРЗ; паропровод от катализаторной фабрики до РОЭМЗ. Они фактически не использовались, загромождали территорию и мешали проведению монтажа другого оборудования.
Поскольку приватизировано было пять объектов из тринадцати, то что стало с остальными? Известно, что часть этих объектов собственник (муниципалитет) либо продал (старое мазутное хозяйство, здание учебно-бытового корпуса), либо сдал на металлолом.
Якобы неправомерный, по мнению Бурмистрова, вывод старого турбоагрегата №4 из эксплуатации, о чём упоминалось на пресс-конференции, был согласован с администрацией, предусмотрен приказом Минэнерго РФ, а также Программой развития электроэнергетики Рязанской области на 2015–2019 годы. На тот момент турбина простаивала уже десять лет. Ранее тепловая энергия от неё поставлялась только промышленным потребителям Южного промузла, в том числе заводам Химволокно и филиалу ЗИЛ. К 2009 году основные потребители пара с данной турбины, как известно, полностью прекратили своё существование. Поэтому администрация города вынесла приватизацию старой турбины и генератора на аукцион. Независимым оценщиком при его проведении был сделан вывод, что вторичного рынка для турбины и генератора 60-летней давности не существует и единственный способ его дальнейшего использования — утилизация.
Поэтому у Ново-Рязанской ТЭЦ есть встречные вопросы к арендодателю:
1. Зачем администрация города с одобрения городской Думы выставила старую турбину №4 на приватизацию через аукцион, организованный самой администрацией? ТЭЦ в этом аукционе победила и стала собственником агрегата на законных основаниях.
2. Почему старая турбина №4 была оценена оценщиками аукциона в 2,4 миллиона рублей?
3. Кто нарушил закон о приватизации при выставлении старой турбины №4 на аукцион?
4. В отношении кого в связи с этими событиями были вынесены два упомянутых на пресс-конференции представления прокуратуры, и где ТЭЦ может с ними ознакомиться? В адрес ТЭЦ эти представления не выносились.
5. Каким образом муниципалитет должен был использовать простаивающую десять лет и невостребованную на рынке старую турбину №4 с целью зарабатывания прибыли для города и граждан? Считает ли нынешний арендодатель, что Минэнерго РФ, согласовавшее вывод старой турбины №4 из эксплуатации, нарушило закон? Какой именно закон нарушен и какими документами это подтверждается?
Новую турбину №4 приобретал генеральный подрядчик ТЭЦ в рамках контракта, заключённого с поставщиком по результатам открытых торгов. Генеральным подрядчиком проекта стало АО «Теплоэнергооборудование» из Челябинска. По результатам реализации инвестиционного мероприятия было создано шесть новых объектов основных средств (турбина №4, распределительное устройство 0,4 кВ, реконструированный генератор №4, АСУ ТП турбогенератора, трубопроводы свежего пара ТГ-4, установка подогрева сетевой воды ТГ-4). Сама же новая турбина №4 не является типовой или серийной, она произведена по эксклюзивному заказу и имеет уникальные характеристики. Её стоимость в соответствии с данными бухгалтерского учёта составила около 600 миллионов рулей без учёта НДС. Так что 1,2 миллиарда рублей — это не цена турбины, а стоимость всего комплекса работ по проектированию, изготовлению турбины, поставке оборудования, реконструкции генератора, строительно-монтажным работам под ключ с учётом НДС. За счёт платежей от конечных потребителей муниципальных теплосетей при реализации этого проекта по решению РЭК было профинансировано около половины всех затрат, остальная часть покрывалась станцией от продажи электроэнергии, электрической мощности и пара.
На пресс-конференции также прозвучало, что в июле 2020 года администраций было подписано постановление о приостановлении вывода из эксплуатации турбины №2. «Мы видели эту турбину №2. Да, она старенькая с виду, но она рабочая и с огромным парковым ресурсом. Это рабочее оборудование муниципального образования, которое на ТЭЦ находится в резерве и включается для снабжения теплом промпредприятий», — отметил Бурмистров.
На Ново-Рязанской ТЭЦ намерены вывести данную турбину из договора аренды. Энергетики отмечают, что изношенная турбина №2 аналогична турбине с генератором №4, она была выпущена в 1958 году. С января 2020 года турбоагрегат не вырабатывает тепловую и электрическую энергию в силу его морального устаревания и невостребованности на рынке, то есть она стоит без нагрузки. О том, что муниципалитет поставил старую турбину№2 «в резерв» арендатору ничего не известно. На станции утверждают, что эксплуатация устаревшего и изношенного агрегата неизбежно повысит тариф для конечного потребителя и может привести к незапланированным ремонтам и сбоям выработки тепла.
Муниципальная ТЭЦ?
