Подробности > Проблема

Поделиться:

Потерянный ряд

Два столетия назад нынешний центр Рязани был для наших предков средоточием торговли. С тех пор мало что изменилось, хотя и проявляются своеобразные черты современности.

На Хлебной и Новобазарной — ныне площади Ленина — когда-то осуществлялась купля-продажа муки и хлеба, тогда купцам служили деревянные лавки и навесы. Старый базар при этом находился на Астраханской улице в помещении Гостиного двора. Не прошло и века, как торговля развилась настолько, что купечеству потребовалось повысить статус — городской рынок перебрался в каменные сооружения. Случилось это в 1794 году, когда по проекту архитектора Сулакадзева были отстроены каменные Городские торговые ряды. Шесть зданий (сегодня осталось лишь два) расположились по периметру. Новобазарная улица превратилась в главную торговую улицу Рязани. Старый базар на Астраханской сгорел в тридцатых годах XIX века. Торговые ряды оказались центром торговли: здесь расположились хозяйственные, обувные и галантерейные магазинчики, булочные и кондитерские, а также лавки готового платья, чайные и трактиры.

Пролетарии решили, что найдут рядам лучшее применение — советская власть пользовала архитектурный ансамбль в качестве складов под различные нужды. Но к 1960 году Совет министров РСФСР всё же постановил включить Рязанские торговые ряды в перечень памятников республиканского значения. А в начале девяностых, готовясь к 900-летию Рязани, городские власти отреставрировали-таки с годами потерявшие свежий вид здания рядов. Денежную инициативу взяли на себя местные бизнесмены, часть оплатили город и область. Кто постарше вспомнит, как в рядах на Краснорядской располагались и бистро, и видеопрокат, и чуть ли не единственный на то время в центре города платный туалет. Функционировать ряды перестали в 2006, как только местное управление Росимущества начало решать вопросы вокруг Рязанского кремля. Как раз на этот период пришлась передача построек кремля в собственность епархии. Росимущество имело виды на ряды и часть музейной экспозиции хотели переселить именно сюда. И закон оказался на их стороне — арендаторов выставили, здание вновь осиротело. Немудрено, что Министерство культуры лишь покрутило у виска на предложение разместить в необорудованных, просевших от времени помещениях музейные экспонаты, требующие индивидуальных условий хранения.

Время не пощадило и торговые ряды по улице Кольцова, но им повезло больше — их также отреставрировали, а в начале нулевых отдали в аренду. Реставрация шла за счёт предпринимателей, которые затем и заняли торговые площади. Торговые ряды на Краснорядской пустуют с 2006 года. Оба здания оказались во ФГУП «Информационные технологии» в 2011 году. Данное ФГУП до 2011 года было областным новгородским ГУПом с тем же названием, а с 2011 года — преобразована в федеральное — во ФГУП, который подведомственен Росимуществу. Первоначально ФГУП было зарегистрировано в Великом Новгороде, но в 2012 году перерегистрировалось во Владимире, в то время как офис всегда располагался в Москве). Дальше началось следующее. «Информационные технологии» объявляют торги на право аренды рядов на улице Краснорядской. Четыре рязанские фирмы к аукциону не допускаются, а выплывает некое московское ООО «Гранит». Позже стало известно, что данная компания начинала как ООО «Конус», затем была переименована в ООО «Новомичуринский катализаторный завод». При этом в Новомичуринске в 2010 году появилось уже второе предприятие с таким же названием, но с юридическим адресом в Москве (к слову, организация предприятия-двойника обычно является первым этапом рейдерского захвата). Все последующие действия ФГУПа довели до суда, который вместе с Федеральной антимонопольной службой признали проведение торгов незаконными.

Пока не сработали очередные коррупционные схемы «Информационных технологий», возможно вернуть Рязанские торговые ряды из федерального на областной уровень. Никаких иных рычагов воздействия на загадочный ФГУП, который ничего не делает, нет. В реестре рязанского управления Росимущества памятник не числится, по сути, он выпал из закона о сохранении памятников архитектуры. Нет у него ни паспорта, ни действующего охранного обязательства, то есть никто не обязан следить за его состоянием и выполнять работы по содержанию. Ситуация не меняется вот уже семь лет.

Махинации по приватизации памятников архитектуры в России не редки. Похожая ситуация возникла в Москве, преступная схема вскрылась и теперь вопросом занимается Высший арбитражный суд. Обанкротился банк «Московский капитал», заключивший кредитные договоры с рядом ООО, поручителями по которым выступили несколько ФГУПов. Сегодня Росимущество рискует лишиться 38 зданий, большинство из которых входят в перечень объектов культуры федерального значения.
Потерянный ряд
Людмила Рубцова


Метки: Торговые ряды , история , криминал


Вопрос жизни и смерти
С начала 2022 года в Рязанской области стала резко расти младенческая смертность. По итогам первого полугодия показатель оказался одним из худших в ЦФО и превысил общероссийский более чем вдвое. Была ли возможность избежать катастрофического развития событий?
Реновация
Бывший главный инженер Рязанского шпалозавода Виталий Беззубцев рассказал, что креозот на предприятии не использовался уже 40 лет. Город видит в освоении территории застройщиком способ экологической реновации промзоны.
Обман рязанского ВООПИиК №5
Игорь Кочетков 24 ноября сделал очередное фальшивое заявление, адресованное губернатору Рязанской области Павлу Малкову, с просьбой спасти рязанцев от креозота. Речь идёт о проекте редевелопмента бывшего шпалозавода.
Между прошлым и будущим
Обсуждение вопроса жилой застройки в посёлке Борки в Рязани свелось к решению: город либо развивается, либо стагнирует.