На пресс-конференции заммэра уверил рязанцев, что в случае, если арендатор при расторжении договора не будет допущен к эксплуатации оборудования ТЭЦ, «никто не позволит останавливать тепловую станцию, всё это будет продолжать работать единым комплексом, которым управлять муниципалитет, поверьте мне, сможет». На Ново-Рязанской ТЭЦ парируют, что ярким примером «эффективного» муниципального управления энергопредприятием, является РМПТС, рост расходов которого за последние пять лет втрое превышает рост расходов ТЭЦ. На станции уверены, что в случае передачи управления предприятием муниципалитету РЭК будет так же вынуждена включать затраты по модернизации и развитию станции в тариф для населения, поскольку других источников инвестиций не существует. На пресс-конференции также было заявлено, что при сравнении минимальной и максимальной стоимости одной рязанской гигакалории с другими городами ЦФО тариф для населения по Рязани находится в середине списка. На станции же утверждают, что сравнение «диапазонов тарифов» — это фикция, поскольку в него попадают не только ТЭЦ, а все поставщики тепла, в том числе, например, неэффективные угольные котельные с самыми высокими тарифами, котельные без сетей и так далее. Объективным может быть сравнительный анализ тарифов только среди аналогичных ТЭЦ, при котором отпускной тариф Ново-Рязанской является самым низким в ЦФО.
«Муниципалитет очень упрощённо представляет себе смену собственника и национализацию частных агрегатов. Неизбежно возникнет масса неразрешимых в одночасье, тяжёлых проблем по оформлению лицензий и разрешений на подконтрольную ему новую компанию, форс-мажору по заключённым станцией долгосрочным договорам с потребителями, подрядчиками и поставщиками, проблем с компетентным менеджментом и кадрами и так далее. Это приведёт к дезорганизации работы ТЭЦ и срыву выполнения станцией обязательств по обеспечению потребителей энергоресурсами. Вариант выкупа частного имущества ТЭЦ в муниципальную собственность, о котором заявил Бурмистров, является скорее пустой декларацией, поскольку лишён реальных источников бюджетного финансирования. Если сценарий развития событий, конечно, не пойдёт по пути силового принуждения акционера ТЭЦ к заведомо невыгодной сделке по бросовой цене», — делают вывод на Ново-Рязанской ТЭЦ.
Метки: ЖКХ, отопление, тарифы, Ново-Рязанская ТЭЦ, РМПТС
08.11.2024 15:23
Рязанцев возмутила стоянка автомашин в Нижнем горпарке
08.11.2024 12:26
Рязоблсуд рассмотрел апелляцию подозреваемого в мошенничестве Романа Зеленского
08.11.2024 11:26
Ростелеком: Премьера сериала «Дети перемен» состоится 21 ноября на Wink.ru и START
08.11.2024 10:03
Концерт Дианы Арбениной в Рязани перенесли
08.11.2024 09:13
Зампред правительства Рязанской области Артём Никитин: «Точечно работаем по потребностям каждого отдельного инвестора»
07.11.2024 17:41
Артём Никитин объяснил кадровые перестановки в сфере культуры
07.11.2024 16:53
Индия и Китай заинтересовали рязанское правительство с точки зрения въездного туризма
07.11.2024 16:00
На строительной площадке ЖК «Окская стрелка» в Борках начался вывоз грунта
07.11.2024 14:08
В Рязанской области в 2024 году начнут строить новый индустриальный парк
07.11.2024 12:10
Заседание по делу о мошенничестве с коммунальной техникой в Рязани вновь отложили
07.11.2024 11:51
Рязаньстат закупит гражданские противогазы
07.11.2024 11:07
В Рязани снизились цены на вторичное жильё
06.11.2024 21:08
Рязанцам рассказали об изменениях в работе травмцентра БСМП
06.11.2024 15:49
Российский союз строителей посетил объекты ГК «Зелёный сад»
06.11.2024 14:42
«Гонку чемпионов» под Рязанью организуют и проведут за 10 миллионов рублей
06.11.2024 14:07
Рязанский бизнес-омбудсмен раскритиковал высказывание представителя ЦБ о банкротстве компаний
06.11.2024 11:34
Министр культуры Рязанской области сменила фамилию
06.11.2024 10:59
В Рязанской области завершают проверку защитных сооружений
06.11.2024 10:25
Разработчики концепции благоустройства ЦПКиО ответили на вопросы рязанцев
05.11.2024 19:50
Президент Владимир Путин поддержал идею проведения Года Есенина в России
05.11.2024 17:17
В БСМП Рязани обслуживать гражданское население будет только травмцентр
05.11.2024 16:07
ГК «Зелёный сад» рекомендует: выбирайте квартиру в новостройке прямо сейчас
05.11.2024 15:35
Арестованный в Рязани судебный пристав обжаловал своё заключение под стражу
05.11.2024 14:29
Рязанцы оценили спектакли Белгородского драмтеатра
05.11.2024 12:58
Мэрия Рязани через суд взыскивает с подрядчика строительства детсада в Семчино штраф в 3,7 миллиона рублей